Богданова Н.В. Я поведу тебя в музей...
>> 60-летие СГАУ |
Богданова Н.В.
Я поведу тебя в музей...
| Богданова
|
"Я поведу тебя в музей", - сказала мне сестра" - эти строчки из пионерского детства я слышу постоянно от друзей и знакомых с тех пор, как пришла работать в музей.
Для большинства людей слово "музей" ассоциируется с тишиной и покоем полутёмных залов, покрытыми многолетней пылью экспонатами и такими же смотрителями. И, уж точно, большинство уверено в том, что работать в музее легко и просто, быть может, даже скучно. Ведь и дел-то всего - проводить экскурсии да следить, чтобы ничего не трогали руками. В действительности всё совсем иначе. Музейная деятельность бесконечно разнообразна и насыщена, как любой, по-настоящему творческий труд.
Признаюсь, и я искала тишины и покоя, устав от нервной и напряжённой заводской суеты времён расцвета перестройки. По роду своей работы мне часто приходилось бывать на заводских площадках прославленных заводов "Прогресс", "Моторостроитель", "Металлург", "Металлист", на первых промышленных выставках, и я хорошо знала, какие великолепные "изделия" создаются за высокими заводскими заборами.
Проработав почти 15 лет в авиационной промышленности, я считала очень несправедливым, что так мало известно о замечательных творениях разума и рук человеческих, о людях, чьим трудом наша страна приобрела славу великой аэрокосмической державы. Именно поэтому я пришла работать в музей авиации и космонавтики имени академика С.П. Королева, который и по сей день остается единственным доступным музеем аэрокосмического профиля в Самаре.
Первое впечатление от музея было двойственным: он не показался мне особенно уютным или красивым, каким должен быть музей по моему представлению, но было в нём что-то очень притягательное, теплое, и это впечатление осталось. Позже я поняла, в чём тут дело: в музее всё сделано с любовью, руками очень интересных и добрых людей. Модели самолётов и ракет, надписи на планшетах, панно и витражи - всё сделано вручную, во всем чувствуется душа человека, который их создавал. Наверное, поэтому так часто приходится слышать об особой "ауре" музея, атмосфере открытости и доброжелательности, которая делает его особенно привлекательным.
На первый взгляд экспозиция кажется перенасыщенной информацией, фотодокументальными материалами. Но при внимательном её изучении приходит понимание, что здесь нет ничего случайного. Каждый раздел, каждую тему разрабатывали, подолгу обсуждали признанные специалисты, ведущие учёные и сотрудники университета. Каждый из них старался донести своё представление о том или ином отрезке истории отечественной авиации и космонавтики, выделить и проиллюстрировать наиболее важные события и достижения в этих отраслях. Глядя на то, что сделано, не возможно не проникнуться огромным уважением ко всем создателям этого замечательного уголка нашей истории.
О том, как возникла идея создания музея, о первых его шагах, мне рассказал профессор Юрий Леонидович Тарасов, которого по праву можно считать одним из основоположников музея:
"Идея создания музея возникла у нас на самолётостроительном факультете еще в 1966 году, когда Куйбышевскому авиационному институту было присвоено имя академика С.П. Королева. В то время я был деканом факультета, и мне представлялось очень важным и интересным создать в институте своего рода клуб любителей авиации и космонавтики, где могли бы встречаться все, кого влечет романтика неба и просторы космоса, где можно было бы проводить занятия со студентами и наглядно представлять им основы их будущей профессии. С этим предложением я пришел к ректору института В.П. Лукачёву. Виктор Павлович внимательно выслушал меня, идею мою поддержал, и мне же поручил организацию работы по строительству музея, предложив взять в "компанию" молодого и неугомонного заведующего лабораторией Петра Молотова. Это была поистине народная стройка. Комитет комсомола принял тогда решение отчислять часть средств, заработанных на субботниках и в строительных отрядах, в фонд строительства музея. Первый взнос внесли студенты группы N234 в марте 1969 года. Позднее на его строительстве работали не только студенты, но и аспиранты, преподаватели и другие сотрудники института. Общими усилиями строительство музея было завершено в 1974 году.
