Шахов В.Г. Что вспомнилось...
>> 60-летие СГАУ |
Шахов В.Г.
Что вспомнилось...
| Шахов |
Я поступил в КуАИ в 1959 году. Институту было всего 17 лет. Мы были практически ровесниками. В отличие от нас, у которых всё ещё было впереди, у института уже была известность, и он уже тогда был лучшим вузом Куйбышева.
О КуАИ я узнал ещё будучи школьником. Учась в младших классах, я начал заниматься в авиамодельном кружке, и как-то само собой у кружковцев сложилось: если здоровье позволяет, он идёт в лётное училище, в ином случае - в КуАИ. Для меня ещё был один источник информации. Старший брат моего одноклассника закончил в 1953 г. второй факультет КуАИ. Наверное, мой одноклассник снабдил меня некоторыми конспектами лекций. Среди них мне запомнился конспект по реактивным двигателям. Надо сказать, что в то время самолёты с реактивным двигателем я мог видеть лишь на земле. На учебном аэродроме в моем родном городе стояли первые реактивные самолёты МиГ-9, Як-15 и легендарный МиГ-15. Так как упомянутый конспект был написан ранее 1953 года, то теперь я могу оценить, насколько быстро в учебные курсы КуАИ включались последние достижения авиационной техники.
Моё поступление в КуАИ совпало с очередной реформой высшего образования. На первом курсе мы совмещали работу днём на авиазаводах города Куйбышева с учёбой вечером. Это позволило многим из нас, кто не видел близко самолёт, узнать его конструкцию, что, несомненно, было очень полезно. Правда, срок обучения возрос до 5 лет 10 месяцев. Зато одновременно заметно увеличился курс высшей математики, иностранный язык стали изучать в течение четырёх лет, а затем сдавать государственный экзамен. Наконец, дипломы мы получали не после защиты проектов, а после годичной работы с некоторой справкой, отпечатанной на рыхлой бумаге розового цвета.
Много нового мы встретили в стенах института. Когда мы приходили на первом курсе вечером в институт на занятия, нас поражала сатирическая стенгазета многометровой длины "Самолёт идёт на таран". Мы старались приходить как можно раньше, чтобы прочитать эту газету или развешенную на стенах свежую "Техническую информацию", выпускаемую Центральным аэрогидродинамическим институтом (ЦАГИ). Всё это живо обсуждалось.
Основным, конечно, была учёба. Мы почувствовали, что практически все преподаватели готовы, не считаясь со временем, помогать нам разбираться с трудными разделами, отвечать на наши вопросы. Деканат пытался вникнуть в наши бытовые проблемы и помочь их решать. Заслуга в этом принадлежала деканам факультета, вначале это был Вячеслав Михайлович Турапин, а затем - Виталий Михайлович Белоконов.
Когда мы учились на втором курсе, оживилась работа студенческого научного общества и многие из нас имели возможность определиться в своих дальнейших интересах. В это время я примкнул к группе студентов-третьекурсников, которые практически самостоятельно разрабатывали аппарат на воздушной подушке. Эта инициатива была поддержана деканом, и работа над этим проектом была засчитана моим товарищам как производственная практика. Когда работа над проектом заканчивалась, его защита по инициативе ректора Виктора Павловича Лукачёва состоялась на учёном совете института. В обсуждении проекта принимали участие профессора Комаров Андрей Алексеевич, Разумихин Михаил Иванович и другие члены совета. Проект получил одобрение, было решено выделить авиационный двигатель и материалы для его реализации. К сожалению, по разным причинам проект не был осуществлён.
К этому времени под руководством профессора Филиппова Геннадия Васильевича я увлёкся теорией пограничного слоя, которая и сейчас является областью моих основных научных интересов.
Хотел бы отметить большую роль нашего декана профессора Белоконова Виталия Михайловича в распространении подготовки специалистов по индивидуальным планам с одновременным приобщением к научным исследованиям под руководством ведущих преподавателей. Многие считали это ненужным, идущим во вред качеству подготовки. Но жизнь показала, что для тех студентов, которые были реально заинтересованы в углубленной подготовке, обучение по индивидуальным планам, несомненно, принесло большую пользу. Среди таких студентов были теперешние профессора СГАУ Горлач Борис Алексеевич, Комаров Валерий Андреевич, Балакин Виктор Леонидович, Салмин Вадим Викторович, Титов Борис Александрович и другие.
Приобщение студентов к научной работе считали своим долгом многие преподаватели КуАИ, включая ректора Виктора Павловича Лукачёва. Формы поощрения были самые разные: материальная поддержка, командирование на различные конференции, ранее не практиковавшееся, и др. Когда в КуАИ появился совет по защитам диссертаций, В.П. Лукачёв приветствовал присутствие студентов на заседаниях этого совета. Если по режимным соображениям заседания проходили в кабинете ректора, то у студентов всегда была возможность слушать и эти защиты. Кстати, защиты дипломных проектов в те времена проходили в присутствии многих студентов младших курсов, а сейчас не все руководители дипломных проектов считают нужным посмотреть, как отстаивают свои разработки и полученные результаты их воспитанники.