Комаров А.Д. Разумихин Михаил Иванович - педагог, учёный, организатор
>> 60-летие СГАУ |
Комаров А.Д.
Разумихин Михаил Иванович -
ПЕДАГОГ, УЧЁНЫЙ, ОРГАНИЗАТОР
| Комаров
|
Михаил Иванович Разумихин работал в нашем институте более 30 лет (с 1943 по 1974 гг.). За это время он внёс весьма существенный вклад в становление и развитие кафедры производства самолётов, факультета самолётостроения и всего института.
Михаил Иванович родился 1 февраля 1897 года в городе Осташково Тверской губернии. В 1911 году он с семьёй переехал в город Анапу, где в 1917 году окончил полный восьмиклассный курс Анапской мужской гимназии с оценками "хорошо" и "отлично" по 12 предметам и получил аттестат зрелости. Свою трудовую деятельность Михаил Иванович начал в 1918 году в Анапском городском театре, работая суфлёром и электромонтером.
Вряд ли думал тогда Михаил Разумихин, что судьба предопределила ему быть самолётостроителем. Правда, увлечение техникой сказывалось и тогда. Ремонтом электрических устройств он увлекался куда больше, чем суфлированием. Недаром в 1923 году Окружное правление ВСРКХ за образцовую работу по восстановлению разрушенной сильной бурей электростанции занесло имя монтёра Разумихина на Красную доску и дало ему путевку в г. Новочеркасск в Донской политехнический институт "для продолжения образования". Первый выпуск авиационного отделения политехнического института в 1927 году состоял всего из двух человек. И одним из них был Михаил Разумихин, автор проекта двухмоторного самолёта "Скорпион". Получив квалификацию инженера-механика, он вместе с семьёй переехал в город Таганрог, где поступил на работу на авиационный завод. Конструктор, заместитель начальника, начальник сборочного цеха - таков его трудовой путь на этом заводе до 1930 года. Молодой инженер нашёл здесь свою стихию, свою судьбу, свою любовь. Отныне все его способности, силы, знания и энергия отданы авиации.
Свою педагогическую деятельность Михаил Иванович начал в 1930 году в Таганрогском авиационном техникуме. В 1933 году он переехал в Москву, где работал начальником планово-производственного отдела авиационного завода N 84. В 1934 году Михаил Иванович перешёл на работу в Московский авиационный институт (МАИ) на кафедру технологии самолётостроения, на которой в 1940 году защитил кандидатскую диссертацию на тему "Исследование технологических факторов, влияющих на процесс штамповки-вытяжки листовых металлов, применяющихся в самолётостроении", а в 1941 году он был утверждён в учёном звании доцента кафедры. На кафедре он вёл активную преподавательскую, методическую и научно-исследовательскую работу. В эти годы им в соавторстве с учёными МАИ были опубликованы первые учебные пособия и учебники для авиационных вузов: "Основы производства самолётов" (М.: Оборонгиз, 1938 г.) и "Основы проектирования самолётостроительных заводов и цехов" (М.: МАИ, 1943 г.).
В трудный военный 1942 год правительство страны, заглядывая далеко вперед и думая уже о развитии авиации послевоенного времени, создает в Куйбышеве авиационный институт (КуАИ), в который для заведования кафедрой производства самолётов и был приглашен из находившегося в эвакуации в Алма-Ате МАИ Михаил Иванович Разумихин.
По прибытии в КуАИ в 1943 году он энергично приступил к созданию кафедры, широко используя опыт и помощь родственной кафедры МАИ. В штат первых преподавателей кафедры включаются как специалисты с большим производственным опытом работы в авиационной промышленности (Дмитрий Николаевич Лысенко и Фёдор Иванович Стебихов, назначенный директором КуАИ), так и молодые специалисты (Алексей Степанович Горячев, Меер Давидович Рудман, Анатолий Дмитриевич Комаров, Геннадий Иванович Васильев). Этого принципа при комплектовании кафедры Михаил Иванович придерживался и в последующие годы. Активно продолжается написание и издание учебников: "Общая сборка самолётов" (1946 г.); "Заготовительно-штамповочные работы в самолётостроении" (1948 г.); "Сборка узлов и агрегатов самолётов клёпаной конструкции" (1957 г.), которые переводились на грузинский и китайский языки; "Технология самолётостроения" (1959 г.), совместно с коллективом кафедры МАИ.
