федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

>> 60-летие СГАУ
>> От КуАИ до СГАУ: сборник очерков в формате pdf
>> От КуАИ до СГАУ: сборник очерков в формате HTML

>> Содержание


Зрелов В.А.

ЦЕНТР ИСТОРИИ
АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Зрелов
Владимир Андреевич, р. 07.04.1945 г.,
доцент кафедры конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов, директор центра истории авиационных двигателей Самарского государственного аэрокосмического университета, кандидат технических наук.
Окончил Куйбышевский авиационный институт в 1969 году.

 

В настоящее время, в связи с бурным развитием информационных систем и созданием глобального информационного общества, чрезвычайно расширилось представление о нематериальных основных производственных фондах, включающих лицензии, патенты, методологии, базы данных, программные системы и др. Всё это составляет ЗНАНИЯ.

Для обеспечения накопления и передачи знаний необходимо развитие и совершенствование информационных технологий обучения, в частности в аэрокосмической области.

Уровень развития аэрокосмической техники, как известно, определяет состояние экономики, науки и техники государства. Весьма ограниченное количество стран в мире имеют собственную аэрокосмическую промышленность, и в частности аэрокосмическое двигателестроение. Научно-технические разработки в этой области оказывают прогрессивное влияние на большое число направлений человеческой деятельности. В то же время создание, например, современного авиадвигателя не возможно без наличия высокоразвитых металлургической, энергетической, химической, машиностроительной и других отраслей промышленности, мощной научной и производственной базы, высокопрофессиональных специалистов.

Российское авиадвигателестроение занимало и занимает ведущие позиции в мире. Достижения науки и техники, связанные с разработкой и изготовлением авиадвигателей, составляют национальное достояние России. С целью сохранения этого достояния, а также для совершенствования учебного процесса в СГАУ на базе моторного класса кафедры конструкции и проектирования двигателей в 1991 году был создан центр истории авиационных двигателей (ЦИАД). Основными целями и задачами ЦИАД являются:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • сбор, реставрация и сохранение авиадвигателей, их элементов, а также технической документации и истории доводки;
  • проведение научно-исследовательских работ по истории техники;
  • создание компьютерных баз данных по конструкции и параметрам двигателей;
  • разработка пакетов прикладных программ по ретроспективному анализу конструкции двигателей;
  • разработка и создание информационных технологий обучения в области двигателестроения;
  • разработка современных средств проектирования двигателей;
  • повышение качества подготовки студентов и квалификации инженеров за счёт использования в учебном процессе натурных макетов двигателей, изучения традиций и приёмов машиностроительных организаций, истории доводки авиадвигателей;
  • пропаганда и реклама достижений отечественного авиадвигателестроения путём демонстрации и представления экспонатов для отечественных и международных выставок;
  • проведение профориентационной работы с молодёжью для отбора абитуриентов;
  • создание объектов культурного досуга молодежи, развитие патриотизма и организации экскурсионной работы.

Реализация указанных целей осуществляется наличием в ЦИАД одной из крупнейших в мире коллекции советских/российских газотурбинных двигателей, их чертежей, технических описаний и другой документации. В ЦИАД имеются все типы воздушно-реактивных авиадвигателей, а также вспомогательные и наземные силовые установки.

Эта коллекция, где сконцентрирована реализованная в металле передовая инженерная мысль, является свидетельством выдающихся достижений России в одной из самых сложных наукоёмких областей человеческой деятельности - аэрокосмическом двигателестроении. Здесь представлены разработки всех отечественных моторных конструкторских бюро, включая такие исторические и современные двигатели, как АМ-3, РД-45, НК-12, Д-20П, Д-18Т, АЛ-31Ф, ПС-90А, НК-93 и другие. Помимо этого в ЦИАД имеется один из первых в мире серийных газотурбинных двигателей JUMO-004, производства Германии времен Второй мировой войны. ЦИАД располагает газотурбинными установками, созданными на базе авиадвигателей и используемыми на газоперекачивающих станциях, в наземных энергетических установках и в других целях.

