федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

>> 60-летие СГАУ
>> От КуАИ до СГАУ: сборник очерков в формате pdf
>> От КуАИ до СГАУ: сборник очерков в формате HTML

>> Содержание


Филиппов Г.В.

Мои однокурсники

 

 

Однокурсники... Сколько их? Это смотря как считать: если с начала, то более двухсот; а если с конца, то впятеро меньше. Писать обо всех не позволяет обусловленный объём этих заметок. А можно было бы вспомнить о нашей отличной самодеятельности: об Э. Мартыненко со товарищи, выступавших не столько на институтской сцене, сколько в госпиталях, которые в то время занимали чуть ли не половину школьных зданий; о драмкружке, который не только разыгрывал весёлые одноактные скетчи, но и, нисколько не смущаясь, ставил полнометражные пьесы из текущего репертуара ведущих московских театров; о джентльменах, которые в КуАИ появились за несколько десятилетий до того, как их тёзки начали с телеэкранов систематически наводить своим неуёмным весельем зелёную тоску на телезрителей (наши джентльмены за это наименование были вызваны куда следует, и с ними поговорили как следует, но, увидев, что, вопреки сигналу, они просто хорошо воспитанные ребята, любящие литературу вообще и поэзию в особенности, и о подрыве устоев не помышляющие, отпустили с миром без каких-либо последствий) и т.д. Одних раскидали сессии, другие сами поняли, что их призвание не в области самолётостроения. Из них получились впоследствии известные педагоги, медицинские работники и т.д.

Передо мной лежит список защитивших дипломы в 1947 году. Там 45 фамилий. Нет в списке Р. Ляшкова, будущего заместителя председателя РИК: он защищался в 1948 году. Зато появились две новых фамилии - Е. Сонюшкина и Т. Волов, отставшие от предыдущего курса. Даже и о таком "ограниченном контингенте" рассказать кратко очень трудно.

Рассыплю я перед собой 45 цветных камешков и буду брать их по одному, не глядя. За точку отсчёта примем 1947 год.

Выпив на выпускном вечере под соответствующие тосты три литра спирта-сырца, пахнувшего керосином, и закусив его винегретом, свежеиспечённые командиры авиационного производства разбежались по рабочим местам. Основная масса попала на будущий КуАЗ, человек 10 пришли на опять же будущий "Прогресс", трое (В. Белоконов, А. Горячев, Г. Филиппов) остались в институте, Е. Сонюшкина и Л. Хавралева уехали в ЦАГИ, Е. Жислина с мужем В. Кокуниным укатили в далёкий Иркутск, А. Миль - в Москву, в вертолётное КБ. А дальше шёл каждый своим путем. Шёл сам. Иногда шли вдвоем: И. Денисова и Е. Одиноков, Г. Смирнова и Ф. Лукьянов, В. Волков и Н. Котова.

Однако пора вернуться к камешкам. Если присмотреться, то видно, что часть их яркая, блестящая, а часть несколько потускнела. Это те, кого не стало, кто уже никогда не придёт на очередную встречу выпускников 1947 года - первых первокурсников КуАИ. Их семнадцать.

Беру первый камешек.

А. Избалыков. Начал в СКО КуАЗ, через 5 лет перешёл в филиал ОКБ А.Н. Туполева. В 1955 году едет в Воронеж с группой специалистов организовывать там филиал Туполевского ОКБ. Становится заместителем руководителя, а вскоре и руководителем Воронежского филиала ОКБ А.Н.Туполева. Оказывает большую помощь авиационному заводу в выпуске самолётов нового поколения. Награждён орденом Трудового Красного Знамени. Сейчас на пенсии.

В. Караков. Тоже с КуАЗ, сначала был технологом отдела клепально-сборочных работ. В 1956 году он уже стал начальником цеха и вывел отстающий цех в один из передовых. С 1958 года занимал крупный пост в совнархозе, а после его ликвидации вернулся на КуАЗ, где работал заместителем главного инженера, а затем главным инженером завода. С 1974 года перешёл на должность главного инженера опытного производства Куйбышевского филиала ОКБ А.Н. Туполева. Награждён орденом Октябрьской Революции, двумя медалями, знаком "Заслуженный изобретатель СССР". Умер в 1991 году.

