Игначков С.М. Это было недавно... Это было давно...
>> 60-летие СГАУ |
Игначков С.М.
Это было недавно... Это было давно...
| Игначков
|
"Милый дедушка, Константин Макарович..." - почему-то вспоминаются эти строки, которые, окропляя скупой студенческой слезой, имитировал "заслуженный артист КуАИ" С.А. Сватенко в известной в кругу тогдашних друзей и почитателей миниатюре "Ванька Жуков". В существенно меньшей мере вспоминаются суровые, но полные невысказанной надежды на счастливый совместный исход слова преподавателей-экзаменаторов (независимо от сдаваемого предмета).
Что же такое студенческие годы? Какой след они оставляют в дальнейшей трудовой (творческой, коммерческой, бомжовской и пр.) жизни бывших студентов?
Когда, незадолго до празднования 35-летия окончания мною института, (КуАИ — не путать с нынешним, незвучащим СГАУ), мне поступило (в связи с предстоящим 60-летием института) предложение за подписью бывшего участника студенческого театра эстрадных миниатюр В.А. Сойфера, я попробовал вспомнить то, что отличало именно наш выпуск, а может, точнее, группу, которая вышла весной 1966 года в уже осознаваемый нами мир.
Поступив в институт в 1960 году, мы ещё в августе отправились по призыву партии и правительства в Новый Буян для обеспечения (не помощи, так как местных уборщиков мы не видели) сбора картофельного урожая с месячным отрывом от светской и другой жизни. Немного отмывшись, мы узнали, что "вляпались" в эксперимент, в соответствии с правилами которого мы должны были в дневное время отбывать трудовую повинность на каком-либо предприятии авиационного профиля города Куйбышева, а в вечернее время постигать премудрости "Начертательной геометрии", "Истории КПСС" и, по-моему, ещё чего-то другого из расширенной школьной программы. Нетрудно понять, что время для сна (а в эти годы обычно это не ночь) мы делили между предприятием п/я 32 (ныне - широко известное Областному союзу работодателей - ОАО "Моторостроитель") и убаюкивающими словами "I get up very early" (Я просыпаюсь очень рано) нашего любимого преподавателя английского языка Л.М. Труниной. Что уж тут говорить о способах построений аксонометрий в начертательной геометрии, а тем более об эмпириокритицизме? Но и в этом полусонном состоянии мы закончили первый курс и стали полноправными "дневными" студентами. После нас, позже, этот эксперимент был отменён, но мой приотрубленный кривошипно-шатунным прессом средний палец на левой руке, хочется думать, внёс какой-то вклад в такое решение.
"Первый курс - начало, на втором бы не укачало" - афоризм мой. Не успели ознакомиться с расписанием занятий - видим красочный плакат руки "неизвестного художника" М.М. Пирского. "Что стоишь, на плакат глазеешь? Записывайся в хор - не пожалеешь!" Что нужно молодому, годному, необученному? Только призыв.
...И пошли мы на первое занятие хора...
...И увидели горящие глаза до сих пор молодого В.М. Ощепкова...
...(И увидели рядом с ним великолепную Р.А. Алещенко)...
...И почувствовали, что действительно можно поднять людей, если относительно слаженно спеть в зале Окружного дома офицеров хором в сотню молодых голосов слова: "Люди мира, на минуту встаньте... Слушайте, слушайте, гудит со всех сторон-н-н".
...И полюбили мы (по крайнем мере я, уже певший до этого в народном хоре клуба "Мир") хоровое и ансамблевое пение всерьёз и надолго.
Под влиянием этой серьёзности и произошла в очередной сессии двойная очная встреча с Е.А. Бредихиной, закончившаяся, к удовлетворению сторон, оценкой "хорошо". Я заранее прошу прощения у всех преподавателей института, о которых не упомяну в этих заметках, хотя каждый из них внёс свою лепту в повышение общего уровня развития ранее несформированного субъекта, в чем, на мой взгляд, и состоит основная задача высшей школы.
После зимней сессии вполне оправданный отдых привёл к тому, что некий великовозрастный студент Е.М. Слободник начал завлекать идеями, услышанными им на концерте в городе Москве в Московском государственном университете и Доме журналиста (это было время, когда в этих коллективах участвовали и ныне достаточно хорошо известные А. Курляндский, А. Хайт, М. Розовский и др.). И уже весной от лица института в областном смотре студенческой художественной самодеятельности был представлен ряд миниатюр и песен нашей учебной группы под номером 222 (про песни сказал потому, что одну из них исполнял я).
Мне кажется, это выступление послужило основой для воссоздания периодически возникавшего ранее в стенах КуАИ Театра миниатюр в виде существовавшего несколько лет коллектива, в который входили как основа С.А. Сватенко, М.М. Пирский, Е.М. Слободник, С. Добрынин, а позже Н. Каргин, В. Прокофьев, Ю. Швец и др. и который далее преобразовался в "АИСТ" (Авиационный институт - студенческий театр). В это время появились в коллективе и свои авторы-сценаристы, ныне известные в СГАУ люди: В. Сойфер, В. Балакин и др.
"АИСТ" как театр включал в себя уже не только исполнителей и авторов эстрадных миниатюр, но и эстрадный ансамбль и вокальный ансамбль и пр. и пр. В музыкальную часть коллектива большой вклад внесли В.А. Акулов (ныне доцент Самарского государственного технического университета), Б. Есипов (ныне доцент СГАУ), С. Серебрянский, В. Антоничев, В. Цыганков, В.А. Чистяков и др. Вокальную часть коллектива представлял набирающий опыт и исполнительское мастерство мужской вокальный квартет в составе: Ю. Авдошенко, С. Игначков, Н. Новиков, Б. Сурков.