4 февраля 1975 года ректор института Виктор Павлович Лукачёв подписал приказ N105, которым был учрежден музей имени С.П.Королева. "...Воспитание студентов в духе лучших традиций советской технической мысли, популяризация идей отечественной авиации и космонавтики, формирование идейных и профессиональных качеств будущих инженеров..." - так были обозначены цели и задачи будущего музея руководством института.
Была утверждена комиссия по созданию музея под председательством А.Ф. Бочкарева, в которую вошли: доценты Ю.Л. Тарасов, В.Т. Шестаков, В.М. Белоконов, Л.П. Юмашев, Д.Ф. Пичугин, Ф.И. Китаев, В.В. Григорьев, а также С.Д. Семченко, Н.А. Петухов, Е.И. Шпади.
Под их руководством были сформированы основные разделы экспозиции музея:
- История создания и развития института.
- Этапы развития авиации.
- Этапы освоения космоса.
- Жизнь и творчество академика С.П. Королева.
Работы по созданию экспозиции музея продолжались около двух лет. Заслуженный художник РСФСР В. Петров разработал витраж "Путь к звездам", составляющий одну из главных художественных особенностей музея. В фойе перед музеем разместился горельеф С.П. Королева, созданный членом союза художников СССР А. Головниным. Первыми художниками-экспо-зиционерами музея стали В. и А. Лемешевы и Михаил Бочко, первые экспонаты для музея - макеты самолётов - были изготовлены авиамодельным студенческим конструкторским бюро под руководством М.Е. Князева. Н.Д. Кузнецов позаботился о том, чтобы для музея был изготовлен макет легендарного двигателя НК-12МВ, на мою просьбу об изготовлении модели РН "Восток" сразу же откликнулся Д.И. Козлов, и вскоре она заняла центральное место в экспозиции музея.
В январе 1977 года состоялось торжественное открытие музея, приуроченное к 70-летию со дня рождения С.П. Королева, которое стало заметным явлением не только в жизни института, но и всего города".
Из музейных архивов известно, что с момента открытия и до июня 1981 года музей работал на общественных началах как кабинет наглядных пособий и единственным его сотрудником оставался Виктор Николаевич Субботин. В 1978 году был создан первый научно-методический совет музея под председательством Д.Н. Лысенко. Советом музея была проделана большая работа по обновлению экспозиции, пополнению её новыми экспонатами и информационными материалами.
Приказом Минвуза от 30.04.81 г. N258 музей получил статус самостоятельного структурного подразделения института, был выделен небольшой штат сотрудников. Заведующей музея была назначена Елена Михайловна Балыкова, которая проработала в этой должности с июня 1981 года до апреля 1982 года
С мая 1982 года по 1994 год директором музея работала Вера Ивановна Федорова.
Огромный жизненный опыт, энергия и мудрость Веры Ивановны во многом определили и современный облик музея, и повышение роли музея в жизни университета и в его внешних связях. Часто приходится слышать от музейщиков жалобы на то, что музей в запущенном состоянии, руководство не помогает, на просьбы не обращает внимания, и "вообще, мы никому не нужны". К счастью, к нашему музею такие слова трудно применимы. Музей всегда работал в тесном сотрудничестве с факультетами и кафедрами института, с общественными организациями, постоянно ощущал поддержку и помощь ректората.
Вспоминает Вера Ивановна Федорова: "Восьмидесятые годы запомнились мне как годы повседневной творческой работы по становлению и развитию музея, всех форм его деятельности.
Прежде всего, это пополнение фондов новыми экспонатами, укрепление его материальной базы, обновление экспозиций и утверждение музея как неотъемлемой части учебного процесса и центра культурно-воспитательной работы в институте.
Это было непросто. Но, благодаря помощи ректората, деканатов, кафедр и общественных организаций, удалось многое сделать. Штат музея всегда был небольшой. Пополнился наш коллектив в 1985-89 годах: пришли замечательные специалисты и увлечённые люди: Арсений Егорович Богачев - подполковник войск противовоздушной обороны в запасе, перешла из методического отдела Ирина Павловна Тамм, позже пришла Руфина Алексеевна Зрелова. Не считаясь со временем, активно и творчески они включились в музейную работу.