В конце 50-х и в начале 60-х годов на кафедру приглашены специалисты с заводов с большим стажем работы в авиационной промышленности (С.В. Сапаровский, Л.А. Дударь, Ф.И. Китаев, Е.П. Смеляков, П.Я. Пытьев), а также выпускники КуАИ, имеющие производственный опыт (И.М. Белоглазов, Г.М. Лебедев, И.С. Гришин, Т.А. Юркеник).
С самого начала организации кафедры были налажены тесные связи с местными авиазаводами, которые оказывали большую помощь в оснащении лабораторий кафедры оборудованием и оснасткой, и с родственной кафедрой МАИ, откуда получали учебные и методические пособия.
Важными этапами в первые годы становления кафедры было создание в 1946 г. учебных лабораторий по технологии самолётостроения (по штамповке, механической обработке, сварке и сборке самолётов) и большого кабинета-выставки прогрессивных по тому времени технологических процессов в самолётостроении СССР и США. Экспонаты кабинета были хорошо оформлены и содержали весьма ценную научно-техническую информацию.
Научно-методическая работа - наиболее любимая и плодотворная сфера научно-педагогической деятельности М.И. Разумихина. По уровню постановки учебного процесса, по его методическому обеспечению кафедра производства самолётов (в последующем - производства летательных аппаратов) была и остается одной из лучших в институте. Большое внимание уделял М.И. Разумихин педагогической работе и совершенствованию педагогического мастерства сотрудников своей кафедры. Он систематически посещал лекции преподавателей, умело и тактично делал замечания и давал ценные рекомендации.
М.И. Разумихин - единственный в то время из учёных КуАИ, на счету которого 6 учебников и учебных пособий для студентов авиационных вузов, изданных через центральные издательства.
В ответственный период становления института М.И. Ра-зумихин назначается деканом самолётостроительного факультета (1947-1955 гг.). Его чуткое, заботливое, всегда уважительное отношение к студентам снискало ему большой авторитет и уважение в студенческой среде. Большую помощь оказывал декан М.И. Разумихин кафедрам факультета в формировании научно-педагогических кадров, в постановке методической, учебной и воспитательной работы. Он был постоянным членом государственных экзаменационных комиссий (ГЭК) по защите дипломных проектов. Есть фотография, на которой запечатлено заседание ГЭК в феврале 1954 года, проходившее в читальном зале корпуса N 1 по ул. Молодогвардейской, 151. В центре комиссии - председатель, генерал, директор завода "Прогресс" Виктор Яковлевич Литвинов, слева - Михаил Иванович Разумихин, справа - директор института Фёдор Иванович Стебихов. За отдельным столом - секретарь ГЭК, выпускник КуАИ 1953 года, преподаватель кафедры производства самолётов Анатолий Дмитриевич Комаров.
Характеристика М.И. Разумихина будет неполной, если не сказать о его деятельности как учёного. Круг его научных интересов был весьма широким, но основным научным направлением являлась разработка и исследование прогрессивных технологических процессов штамповки листовых и трубчатых деталей в самолётостроении. По его инициативе в 1958 году создана отраслевая научно-исследовательская лаборатория N 11, научным руководителем которой он был до 1971 года. М.И. Разумихин глубоко разбирался в различных аспектах науки в области обработки материалов давлением, имел широкие научные связи с учёными и исследователями вузов и НИИ авиационного профиля.
Первыми направлениями научно-исследовательской деятельности лаборатории N 11 были разработка и исследование новых технологических процессов штамповки листовых, трубчатых и профильных деталей при помощи эластичной среды (сначала резины, а с 1960 года - полиуретана); исследование процессов электрогидравлической штамповки (ЭГШ); исследование магнитно-импульсной обработки металлов (МИОМ). По этим направлениям были подобраны кадры из заводских специалистов, а также из ведущих преподавателей кафедры и молодых выпускников института. Соответствующие производственные участки оснащались необходимым оборудованием и технологической оснасткой. В первые же годы в лаборатории работало 15 штатных сотрудников и почти столько же совместителей. Лаборатория заключала хозяйственные договоры с авиационным заводом, с заводом "Прогресс" и другими предприятиями, которые давали экономический эффект, исчисляемый сотнями тысяч рублей.
За большие успехи в научно-педагогической деятельности в 1960 г. М.И. Разумихину было присвоено учёное звание профессора, и он открыл аспирантуру. Первым его аспирантом был преподаватель кафедры А.Д. Комаров, который за 3 года выполнил диссертацию по штамповке деталей резиной и в феврале 1963 г. защитил её в только что организованном специализированном совете института. Затем в аспирантуре М.И. Разумихина учились Ю.М. Арышенский, С.В. Сапаровский, Е.П. Смеляков, И.Н. Сорокин и др. Были аспиранты из НИАТ и даже с авиационного завода г. Комсомольска-на-Амуре. Всего под руководством Михаила Ивановича защитили диссертации 16 аспирантов и соискателей.