Л. Миргородский. Единственный на нашем потоке фронтовик. Пришёл с двумя своими друзьями в плазово-шаблонный цех КуАЗ, где проработал 12 лет, став в итоге начальником этого цеха. Принимал участие в подготовке к выпуску двенадцати новых изделий КБ Туполева, Ильюшина, Лавочкина, Мясищева и др. С 1960 года занялся научно-исследовательской работой в Куйбышевском филиале НИАТ, а с 1965 по 1983 г.г. возглавлял этот филиал. Разработки КфНИАТ внедрялись не только на местных заводах, но и в масштабе отрасли. Стоит отметить такие работы, как "Автоматизация разработки технологических процессов", проекты контрольно-испытательных стендов, создание сотен многономенклатурных поточных линий, разработка проектов специализированных заводов "Гидроавтоматика", "Агрегатный" (местные) и "Гидромаш" (г. Горький). За эти работы около 200 сотрудников НИАТ получили правительственные награды. Сам Миргородский тоже не был обойдён ими - ордена Отечественной Войны, Знак Почёта, Октябрьской Революции и 12 медалей. Сейчас он - персональный пенсионер. О его характере можно судить по тому, что, перечисляя мне свои награды, он старательно подчеркивал первоочередность заслуг коллектива НИАТ, с которым он работал, роты, в составе которой принимал участие в Отечественной войне.

В. Коробов. Тоже принял производственное крещение на КуАЗ, в группе проектирования штамповой оснастки. Через три года стал руководителем этой группы. В 1952 году поступил в очную аспирантуру НИАТ, в срок защитил кандидатскую диссертацию и остался в Москве. В 1956 году возглавил группу специалистов, направленную в Куйбышев для помощи в освоении новой техники. Завершающим этапом стала организация Куйбышевского филиала НИАТ и руководство им в течение нескольких лет. В 1965 году Коробов был переведён в подмосковный институт физических и радиотехнических измерений. С 1975 года до пенсии возглавлял его. Награждён орденами Знак Почёта, Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции. Несмотря на тысячекилометровую удалённость, неукоснительно приезжает на традиционные встречи с однокурсниками.

В. Куркин. Начал с инженера-технолога в плазово-шаблонном цехе КуАЗ. Через пять лет стал начальником технологического бюро. Затем сделал крутой поворот в сторону семейных традиций. Окончил высшие курсы и стал кадровым офицером КГБ. Работал с предприятиями авиационного направления. В 1975 году ему было присвоено звание полковника КГБ. Награждён двумя орденами и многими медалями. Умер в 1995 году.

Ф. Лукьянов. Начал с должности технолога цеха изготовления профильных деталей. Через три года стал начальником техбюро цеха. Во время одной из очередных мобилизационных кампаний стал директором МТС. Успешно проработав почти три года, вернулся на КуАЗ. В итоге дошёл до должности начальника отдела технического контроля цеха окончательной сборки. Здоровья не хватило. Ушел в КфНИАТ. Там ему долго работать не дали: направили в совнархоз. Занимал должность начальника Главной инспекции качества, исколесил всю страну вдоль и поперек. Только после ликвидации совнархозов перевёл дух и вернулся в КфНИАТ, где последние 20 лет до пенсии руководил научно-техническим отделом. Умер в 1991 году.

М. Рузянов. Пришел в КуАИ из литейного цеха оборонного завода. По окончании института попал в плазовый цех завода "Прогресс". Вечерами преподавал в заводской школе мастеров. Увлекся преподавательской работой и стал штатным преподавателем авиационного техникума. Любил работу, жену, книги, юмор и музыку. Его всегда окружал музыкальный народ: любители и профессионалы (я был исключением). Какие великолепные домашние концерты он устраивал! Любимой его фразой была: "А я тебе чем-нибудь могу помочь?" Умер в 1994 году.

И. Мясникова. Пришла с завода "Прогресс", где работала в цехе, начальником которого был будущий директор КуАИ - Ф.И. Стебихов. Тепло вспоминает мастера, делавшего из ящиков подставки для не достававших до ручек управления мальчишек и девчонок, будившего уснувших за станком, словом, всячески опекающего. Окончив КуАИ, вернулась на тот же завод инженером-технологом. И вся последующая жизнь была неразрывно связана с заводом, его коллективом. Инна была очень общительным человеком, весёлым и трудолюбивым, требовательным и бескомпромиссным. Те, с кем она работала, и сейчас тепло вспоминают её. Продвинувшись по служебной лестнице до начальника техбюро механической обработки, она ушла на пенсию, но вскоре вновь вернулась на завод и работала до 1985 года. Награждена орденом Трудового Красного Знамени, тремя медалями, медалью ВДНХ. Ей было присвоено звание "Заслуженный работник завода", а затем "Лучший технолог министерства". Избиралась депутатом областного совета. Не верится, что больше не увижу эту неисправимую оптимистку. Она умерла в 1999 году.