Все годы большую практическую помощь оказывали члены научно-методического совета музея, председателями которого был сначала Ю.Л. Тарасов, а затем Ф.В. Гречников. В состав совета входили представители кафедр, утверждённые приказом по институту для работы с музеем. С благодарностью вспоминаю многих из них: Д.Н. Лысенко, А.Ф. Бочкарев, В.Л. Балакин, В.А. Комаров, Л.Г. Лукашев, В.Г. Шахов, А.П. Нападов, Л.П. Юмашев. В.Н. Хивинцев, О.Н. Корольков, И.В. Потапов, С.А. Ишков.
Все они и многие другие принимали непосредственное участие в создании новой экспозиции музея к 50-летию КуАИ, в организации и проведении многих выставок, юбилейных встреч, в учебной и профориентационной работе со студентами и школьниками.
В те годы в работе музея активно участвовал комитет комсомола (секретари комитета А. Власов, О. Фурсов). Один из членов комитета ВЛКСМ утверждался ответственным за работу с музеем. Среди самых активных комсомольцев был Лев Хасис. В 1985 году, к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне, в музее готовилась выставка "Куйбышевские штурмовики на фронтах Великой Отечественной". Л. Хасис вместе с другими студентами организовал сбор фотодокументального материала, воспоминаний ветеранов - летчиков-штурмовиков и тружеников тыла, в годы войны работавших на куйбышевских авиапредприятиях. Им была организована поездка студентов в Москву для встречи с генерал-майором А.И. Подольским, в годы войны командующим первой запасной штурмовой авиационной бригадой (она размещалась в г. Куйбышеве). Позднее на церемонии открытия выставки в музее состоялась очень тёплая встреча студентов с ветеранами, среди которых были Герои Советского Союза Подольский и Никитин (Москва), Буркин, Сафонов и Гейбо (Куйбышев). Группа студентов под руководством Л. Хасиса смонтировала в музее одну из первых в институте видеосистему, которая до сих пор работает.
С целью более активного привлечения студентов к музейной работе на базе музея велась подготовка экскурсоводов в рамках факультета общественных профессий.
Комплектованию фондов музея всегда уделялось большое внимание. Особенно важно для пополнения фондов умение установить личные контакты с сотрудниками ведущих профильных музеев и известными в области авиации и космонавтики личностями и членами их семей. Особенно запомнились встречи с вдовой С.П. Королева Ниной Ивановной. Я познакомилась с ней в 1985 году, в Москве. Позвонила ей по телефону, представилась, рассказала о музее, и Нина Ивановна любезно пригласила меня к себе домой. Впоследствии я бывала у неё неоднократно, и постепенно у нас установились тёплые, доверительные отношения и взаимопонимание.
Нина Ивановна очень много рассказывала мне о Сергее Павловиче и его близком окружении. По моей просьбе она передала для нашего музея личные вещи и документы С.П. Королева, которые являются бесценными реликвиями прошлого нашей страны. И сегодня личные вещи (шляпа, галстук, стартовая повязка) и книги с автографами Сергея Павловича вызывают огромный интерес посетителей музея. Важно отметить, что Нина Ивановна обычно строго придерживалась правила - ничего никому не отдавать из своих архивов. Для нашего музея было сделано исключение, что говорит о высокой степени её личного доверия.
Были и другие интересные встречи, например с вдовой Ю.А. Победоносцева - ближайшего соратника С.П. Королева, которая также передала для музея несколько редких фотографий и документов.
Конечно же, много очень интересных встреч проходило в самом музее. Среди его гостей много космонавтов, выдающихся государственных и общественных деятелей, зарубежных делегаций самого высокого ранга. Мне довелось встречать космонавтов Германа Титова, Геннадия Стрекалова, Александра Сереброва, Вячеслава Зудова и других; В.И. Воротникова, Л.С. Свечникова, Н.Д. Кузнецова и много других известных государственных и общественных деятелей, учёных, конструкторов и специалистов.
За годы моей работы экспозиция музея значительно пополнилась моделями авиакосмической техники. Большой заказ по изготовлению моделей выполнил Ульяновский научно-технический центр. Его сотрудники изготовили макеты орбитального комплекса "МИР", ракетно-космического комплекса "Энергия-Буран", ракеты-носителя "Протон". Постоянным партнёром и активным участником всех музейных дел был Михаил Егорович Князев. Под его руководством студенческим конструкторским бюро для музея выполнены более 30 моделей авиационной и ракетно-космической техники.