Наличие в ЦИАД большой библиотеки технических описаний, чертежей, фотографий и другой документации по двигателям, значительное количество материалов о деятельности отечественных и зарубежных конструкторских бюро и фирм, занимающихся разработкой и изготовлением авиационных двигателей, позволило, используя современную вычислительную технику, создать компьютерный банк данных по параметрам и элементам конструкций газотурбинных двигателей (ГТД), а также развивать системы, позволяющие анализировать конструктивные особенности ГТД и прогнозировать пути их развития.

Например, разработанная система, включающая 15 простых условных графических элементов конструкции ГТД, позволяет графически представить схему ГТД любого типа. Это дает возможность на начальном этапе проектирования на уровне схемы осуществить анализ конструкции, выявить основные силовые потоки и выбрать элементы двигателя, обеспечивающие реализацию конструктивных и силовых связей двигателя.

На основании этой системы в ЦИАД впервые в стране подготовлено и издано учебное пособие-справочник по параметрам, конструктивным схемам и применению большинства отечественных ГТД, созданных за полвека.

При исследовании развития конструкций авиационных двигателей в ЦИАД основное внимание уделяется выявлению связей развития или генетических связей; эти связи устанавливаются обычно путём сопоставления нескольких последовательных состояний развивающегося объекта (модификаций двигателей). Такой подход - сравнительно-исторический метод, дополненный структурно-функциональными приёмами, даёт возможность создать генеалогическое дерево типов, классов и семейств двигателей или их элементов, позволяющее проследить процесс генерирования идей, лежащих в основе создания двигателя или семейства двигателей.

Такой широкий спектр деятельности ЦИАД привлекает не только студентов, но и специалистов, для которых (по предложениям опытно-конструкторских бюро - ОКБ), организуются специализированные занятия-семинары, с целью повысить квалификацию специалистов путём ознакомления с опытом других фирм-разработчиков. С другой стороны, фонды ЦИАД обогащаются опытом и воспоминаниями этих специалистов. С этой целью в ЦИАД создан видеофонд, представляющий собой видеозаписи интервью с ветеранами авиапромышленности, учёными, преподавателями вузов, лётчиками, испытателями и другими людьми, чьи воспоминания представляют интерес для исторической науки и для воспитания молодёжи.

В работе по комплектованию фондов ЦИАД участвуют ОКБ, предприятия авиамоторной отрасли, научно-исследовательские институты, вузы, авиакомпании, военно-воздушные силы. Огромную помощь оказал В.М. Чуйко, тогда заместитель министра авиационной промышленности, передав в 1991 году ЦИАД рекомендательное письмо для предприятий и организаций министерства по оказанию содействия в осуществлении деятельности центра. Эта неоценимая помощь и поддержка тем более важна, что деятельность ЦИАД по сбору, сохранению и научной обработке материалов по истории авиадвигателестроения осуществляется на общественных началах и частично из средств СГАУ.

Решением учёного совета СГАУ в июне 2001 года, в связи с 90-летием со дня рождения академика Н.Д. Кузнецова, его имя присвоено ЦИАД.

Центр является участником всех московских международных специализированных выставок по авиационным двигателям, имеет деловые контакты с ведущими отечественными и зарубежными двигательными фирмами, является почётным корпоративным членом Rolls-Royce Heritage Trust.

Деятельность ЦИАД находит одобрение и поддержку представителей различных министерств, ведомств и общественных организаций, о чём свидетельствуют многочисленные отзывы, написанные посетителями и участниками семинаров ЦИАД.

ЦИАД участвует в профессиональной подготовке и повышении квалификации специалистов не только ОКБ и заводов Самары, но и других регионов.

По мере дальнейшего накопления образцов двигателей и других материалов ЦИАД может приобрести национальное значение.