В. Белоконов. Оставлен в институте. Его жизнь прошла у всех нас на виду. Так что о нём и о А. Горячеве писать не буду. Напомню только, что он был первым ленинским стипендиатом, первым аспирантом кафедры аэрогидродинамики и первым из нас защитил кандидатскую диссертацию, организовал семинар при кафедре, участники которого заняли впоследствии командные посты на предприятиях космической отрасли и пополнили кадровый состав института. Продолжает работать вместе с сыном Игорем, доктором техническим наук, профессором, на кафедре динамики полёта и систем управления.

А. Горбунов. Через 10 лет работы на летно-испытательной станции стал её начальником. Но ещё через год авиационный завод N1 стал "Прогрессом", и ЛИС была ликвидирована в связи с переходом завода на ракетостроение, а её начальник стал директором завода-смежника. Прошло ещё семь лет, и Горбунова не стало. Он ушёл от нас первым в 1965 году.

Г. Майченков. На заводе "Прогресс" прошёл путь в системе ОТК от контрольного мастера до заместителя главного контролёра завода, временно отвлекаясь на работу в совнархозе. Все эти нервные должности и привели его к серии инфарктов. В 1976 году он умер.

Е. Одиноков. На заводе "Прогресс" он проработал 22 года. Начал конструктором СКО, закончил заместителем начальника сборочного производства. Затем прошёл по конкурсу в НИИ, где работает и сейчас в должности ведущего инженера. Награждён двумя орденами Знак Почёта, шестью медалями, многими благодарностями и почётными грамотами.

А. Наумов. Начал трудиться старшим технологом в отделе главного технолога КуАЗа. Следующий этап - руководитель конструкторско-технологической группы, где ему особо запомнилась работа по крылатой ракете "Буря". Занимался одним из её двигателей. Были интересны и контакты с основным разработчиком - одним из ведущих КБ страны, и создание испытательного стенда, и наземные испытания самой ракеты (в присутствии Н.С. Хрущёва). Избирался секретарём парткома авиационного завода. На пенсию ушёл с должности генерального директора НПО "Стройдормаш", объединявшего проектно-технологический институт и три завода. Сейчас он на пенсии. Его сын - кандидат технических наук доцент Л.А. Наумов - преподает в СГАУ.

И. Федосова. Эвакуирована из Воронежа (как Н. Смольянникова и Л. Хавралева), работала диспетчером на авиационном заводе. Оттуда пришла в КуАИ, туда же и была направлена по его окончании. Работала в бригаде оборудования СКО вместе с Н. Котовой и Н. Четвериковой. Через 5 лет перешла в обком КПСС на должность инструктора промышленного отдела. По долгу службы была знакома со всеми новейшими образцами авиационной и космической техники, присутствовала при запуске ракет на Байконуре. Кроме авиационных, курировала группу оборонных заводов города Чапаевска. Всё это было очень интересно. В 1980 году ушла на пенсию. Охотно вспоминает студенческие годы. Особенно запомнила разборку на металлолом трофейных самолётов, где приходилось отделять не только сталь от дюралюминия, но и металл от полуразложившейся органики; шефские концерты в госпитале, исполнение обязанностей секретаря факультетского бюро ВЛКСМ (тут наиболее ярко запомнилось участие в распределении талонов на УДП - усиленное дополнительное питание, состоявшее из лишней порции зелёных капустных листьев и полусгнившей картошки, а также ежегодная подписка на заём в размере не менее одной стипендии при стопроцентном охвате). И, конечно, преддипломная практика и сам процесс работы над дипломом. Рассказывает сама И. Федосова (ныне Зыскина): "Нас, пятерых студентов (В. Белоконов, А. Миль, И. Федосова, Г. Филиппов, Л. Хавралева), направили в ЦАГИ. Принял нас и беседовал с нами академик С.А. Христианович. Затем нас распределили по отделам на должности техников".

Не удержусь, чтобы не вклиниться в плавную речь Ирины и не добавить, что встреча с академиком была не единственным запомнившимся событием того времени. Я видел и академика М.В. Келдыша - будущего президента АН СССР, теоретика космонавтики. Он, как организатор группы, занимающейся исследованием флаттера, по старой памяти консультировал своих бывших сотрудников, а я там писал диплом. Поэтому видел невысокого, смуглого, черноволосого человека и такую степень восхищения им, какого по отношению к учёному больше не встречал.