В повседневной работе очень помогало сотрудничество с Ассоциацией музеев космонавтики, Всесоюзным аэрокосмическим обществом "Союз", Федерацией космонавтики и другими общественными объединениями. Обмен опытом и информацией позволяли совершенствовать формы музейной работы, приобретать новых друзей и повышать статус музея.
В 1986 году на базе нашего музея был организован Всероссийский семинар руководителей музеев аэрокосмического профиля, в котором приняли участие около 100 человек.
За большой вклад в работу по патриотическому воспитанию молодежи в 1989 году Министерство культуры присвоило музею почётное звание "Народный музей"...
Пришли иные времена... Начало 90-х годов принесло резкие перемены в жизни общества, которые не преминули сказаться и на жизни института и его музея. Не стало партийной и комсомольской организаций. Со слезами на глазах передавали в музей свои знамена и награды бывшие комсомольские лидеры, легли в архивы протоколы бурных партийных собраний, а вместе с ними ушли в прошлое многие славные страницы нашей летописи.
Новые условия, открытость и демократизация общества привнесли новые возможности и новые проблемы в деятельность музея. Именно тогда, в 1994 году, я пришла работать в музей. Как раз в это время шла подготовка к выставке из фондов музея в Даулинг Колледже (штат Нью-Йорк, США). В Америку "поехали" модели авиакосмической техники, созданной в Самаре, а также материалы о жизни и деятельности С.П. Королева. На открытии Национального центра авиации и космонавтики в Даулинг Колледже выставку представлял консультант музея, заведующий отраслевой научно-исследовательской лаборатории динамики и управления движением летательных аппаратов И.В. Потапов. Это событие стало некоторым переломным моментом в жизни нашего музея. Тогда пришло осознание, что музейная деятельность может выходить далеко за рамки учебной, воспитательной и профориентационной работы в университете. Новое время диктовало новые подходы к музейной деятельности, и мне предстояло решить нелёгкую задачу: сохранив всё лучшее, что было в работе музее, привнести новый импульс в его развитие, найти своё "место под солнцем" в изменившихся условиях.
Традиционно принято считать, что музей - это место хранения давно отживших реликвий, связанных с той или иной сферой деятельности человека. Однако музей, по определению, - это учреждение культуры, призванное собирать, хранить, изучать и популяризировать историю развития чего-либо. Таким образом, музей является отражением действительности, и в нём органично могут сочетаться как исторические реликвии, так и самые смелые проекты будущего. Тем более актуально это звучит для научно-технического музея, каковым является наш музей.
В современных условиях музейная деятельность имеет куда более широкий смысл, чем ранее принято было считать. Сегодня музей - одно из самых динамично развивающихся направлений в культурной жизни общества, отражающее важный этап его развития. Налицо возросший интерес общества к своей истории, попытка осознать своё место в стремительно развивающемся мире, без чего не возможно нравственное развитие личности. При этом возрастает роль музеев как культурных и просветительских центров, способных не только дать знание о прошлом и настоящем, но и сформировать личностное отношение к этому "прошлому и настоящему". В полной мере это относится и к нашему музею.
Первое, с чем мне пришлось столкнуться, когда я постигала основы музейной работы, - это проведение экскурсий - одна из основных функций музея. Помню, как поразила меня первая услышанная мной лекция-экскурсия, которую проводил невысокого роста, пожилой человек В.Н. Субботин - старейший сотрудник музея, проработавший в нём со дня основания и до последних дней своей жизни. Я была потрясена его почти энциклопедическими знаниями. О каждом экспонате, особенно о самолётах, он мог рассказывать, казалось, часами, мог ответить на любой вопрос: и о технических характеристиках, и о конструкции, и об особенностях эксплуатации, о конструкторах, лётчиках, предприятиях-изготовителях, зарубежных аналогах и о многом-многом другом. В прошлом лётчик-инструктор, он летал сам и научил летать многих известных людей, среди которых чемпион мира Игорь Егоров, профессоры Ю.Л. Тарасов и В.М. Шахмистов и многие другие. Не имея учёной степени и званий, Виктор Николаевич обладал огромными знаниями, опытом и был настоящим педагогом и воспитателем, и с такой любовью стремился он передать свои знания молодёжи, а самое главное привить любовь к авиации, уважение к людям да и просто воспитывал своей добротой и порядочностью.
