Асланов В.С. Оглянувшись...
>> 60-летие СГАУ |
Асланов В.С.
Оглянувшись...
| Асланов
|
Написать о самом ярком событии моей 35-пятилетней жизни в КуАИ-СГАУ? Такое событие не вспомнил, тем более, чтобы оно было интересно не только мне. Пишу о событиях и людях в хронологическом порядке. Заранее прошу прощения, если что-то будет не совсем точно изложено, но так я это запомнил. И не каждый год оставил о себе память.
1966 год. Поступление в КуАИ. Выбор специальности. Всегда любил моторы. Но Валя Нефёдова (сейчас, разумеется, Валентина Николаевна), с которой мы вместе работали в комсомоле и которая поступила на первый факультет на год раньше, убедила меня, что лучше первого факультета просто нет. Конкурс пять человек на место. В этот год средняя школа после очередного эксперимента сделала выпуск одновременно десятого и одиннадцатого классов. Еле поступил. Первый семестр. В институте всё нравилось. Лекции в аудитории Л-2 во втором корпусе. За месяц проходили столько материала, сколько в школе за год. Нет субъективного подхода, как в школе. Боялся, что выгонят. И серьёзно учился. Первая сессия. Все экзамены сдал на "отлично".
1967 год. Лето. Поехал в стройотряд на север Тюменской области в поселок Игрим. Белые ночи. Построил первый свой дом. Работа тяжёлая. Утром поначалу руки не разгибались. Потом привык. Почти ничего не заплатили, но зато многому научился. Обратный путь лежал по притокам Оби и самой Оби, на Север, за полярный круг. Впервые увидел миражи на Оби в конце августа и деревянные тротуары в Лабытнангах, что на левом берегу Оби, там, где река впадает в Ледовитый океан. И поезд по тундре на Москву. Сентябрь. Начались занятия в институте. Сопромат оказался довольно простым предметом, наверное, благодаря Янскому Станиславу Николаевичу. Предметы делил на интересные и не очень. Первые посещал, а вторые прогуливал. Как сейчас понимаю, что выбор был не всегда верный. Свободное время уходило на общение с друзьями.
1969 год. Летом организовал поход на Байкал. По озеру тогда ходил всего один пароход под названием "Комсомолец", и делал он круг по Байкалу с Юга на Север и обратно за пять дней. Жили два дня прямо на палубе парохода, в палатках, а затем 4 недели ползания по горам. Людей из Самары всегда и везде много, были и там. Ещё две группы из нашего города, одной из них командовал Александр Ивлиев, ныне доцент нашего университета. Понравилась динамика полёта как предмет. Экзамен сдавал Турапину Вячеславу Михайловичу. Цельной картины предмета у меня не было, но Вячеслав Михайлович хорошо объяснил мне всё на экзамене и поставил пять. Стал обучаться по индивидуальному плану. Интегралы энергии и площадей, изящные выводы: красоту математики и механики я усвоил и ощутил на лекциях по механике космического полёта Геннадия Петровича Аншакова. Руководил моею научной работой молодой инженер кафедры Балакин Виктор Леонидович. Впервые я написал программу в кодах. Меня просто потрясла ЭВМ "Урал-2", огромная, с мигающими и горящими лампами и занимающая большую комнату. Программа набивалась на киноплёнке, потом склеивалась и вводилась в машину. Моя задача по оптимальному управлению космическим аппаратом была для меня весьма сложной, и я так и не получил никаких результатов от магической "Урал-2".
1970 год. Лето. Благодаря усилиям Пиявского Семена Авраамовича, 10 студентов КуАИ, том числе и я, едут в Москву в Вычислительный центр АН СССР на практику. Нам читают лекции по алгоритмическому языку "Алгол", расчёты выполняем на ЭВМ нового поколения БЭСМ-6 с быстродействием 1 миллион операций в секунду - это была фантастика! Лучшая в мире ЭВМ! Пятый курс. Лекции профессора Комарова Андрея Алексеевича, как глава библии, только истина, причём очень логично изложенная. В то время Андрею Алексеевичу было более 70 лет. Лекции он читал тихим голосом, речь очень ёмкая, писали мало. И ещё лекции М.А. Петровичева. Предмет "Электрорадиооборудование" мне не нравился, но Михаил Александрович так образно и темпераментно читал, что не ходить было просто невозможно.
1971-1972 годы. Распределение в ЦАГИ. Попал в лабораторию статической прочности. В лабораторию динамики полёта не взяли со словами, что там работает элита из физтеха и мне там места нет. Пробыл в ЦАГИ почти 3 месяца и вернулся в КуАИ на кафедру динамики полёта, где под руководством Белоконова В.М. и Балакина В.Л. защитил дипломный проект.
1973 год. Аншаков Г.П. пригласил нас, молодых инженеров КуАИ, поработать несколько месяцев непосредственно в ЦСКБ над новым экзотическим проектом. Атмосфера важности дела и прекрасная по тем временам вычислительная техника.
1974 год. Начало научной работы. Самообразование по математике и механике. Первый самостоятельный доклад на научной всесоюзной конференции на родине К.Э. Циолковского.
1976 год. Публикация в журнале АН СССР "Космические исследования" и знакомство с выдающимся учёным Василием Александровичем Ярошевским, который в то время работал заместителем начальника лаборатории динамики полёта в ЦАГИ и заведовал кафедрой прикладной механики в физтехе.
1977 год. Защита кандидатской диссертации. Первый оппонент - В.А. Ярошевский.
1978 год. Начало совместной работы с Центром управления полётами, которая продлится свыше 15 лет. Создание малого научного коллектива на кафедре динамики полёта. Очень интересная работа по программам "Венера" и "Марс". Мучительный выбор места будущей преподавательской работы между кафедрой конструкции самолётов и кафедрой теоретической механики. Выбор был сделан в пользу первой на целых 11 лет. До этого учили меня, теперь начинаю учить я.
1979 год. Меня назначают начальником курса на первом факультете. Должность невелика, но очень важна. Ты сам ещё молодой человек, а уже должен кого-то воспитывать, поощрять, защищать или наказывать. Поездки на картошку, демонстрации, субботники, сессии и т.д. Опыта никакого, ты один с проблемами. Но тяжело было только в первый год, далее ребята всё делали сами, а меня только ругали деканы, которых на моём веку начальника курса было три. Воспитались замечательные ребята, и со многими из них я до сих пор общаюсь. Это и Жданов Володя - генеральный директор МЖК-1 и ещё нескольких организаций, Валентин Курчаткин - руководитель крупного предприятия, Бондаренко Юрий - один из основателей телекомпании СКАТ, а ныне генеральный директор телекомпании "Волга-СТС" и рекламного агентства "Визави", Володя Гаслов - создатель лёгких самолётов, и многие другие.
1989 год. Меня избирают на должность заведующего кафедрой теоретической механики.
1990 - 1995 годы. В феврале 1990 года в Москве состоялась защита моей докторской диссертации. Работа с аспирантами и докторантом. Открытие специальности "Механика". Открытие диссертационного совета в СГАУ по защитам докторских и кандидатских диссертаций со специальностью "Теоретическая механика". На дворе революция - смена строя в стране. Спасает только интересная работа и люди, которые тебя окружают и тебе помогают.
2001 год. На заседании учёного совета университета мне вручили удостоверение ветерана КуАИ-СГАУ.