По результатам научно-исследовательской работы публиковались статьи в центральной печати. Так, в созданном журнале "Кузнечно-штамповочное производство" (N 9, 1962 г.) была опубликована первая статья (Разумихин М.И., Комаров А.Д. "Определение упругой отдачи листовых металлов при штамповке-гибке резиной прямолинейных бортов"). Печатались статьи в журналах "Авиационная промышленность", "Производственно-технический бюллетень" и др. Под редакцией профессора М.И. Разумихина были изданы книги: Сапаровский С.В., Комаров А.Д., Смеляков Е.П., Фарманова В.Н. "Штамповка резиной" (Куйбышевское книжное издательство, 1964, 108 с.); Сорокин И.Н., Шильмейстер Б.Д. "Новые способы холодной штамповки" (Куйбышевское книжное издательство, 1969, 182 с.).
Михаил Иванович принимал активное участие в различных конференциях и совещаниях. В 1959 г. он выступил с докладом "Особенность формовки резиной при высоком удельном давлении" в Ленинграде на всесоюзной конференции по прогрессивной технологии холодно-штамповочного производства. В работе конференции приняли участие более 750 специалистов из 120 городов страны. Председателем конференции был известный штамповщик страны Виктор Петрович Романовский.
Своим богатым педагогическим опытом Михаил Иванович делился с другими институтами. В 1961 году он посетил Комсомольский-на-Амуре вечерний политехнический институт, где подробно ознакомился с работой кафедр, постановкой учебного процесса и научной работы на самолётостроительном факультете. И, как писал в своём благодарственном отзыве на имя ректора КуАИ В.П. Лукачёва ректор института М. Нагеевич, М.И. Разумихин оказал неоценимую помощь в постановке учебного процесса и научно-исследовательской работы на самолётостроительном факультете. Он дал полезные советы по организации и подбору тем курсового и дипломного проектирования по технологии самолётостроения, по оборудованию технологической лаборатории и организации лабораторных работ, присутствовал на лекциях и экзаменах по технологии самолётостроения. Он также прочитал лекции преподавателям, инженерам и студентам.
В 1962 г. Главным управлением инженерно-технических вузов М.И. Разумихин был командирован в этот же институт для чтения лекций по современным достижениям в области заготовительно-штамповочных работ в самолётостроении, а также для оказания помощи в учебно-методической и научно-исследовательской работе на кафедре технологии самолётостроения. И, как говорилось в отзыве на имя начальника Главного управления и ректора КуАИ, профессор Разумихин М.И. проделал огромную работу и оказал серьёзную помощь кафедре.
Он прочитал студентам лекции по технологии заготовительно-штамповочных работ, участвовал в работе комиссии по приёму курсовых проектов, ознакомился с большинством дипломных проектов студентов самолётостроительного факультета, провёл консультации для дипломников и дал отзыв о дипломном проектировании и качестве дипломных проектов.
Будучи научным руководителем двух аспирантов-заочников, работников кафедры технологии самолётостроения, профессор Разумихин М.И. принял участие в приёме экзаменов кандидатского минимума по технологии самолётостроения и теории пластических деформаций.
Профессор М.И. Разумихин систематически присутствовал на лекциях преподавателей кафедры и последующих их обсуждениях. Преподаватели кафедры, в свою очередь, посещали его лекции.
Он основательно знакомился с работой промышленных предприятий города Комсомольска-на-Амуре, оказывал практическую помощь работникам предприятий в решении сложных технических вопросов. Им был прочитан ряд лекций для работников этих предприятий. В заключение он выступил перед общественностью города по телевидению и на страницах городской газеты "Дальневосточный Комсомольск". За всё это ректорат и партийная организация института выразили глубокую благодарность профессору М.И. Разумихину.
В нашем институте существует замечательная традиция: выпускники института собираются в стенах альма-матер через каждые 5 лет. На эти встречи приглашаются любимые преподаватели, среди которых обычно был и Михаил Иванович Разумихин. На сохранившейся фотографии сидят Андрей Алексеевич Комаров, Михаил Иванович Разумихин, Александр Филиппович Бочкарёв, Фёдор Иванович Стебихов, Виктор Павлович Лукачёв. Стоят студенты группы 41: Леонид Котенев - комсорг группы, работал главным инженером завода "Прогресс"; Валерий Заикин, работал первым секретарем Куйбышевского горкома КПСС; Анатолий Комаров - староста группы, в настоящее время - профессор кафедры производства летательных аппаратов и управления качеством в машиностроении СГАУ.