Итак, первый вывод, который я сделала: "Чтобы работать в музее, нужно очень многое знать!". Действительно, для того чтобы провести полуторачасовую экскурсию, нужно изучить - всего лишь! - древние мифы и легенды, историю воздухоплавания, авиации и космонавтики не только нашей страны, но всего мира, а также знать азы астрономии, физики, химии, биологии, и т.д. и т.п., знать прошлое и настоящее университета и многое другое. И я засела за книги.
Совсем иначе выглядела лекция-экскурсия А.Е. Богачева - весельчака и балагура, которого очень любили дети и преподаватели школ, студенты и сотрудники университета. Арсений Егорович не имел специальной подготовки, но обладал удивительными природными качествами одарённого педагога и артиста, которые позволяли ему каждую лекцию-экскурсию превращать в своеобразное представление. Причём каждый раз новое. С одинаковым блеском он проводил экскурсии и для совсем маленьких детей, и для студентов, и для гостей университета, и для зарубежных специалистов, которые, прощаясь, с уважением часто говорили: "Большое спасибо, профессор!". На его экскурсии специально записывались целые школы. Книга отзывов хранит многочисленные восторженные отзывы и благодарности "лично А.Е. Богачеву" (да и всем другим сотрудникам музея тоже).
Наблюдая за такими разными людьми, я поняла, что успех музейного дела во многом определяется личностью лектора-экскурсовода. Действительно, ведь это очень неформальная работа. В музее никого не заставишь слушать. Если неинтересно - посетитель просто уходит, ему не нужно терпеть скучную лекцию, чтобы потом сдавать зачёт или экзамен. Так я сделала второй вывод: "Чтобы работать в музее, надо быть интересным человеком, по-настоящему любить людей и своё музейное дело!".
Гораздо позже, участвуя в музейных форумах и изучая специальную литературу о современных тенденциях развития музеев, я многое узнала о теориях музейной коммуникации, где общению лектора-экскурсовода и посетителя отводится едва ли не главное место. Это было подтверждением моих первоначальных выводов.
Итак, с проведением экскурсий всё понятно. Но должность моя в то время называлась - главный хранитель. По музейной иерархии главный хранитель - второе лицо в музее после директора, и его задача - обеспечить сохранение и пополнение святая святых музея - его фондов. Принципы фондовой работы примерно те же, что и в библиотеке. Необходимо организовать систему комплектования, учёта, хранения и эффективного использования фондов музея. Каждый экспонат, будь то двигатель или модель самолёта, фотография или негатив, должен иметь своё место для хранения и систему поиска, тогда им можно воспользоваться. Легко сказать, но как это сделать, если фонды насчитывают тысячи единиц хранения, а фондохранилища как не было, так и нет. Поэтому фондовая работа была и остаётся самым узким местом в музейной деятельности. К сожалению, за 25 лет существования музей так и не приобрел ни метра дополнительных площадей, а фонды возросли многократно.
Главная же трудность, кроме отсутствия помещения, заключается в том, что сама концепция музея предполагает столь широкий объём комплектования, что полноценно собирать материалы по всем темам практически не возможно (только по истории авиации можно выделить до 50 направлений комплектования). Приходится выделять наиболее важные и интересные для посетителей направления. По моему глубокому убеждению, это, прежде всего, летопись университета и всё, что связано с зарождением авиации в Самаре и самарским аэрокосмическим комплексом. Именно этой тематике я уделяла наибольшее внимание за последние годы, и многое удалось в этом направлении сделать. Особенно важно, на мой взгляд, пополнить экспозицию подлинными экспонатами, которые должны составлять основу любого музея. Макет или модель легко воспроизводимы, а значит, теряется идея - каждый музей должен иметь своё лицо, быть неповторимым.
В настоящее время фонды музея по теме "Самара аэрокосмическая" насчитывают около 1000 единиц хранения. К 25-летию музея в апреле 2002 года мы надеемся открыть этот новый раздел в экспозиции нашего музея, средства для которого выделены администрацией Самарской области.
