Факультет повышения квалификации преподавателей.
>> 60-летие СГАУ |
Факультет повышения квалификации преподавателей
Образован в 1968 году
Первоначальное название - факультет педагогических знаний, с 1985 года - факультет повышения квалификации преподавателей.
Руководство КуАИ-СГАУ уделяло постоянное внимание созданию благоприятных условий для роста профессионального мастерства преподавателей.
В 1968-69 учебном году приказом ректора КуАИ профессора Лукачева В.П. был организован факультет педагогических знаний, на который и была возложена задача повышения квалификации преподавателей. В связи с отсутствием педагогического образования у подавляющего большинства не только молодых преподавателей, но и преподавателей со значительным стажем работы, была поставлена задача: привить преподавателям вкус к педагогике, умение решать возникающие вопросы преподавания на научной основе. Был создан деканат факультета: декан - доцент Мостовой А.С., зам. декана - старший преподаватель Шпак Т.С., ученый секретарь - ассистент Зацепина М.В. В Совет факультета вошли также профессор Дорофеев В.М., доцент Меркулов А.П., и.о. доцента Сычев М.Я., и.о. доцента Малиев Ю.Н.
В учебный план факультета были включены такие дисциплины, как основы общей педагогики, основы психологии и логики, программированное обучение и технические средства, элементы ораторского искусства. Около половины часов учебного плана было отдано основам вузовской педагогики. Кроме лекций проводились также семинары. Отчитывались слушатели выпускной работой. Лучшие выпускные работы вошли в сборник трудов КуАИ, вып. 49, 1971 г. К чтению лекций и ведению семинаров привлекались опытные преподаватели пединститута - доценты Сигал Л.М., Кадочкин Л.Н., Лихушина М.А., опытные преподаватели КуАИ - доценты Нападов А.П., Кветной М.С., Янский С.Н., Шманев В.А. и другие.
С 1968 по 1977 г. факультет педагогических знаний окончили 438 преподавателей, из них один профессор, 70 доцентов, в том числе заведующие кафедрами Белоконов В.М., Оглезнев Н.А., и два преподавателя - "добровольца" из других вузов города. Отрадно отметить, что 20% слушателей посещали занятия по своей инициативе, не будучи зачислены в число слушателей приказом ректора.
Слушателям, окончившим факультет педагогических знаний, в торжественной обстановке ректор вручал удостоверения. Особенно запомнился выпускной вечер 1972 г., завершившийся пародийной "опереттой", сочиненной тогдашними скромными доцентами В.А.Сойфером, В.Л.Балакиным и В.А.Виттихом.
После того, как основные задачи по повышению педагогического мастерства преподавателей института были в основном выполнены, факультет педагогических знаний был упразднен.
В связи с бурным развитием вычислительной техники и необходимостью ее широкого использования в учебном процессе в соответствии с приказом Минвуза РСФСР N 434 от 05.07.85 г. при КуАИ был организован факультет повышения квалификации преподавателей (ФПКП) по использованию вычислительной техники в научных исследованиях и проектировании.
С момента основания факультета и до 2001г. его деканом являлся профессор д.т.н. Аронов Борис Матвеевич, благодаря усилиям которого факультет достиг высоких результатов. С 2001г. факультет возглавляет доцент к.т.н. М.С.Стенгач.
В течение 1986-1987 гг. перед факультетом стояла задача массового обучения преподавателей основам компьютерной техники и программирования для использования получаемых знаний и практических навыков в учебном процессе (уже по своим предметам) и в научных исследованиях. Занятия проводились в два потока: для преподавателей технических дисциплин с отрывом от основной работы и для преподавателей нетехнических кафедр без отрыва от работы.
По итогам занятий каждого из потоков проводился анализ условий обучения и быта слушателей, особенно приехавших из других городов страны. География их была довольно широкая - от Ростова-на-Дону до Комсомольска-на-Амуре. По единодушному мнению, к числу положительных сторон работы факультета можно отнести: высокую квалификацию преподавателей и свободный доступ к вычислительной технике. Благодаря высокому профессионализму и исключительному вниманию, которое проявляли к слушателям доценты В.В. Пшеничников, А.Н. Поручиков и их коллеги, был преодолен и "возрастной барьер" в освоении ЭВМ.
В сентябре 1987 г. на ФПКП открылась новая специальность - системы автоматизированного проектирования (САПР). Таким образом, в настоящее время повышение квалификации на ФПКП осуществляется по двум специальностям. Это - основы современных информационных технологий (ОСИТ) и САПР. Слушатели, направленные на повышение квалификации по 1-й специальности изучают современные операционные системы и их наиболее популярные приложения. Слушатели 2-й специальности изучают научные основы автоматизации проектно-конструкторских и технологических работ, методы оптимизации, машинную графику, базы данных, знакомятся с созданными промышленными и учебными САПР.
Значительное внимание в учебном процессе уделяется вопросам использования автоматизированных обучающих систем (АОС). Слушатели знакомятся с концепцией непрерывной компьютерной подготовки, изучают психологические, дидактические и методические аспекты автоматизированного обучения, осваивают имеющиеся в институте обучающие пакеты прикладных программ, выполняют курсовую работу по дидактической подготовке учебного материала своей дисциплины.
В 1999 г. дисплейный класс ФПКП был подключен к корпоративной сети университета и получил доступ во всемирную сеть ИНТЕРНЕТ. С этого же года слушатели, повышающие квалификацию по специальности ОСИТ, дополнительно стали изучать работу во всемирной сети ИТЕРНЕТ.
Учебный процесс на ФПКП ведут преподаватели четырех кафедр университета. Слушатели отмечают высокий уровень содержания и методики преподавания дисциплин на факультете такими преподавателями, как профессор Л.В.Макарова, доценты М.П.Шлыкова, М.С.Стенгач, старшие преподаватели И.С.Касаткина, С.А.Озерная, ассистенты И.Б.Дмитриева и В.Л.Юмашев. Большую работу по организации учебного процесса проводят методист И.С.Тарасова и инженер Г.Ю.Тихонов.
Всего за время существования факультета свою квалификацию на нем повысило более двух с половиной тысяч человек.
Сведения о специальностях и количестве слушателей
Наименование направления или специальности | Продолжительность обучения (мес.) | Форма обучения | Количество слушателей за год |
Основы современных информационных технологий
| 8 | с частичным отрывом | 80 |
Системы автоматизированного проектирования | 4 | с частичным отрывом | 20 |
Педагогика | 4 | с частичным отрывом | 20 |