Заслуги М.И. Разумихина оценены государством: он награждён орденами Трудового Красного Знамени и "Знак Почёта", медалями.
Михаил Иванович всегда активно участвовал в общественной жизни. Ряд лет являлся членом пленума обкома профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, был делегатом 14-го Всесоюзного съезда профсоюзов. Жизнь Михаила Ивановича была тесным образом связана с институтом. Он не только вёл большую научную и преподавательскую работу, но и был участником художественной самодеятельности, частым гостем на фестивалях "Студенческая весна", в студенческих общежитиях, в редакции институтской газеты "Полёт". Необычную статью "Если помечтать" он опубликовал в этой газете 15 сентября 1967 года (отмечалось 25 лет КуАИ) под псевдонимом - фамилией своей внучки Е. Ригиной как корреспондент ТАСС, как бы переданной по телетайпу 15 сентября 1992 года, то есть в год 50-летия КуАИ. В этой статье мечтательно сообщалось, что празднование 50-летия КуАИ происходило на крупнейшем стадионе, принадлежащем вузам. На 20-ти тысячах мест могли свободно разместиться и 12-тысячный коллектив студентов и преподавателей и 8 тысяч приглашённых. Поэтому проректор института заслуженный деятель науки и техники А.Ф. Бочкарев и профессор Ю.И. Байбородов, возглавлявшие оргкомитет, были спокойны и с улыбкой вспоминали, какая борьба была за каждой пригласительный билет 25 лет назад.
Далее он писал: "...Мы вышли из метро на остановке "КуАИ". Нас обгоняли стайки студентов и студенток, спешивших на празднование. Студентки были в длинных развевающихся платьях. Это было замечательно. Ведь читатель помнит, что только в этом году, после 25-летней борьбы была одержана победа над мини-юбками. В эту борьбу была втянута даже ООН. И студентки КуАИ первыми откликнулись на призыв Всемирной федерации студентов удлинить юбки.
У входа на стадион толпа студентов и преподавателей шумно и весело качала молодых людей, одетых в необыкновенные костюмы из серебристого пластика. Большой плакат гласил: "Привет лунатикам КуАИ! В тяжёлых условиях обратной стороны Луны строительные бригады КуАИ проложили 150 км дороги и вывели её на видимую сторону. Ура, королёвцы!".
В обширных фойе стадиона были организованы выставки из истории КуАИ, стенды, рассказывающие о научных достижениях кафедр и лабораторий.
Особенно все интересовались выставкой методического кабинета технических средств обучения (научный руководитель - член-корреспондент Академии наук, профессор И.А. Иващенко). Благодаря переходу на гипнопедические методы обучения не только по языкам, но и по математике, физике и даже черчению, "проблема тройки", так волновавшая всех в 1967 году, перестала существовать. Экзаменационные машины знали только две оценки - "хорошо" и "отлично". А в фойе какой-то заслуженный директор, выпускник 1967 года, поглаживая лысину, говорил со вздохом: "Да, вот это дело! А я когда-то третий лист Михаилу Ивановичу Кочневу четыре раза сдавал...".
Потом был большой праздничный концерт самодеятельности КуАИ. Пел знаменитый хор, уже в составе 500 человек; дирижировал заслуженный деятель искусств В.М. Ощепков. Выступали артисты Народного студенческого театра "Аист" и т.д. Нарядно одетые юноши и девушки с эмблемой КуАИ любезно разносили присутствующим бокалы синтетического освежающего напитка с несколько старомодным названием "Шампанское" и красивые пилюли, утоляющие голод и создающие хорошее настроение. Сидящие рядом со мной седоволосые профессора говорили друг другу: "А помнишь на 25-летии, когда мы были ассистентами! Так все стремились попасть на банкет! А зачем? Чтобы отравиться ресторанными бифштексами да "столичной"! Эх, молодость, молодость!".
Конечно, многое из этой мечты Михаила Ивановича не сбылось, но многие преподаватели и сотрудники института стали профессорами, действительными членами и членами-корреспондентами академий.
М.И. Разумихин был человеком исключительной скромности, интеллигентным, трудолюбивым и преданным делу, которому посвятил жизнь. В людях он ценил, прежде всего, ум, простоту, бескорыстие. Он верил, что зёрна, посеянные им, обретут благодатную почву и дадут хорошие всходы, что его замыслы воплотят в жизнь его ученики - студенты, аспиранты, преподаватели.
Эта его вера оправдалась.