Фондовая работа требует очень много терпения, пунктуальности и времени. Современные музейные технологии позволяют автоматизировать эту работу и существенно изменить подходы к музейной работе вообще. Теперь в музее имеется современная компьютерная техника, и мы приступили к компьютеризации фондов музея с тем, чтобы сделать их как можно более доступными для всех желающих. В настоящее время общий музейный фонд включает более 11 тысяч единиц хранения. Среди наиболее ценных коллекций можно выделить: макеты авиационной и ракетно-космической техники (около 150); личные вещи, автографы выдающихся деятелей в области авиации и космонавтики (более 100); в фотоархиве хранится более 4000 фото, в том числе уникальных - из архивов фотохроники ТАСС, личных архивов учёных, конструкторов и специалистов, предприятий и организаций авиакосмической отрасли; в фонде редких изданий - английские литографии по истории воздухоплавания ХIХ века, редкие издания (российские и зарубежные) по авиации начала ХХ века (более 50). Видеофонд музея насчитывает более 200 видеофильмов. Большая часть его создана благодаря творческому и бескорыстному труду доцента кафедры конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов Е.А. Панина. Наиболее ценные экспонаты представлены в экспозиции музея: спускаемый аппарат космического комплекса "Фотон" и спускаемая капсула спутника детального фотонаблюдения "Янтарь-2К", переданные ГНП РКЦ "ЦСКБ-Прогресс", ракетный двигатель НК-33, созданный в конструкторском бюро Н.Д. Кузнецова для лунного ракетно-космического комплекса Н-1-Л3, скафандр космонавта Ю.В. Романенко, катапультируемые кресла и противоперегрузочный костюм лётчика, образцы питания космонавтов и многие другие подлинные экспонаты составляют гордость музейного собрания и пользуются огромным интересом у посетителей. Одним из самых удачных и неожиданных приобретений нашего музея за последнее время стали письма С.П. Королева, адресованные в Куйбышев его близкой знакомой. Очень ценный подарок преподнес музею бывший председатель Куйбышевского горисполкома А.А. Россовский - автограф Ю.А. Гагарина, датированный 14 апреля 1961 г. Эти и многие другие очень ценные экспонаты приобретены музеем благодаря большой и кропотливой работе и личным контактам с космонавтами, учёными и конструкторами, членами их семей и коллекционерами. Кроме того, это свидетельство высокого авторитета музея, так как ни один экспонат никто и никогда не отдаст в ненадежные руки. Важно отметить, что абсолютное большинство экспонатов получены в дар, хотя на музейных аукционах и у коллекционеров они оцениваются очень дорого.
Богатые фонды музея предоставляют возможность организовывать большое количество выставок самой различной тематики. К сожалению, у музея до сих пор нет своего выставочного зала, что не позволяет ему в полной мере выполнять одну из основных видов деятельности - выставочную. Кроме тематических выставок, очень хотелось бы организовывать творческие выставки произведений живописи, фотографии, прикладного искусства и других, но возможности для этого очень ограничены. Стационарная экспозиция также не дает возможности дальнейшего её развития. Фактически на площади около 400 кв. метров расположены три музея: музей истории университета и музеи истории авиации и космонавтики. На протяжении последних лет проблема дополнительных площадей для музея остается самой актуальной.
Встречая многочисленных гостей и посетителей музея, я быстро поняла, что наибольший интерес вызывают материалы, связанные с нашим городом и самарским аэрокосмическим комплексом. С просьбой предоставить экспонаты по этой тематике всё чаще стали обращаться выставочные организации, большой интерес стали проявлять средства массовой информации. Поэтому в 1997 году мы создали небольшую передвижную выставку "Самара аэрокосмическая", впервые наглядно представившую историю и современность самарских аэрокосмических фирм. Эта выставка с успехом была представлена на московском авиакосмическом салоне в 1997 и 1999 годах. Благодаря участию в салоне, у музея появилось много новых деловых партнёров, появились предложения участвовать в региональных и международных выставках. Так, в 2001 году музей участвовал в выставке "Регионы России" (Москва, ВВЦ), где представлял не только университет, но и самарский аэрокосмический комплекс. Эта сторона деятельности говорит о больших возможностях музея в области общественных связей университета. Сегодня по материалам музея готовятся многочисленные публикации и телепередачи, здесь проводятся презентации новых изданий и научных разработок, музей предоставляет целый комплекс услуг по организации культурной программы, выставок и взаимодействию со средствами массовой информации при проведении различного рода конференций, симпозиумов, фестивалей и других мероприятий. Таким образом, музей способствует формированию положительного имиджа университета и повышению собственного статуса.