Я несколько отвлёкся от исторических событий и не упомянул, что после весенней сессии 1962 года по разумнейшему решению В.П. Лукачёва большая часть хора под руководством и при участии В.М. Ощепкова проходила начальную вокальную и спортивную подготовку в палатках спортивного лагеря КуАИ на поляне имени Фрунзе и именно тогда с нашим участием начал закладываться фундамент первого студенческого общежития на Московском шоссе.
В это же время начиналась в г. Куйбышеве активная работа Городского молодёжного клуба (который и сейчас напоминает о себе аббревиатурой ГМК-62) с организацией приездов в город Куйбышев (и в КуАИ с помощью В. Антонова) великих людей: В.С. Высоцкого, Б.Ш. Окуджавы, Г.С. Титова, Д.Г. Кабалевского и др.
На фоне таких бурных общественных событий начался третий курс, в котором предстояла и состоялась встреча, где "материалы" сопротивлялись друг другу, но обаятельный и всё понимающий профессор С.И. Иванов показал себя истинным демократом даже с учётом понятий сегодняшнего дня.
В это же время В.М. Ощепков с одобрения и при финансовом участии ректората и политической поддержке парткома и профкома организовал поездку хора КуАИ в г. Казань, где мы с удовольствием пели, и не только в хоре, но и в вокальном октете. (От этой поездки у меня сохранилось в памяти очень неприятное впечатление о неряшливости обстановки в ресторане "Татарстан", а также фраза на татарском языке: "Казан авиация институты бишенче тулай торагы", которую не каждый татарин переведет, и которая означает всего лишь "Пятое студенческое общежитие Казанского авиационного института".)
Четвёртый курс - незабываемая экзаменационная встреча с профессором А.М. Сойфером, превращавшим сложный экзамен в разговор как бы понимающих друг друга и основы конструкции авиадвигателей людей. И, хотя мне до сих пор понятно, что в основах конструкции двигателей А.М. Сойфер был несоизмеримой выше, мы нашли взаимопонимание.
В это время В.М. Ощепков продолжал руководить хором, участником которого я был, а М. Бирюлин руководил эстрадным оркестром, в котором я солировал.
Наряду с удачно сданным доценту И.И. Мильштейну с его ассистентами В.П. Шориным и Е. Чукреевым экзаменом по теории автоматического регулирования и прохождением (совместным) километрового пути по каналам командно-топливного агрегата КТА-5, впереди ещё будут гастроли в городе Киеве с хором и эстрадным театром, будут поездки в колхозы Куйбышевской области (освоение целинных земель уже завершилось, а движение студенческих отрядов только зарождалось), в дальнейшем гастроли с хором по Прибалтике.
Пятый курс - это уже почти не студенты, хотя ещё и далеко не дипломники.
К этому времени театр "АИСТ" имел в своем составе трио "Поющие бобры" (В. Грушина и его друзей А. Головина и В. Лу-нева).
После пятого курса нам предстояло проходить учебные сборы по линии военной кафедры, принимать присягу, готовиться к присвоению звания "младший лейтенант".
Общественно-сценические навыки легко позволили с помощью замполита учебного центра Московского авиационного института (под городом Волоколамском) и подполковника Н.А. Петухова организовать концертную бригаду, давшую за месяц около 25 концертов для жителей окрестных поселений, а также гостей Дня Победы в Волоколамске. Подготовка к концертам занимала столь много времени, что (с помощью замполита) участники концертной бригады вынуждены были освобождаться от учебных занятий. Но уважение к нам было такое, что при сдаче зачёта по топографии (намного позже, чем непоющие курсанты) капитан М.А. Тимарин задал всего 3 вопроса:
1. "Кому достаточно тройки?" (несколько человек вышли из строя). Отойдя с оставшимися на несколько метров, задал 2-ой вопрос:
2. "Кому достаточно четверки?" (почти все вышли из строя). Отойдя с оставшимися ещё на несколько метров, задал 3-ий вопрос:
3. "Вам что, пятёрка нужна? А что такое азимут?" (не ожидая ответа, поставил оставшимся пятёрки).
Далее была преддипломная практика, работа над дипломным проектом и его защита. Причём защита перед комиссией, председателем которой был генеральный конструктор Н.Д. Кузнецов.
По распределению я был направлен в опытно-конструкторское бюро, руководимое Н.Д. Кузнецовым, где, как пишут в анкетах, и работаю по настоящее время, уже 35 лет.
Надо сказать, что творческая связь с театром "АИСТ" не прерывалась и в последующие после выпуска годы. "АИСТ" неоднократно становился лауреатом межвузовского фестиваля "Студенческая весна" и даже за две недели до защиты диплома многие из основных исполнителей стали лауреатами 10-го фестиваля, а в 1968 году даже лауреатами Всероссийского фестиваля. Вспоминается, что в составе театра "АИСТ" я был первым исполнителем песни "Грустят знакомые дома..." (автор Б. Есипов), которой впоследствии открывались Грушинские фестивали.
Не прерывалась связь и с хором КуАИ. Неугомонный В.М. Ощепков искал контакты со "старичками" для организации их участия в юбилейных мероприятиях осенью 2001 года, посвящённых 40-летию академического хора КуАИ (СГАУ).
Подводя итоги сказанному, хочется сказать, что КуАИ, наряду с обширной и качественной образовательной программой, был мудрой школой воспитания крепких творческих людей, готовил разносторонних специалистов. И многие-многие из этих творческих людей стали кандидатами и докторами наук, а также крупными руководителями.