Да что учёные! 1 Мая мы всей пятёркой вклинились в колонну демонстрантов и, несмотря на их возмущение, прошли через Красную площадь, где с трибуны Мавзолея нам приветливо помахал рукой вождь всех времён и народов И.В. Сталин, стоящий во главе половины политбюро и генералитета.

В городе Жуковском, где, кроме обнесенного высокой оградой ЦАГИ, было штук пять многоэтажек, отделенных друг от друга огромным пустырем, на котором впоследствии и вырос город, мы впервые выбирали в Верховный Совет. В этот праздничный день дружно уехали в Москву, где празднично провели время и явились голосовать в 23.00 (объявлено же, что участки открыты до 24.00!). Нас встретили наши агитаторы. Они ничего не говорили, поскольку укорительные слова в наш адрес переполнили их до ушей и они захлебывались ими, что-то невнятно булькая. Но глаза их горели неземным огнем, свидетельствовавшим о том, что мы остаёмся в живых только потому, что они не могут выбрать для нас достаточно мучительную казнь.

В Жуковском мы обедали в столовой, вынесенной за территорию института. Обедали, окружённые кольцом голодных мальчишек и стариков, ожидающих своей очереди долизывать наши тарелки, толкающих нас под руку или в спину, когда объедков оставалось угрожающе мало. Там же нас застала денежная реформа с отменой карточной системы. А в коммерческий магазин (Елисеевский) мы ездили в Москву. Запомнилась та его часть, которая впоследствии стала всесоюзной мясной лавкой, где работал один продавец, продавая поочередно то говядину, то баранину, то свинину с неизменным пояснением: "Бессортно". А в 1947 году перечисленный скот занимал одну витрину, но одновременно. Причём был весь ассортимент: от челышка-соколка до филейных частей и от мозгов до ног. Вторая витрина была забита домашней птицей от цыплят до индюков, а на третьей плотно, без зазора, была уложена дичь. Там были... Чего там только не было! Глухари, куропатки, рябчики, кроншнепы, вальдшнепы и т.д. Впрочем, одного не было в отделе, да и, пожалуй, во всём магазине - импортных товаров и покупателей.

Из Жуковского мы ездили в Москву, чтобы одними из первых посмотреть фильм "Девушка моей мечты", пока её не обкромсали (очередь за билетами наши московские друзья занимали ещё с вечера).

В Москву ездили смотреть великолепные спектакли с участием блестящих артистов. Это сейчас фамилии Плятт, Хенкин, Марецкая, Абдулов, Орлова, Ливанов, Андровская и т.д. стали легендой. Тогда они были в расцвете таланта. А после спектаклей мы ели мороженое. В любую погоду. Помню, что 7 ноября при бодрящем морозце, на улице я во время праздничного салюта съел 9 порций, Троц - на 3 больше. Кажется, Черчилль сказал, что народ, который зимой ест мороженое, победить нельзя. Очень может быть. Но тогда в Москве умели делать вкусное мороженое. И если бы сэр Уинстон удосужился его попробовать, то наверняка сам стал бы непобедимым любителем этой вкуснотищи.

А 800-летие Москвы! Какой был великолепный фейерверк, как долго грохотали пушки! И, наконец, апофеоз: в небе возник и взирал с отеческой мудрой улыбкой на свой счастливый народ его Вождь и Учитель - товарищ Сталин.

Всё. Пора кончать, пока словоохотливость, порождённая всколыхнувшимися воспоминаниями, не перешла в старческую болтливость. Хотя камешки ещё остались: Я. Беркович - возможно, он был самым способным из нас, но судьба распорядилась по-своему; В. Волков - мой комсомольский крёстный; А. Миль - остроумный "сотаранщик", интересный собеседник, всегда готовый прийти на помощь в трудную минуту и др.

Разбросала нас всех жизнь... Кого за свои пределы, кого далеко от Самары. Жаль, но она такая.

Подводя итоги, можно отметить кое-что общее, что объединяет моих сокурсников. Это, в первую очередь, увлечённость своей профессией, добросовестное отношение к обязанностям на любом месте, куда бы ни забрасывала производственная необходимость, доброе отношение друг к другу. Несмотря на разброс по стране, на юбилеи выпуска раз в пять лет собирались почти все. Последнее время собираемся ежегодно, чтобы сократить число потерь между встречами.

Наконец отмечу, что дело создания лучшей в мире авиационной техники, строительство с нулевой отметки передовой космической техники в значительной степени легло на их плечи, и они эту задачу выполнили.

Пожелаю моим молодым читателям быть верными традициям их предшественников - моих однокурсников.