Важное место в жизни музея всегда занимали вопросы сохранения и преумножения лучших традиций университета. Одной из ярких страниц университетской жизни в последние годы стало проведение юбилейных выставок и встреч, посвящённых памяти выдающихся деятелей КуАИ-СГАУ. В июне 1996 года в музее состоялось первое из этой серии заседание учёного совета университета, посвященное 85-летию академика Н.Д. Кузнецова. В последующие годы в музее с большим успехом прошли мемориальные мероприятия памяти А.А. Комарова, А.М. Сойфера, М.И. Разумихина, Н.И. Резникова, В.П. Лукачёва, В.М. Дорофеева и других учёных, а также памяти чемпиона мира И. Егорова, студента КуАИ В. Грушина и множество других памятных встреч. Понимая важность сохранения культурных традиций, музей всегда стремился быть центром духовного общения студентов и сотрудников университета. Здесь звучат песни юных бардов, арии и романсы в исполнении В.В. Лизунковой, часто выступает академический хор СГАУ, трио имени В. Грушина, собираются студенты и сотрудники, ветераны и выпускники университета. Мне представляется очень важным, чтобы музей всегда оставался родным домом для всех поколений "куаёвцев".
В последние годы в жизни музея появилось много нового. Стремительное развитие музейного дела в России и за рубежом не могло не затронуть и нас. Музей стал активным членом различных музейных сообществ, что позволило ему выйти на новый уровень развития. В настоящее время музей является региональным отделением Ассоциации музеев космонавтики России, членом Российской ассоциации научно-технических музеев Российского комитета международного совета музеев, корпоративным членом Поволжского отделения Российской академии космонавтики. В 1999 году по инициативе нашего музея основана Самарская ассоциация научно-технических музеев, в которой он стал головным и научно-методическим центром. Музей имеет свое представительство в сети Internet, активно использует в своей работе современные информационные технологии, поддерживает творческие контакты с российскими и зарубежными музеями и выставочными организациями.
Активно участвуя в культурной жизни города и области, музей приобретает новых партнёров и повышает свой авторитет. Так, в рамках международной конференции "Самара в контексте мировой культуры", посвящённой 150-летию Самарской губернии, музей организовал работу секции "Социально-гуманитарные аспекты научно-инженерной деятельности". В последние годы наш музей неизменно входит в число наиболее популярных достопримечательностей нашего города и участвует в областной программе развития культурного туризма. Среди постоянных его посетителей не только студенты и школьники Самары и области, но и туристические группы из городов Ульяновска, Димитровграда, Оренбурга, Бугуруслана и других ближних регионов, многочисленные зарубежные делегации и туристы. Музеем разработан и успешно реализуется автобусный экскурсионный маршрут "Самара аэрокосмическая" с посещением учебного аэродрома СГАУ, проводятся экскурсии по университету, включая учебные лаборатории кафедр летательных аппаратов, конструкции и проектирования летательных аппаратов и других.
Всё это говорит о востребованности музея и необходимости его дальнейшего развития. К сожалению, главным препятствием этому является кадровая проблема. Музейных работников не готовит ни один вуз, найти и подготовить специалиста в музейной области - огромная проблема. Многообразие форм деятельности требует от музейного работника очень высокой квалификации и разносторонней общей подготовки. Он должен обладать знаниями в области авиации и космонавтики, а также знаниями историко-культурных традиций, социально-философских аспектов аэрокосмической деятельности и собственно музейного дела, обладать навыками педагога, артиста, менеджера, то есть быть "человеком-оркестром". Это очень трудно, но возможно. Маленький коллектив музея всегда стремится быть на высоте. Здесь могут работать только творческие личности и очень большие энтузиасты, ведь музей - это не профессия, а образ жизни. Не зря в музейных кругах принято говорить: в музей приходят или навсегда, или уходят быстро. Очень хочется верить, что у нашего музея есть будущее, наполненное новыми находками и проектами, встречами с интересными людьми и другими успехами. Во всяком случае, о себе я с уверенностью могу сказать, что выбрала прекрасный образ жизни и не собираюсь его менять.