Факультет двигателей летательных аппаратов
>> 60-летие СГАУ |
Факультет двигателей летательных аппаратов (N 2)
Образован в 1942 году
(первоначальное название - факультет авиационных двигателей, переименован в 1961 году)
Деканы факультета
1942-1945 гг. НЕЙМАРК Аркадий Иосифович, к.т.н., доцент
1945-1948 гг. ЧОВНЫК Наум Григорьевич, к.т.н., доцент
1948-1953 гг. МАКСИМОВ Георгий Дмитриевич, к.т.н., доцент
1953-1959 гг. МЕДВЕДЕВ Лев Павлович, к.т.н., доцент
1959-1962 гг. ПИЧУГИН Дмитрий Федорович, к.т.н.,доцент
1962-1965 гг. ШМАНЕВ Василий Александрович, к.т.н., доцент
1965-1970 гг. ЗАЙЦЕВ Владимир Михайлович, к.т.н., доцент
1970-1979 гг. ШЕСТАКОВ Валентин Тимофеевич, к.т.н., доцент
1979-1983 гг. ЖУКОВ Константин Алексеевич д.т.н. профессор
1983-1985 гг. УРЫВСКИЙ Федор Прокофьевич д.т.н. профессор
1985-1990 гг. КНЫШ Юрий Алексеевич д.т.н. профессор
1990-1997 гг. ШАХМАТОВ Евгений Владимирович д.т.н. профессор
1997 г. - по н. в. ЕРМАКОВ Александр Иванович д.т.н. профессор
Специальности факультета и годы их открытия:
- 130200 - авиационные двигатели и энергетические установки с 1942 г.
- 130400 - ракетные двигатели с 1959 г.
- 131200 - лазерные системы в ракетной технике и космонавтике
с 1982 г. - 101200 - двигатели внутреннего сгорания с 1997 г.
- 121100 - гидравлические машины, гидропроводы и гидропневмо-автоматика с 1998 г.
- 060800 - экономика и управление на предприятии (по отраслям) с 2000 г.
Студенты факультета с 1998 года имеют возможность получать второе высшее образование по специальности "Менеджмент организации".
Кафедры факультета:
- автоматические системы энергетических установок;
- инженерная графика;
- конструкция и проектирование двигателей летательных аппаратов;
- механическая обработка материалов;
- производство двигателей летательных аппаратов;
- теория двигателей летательных аппаратов
- теплотехника и тепловые двигатели
(кафедра охраны труда и окружающей среды входила в состав факультета до 1994 г.)
Научно-исследовательские подразделения факультета:
- Институт акустики машин
- ОНИЛ-1 "Вибрационная прочность и надежность авиационных
изделий" - ОНИЛ-2 "Микроэнергетика"
- ОНИЛ-9 "Тепловые двигатели и холодильные машины"
- ОНИЛ-12 "Технология и автоматизация производственных
процессов"
- ОНИЛ-18 "Комплексная САПР лопаток двигателей"
- НИЛ-45 "Энергетика и экология тепловых двигателей"
- НИЛ-49 "Горение и рабочие процессы"
Особое внимание уделяется совершенствованию учебного процесса на базе современных информационных технологий, на факультете функционируют 12 компьютерных классов.
Поддерживается тесная связь с двигателестроительными предприятиями города в направлениях:
- проведения ознакомительной, учебной и производственных практик;
- курсового и дипломного проектирования на предприятиях;
- проведения совместных научно-технических советов, семинаров и конференций;
- контрактной подготовки специалистов и стажировок;
- назначения лучшим студентам именных стипендий от предприятий (26 студентов на 2001 год).
В школах и лицеях преподаватели факультета ведут занятия по спецдисциплинам в рамках профориентационной работы.
Кафедра автоматических систем энергетических
установок (АСЭУ)
Основана в 1982 году
(выделена из кафедры конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов)
Заведующие кафедрой:
1982 г. - по н.в. Шорин Владимир Павлович, д.т.н.,
профессор, академик РАН
Перечень специальностей, по которым кафедра является выпускающей
131200 - лазерные системы в ракетной технике и космонавтике
(одновременно студенты приобретают рабочие профессии
"Оператор лазерной голографической установки" и
"Сварщик на лазерных установках");
121100 - гидравлические машины, гидропроводы и гидропневмо-
автоматика;
130200 - авиационные двигатели и энергетические установки:
специализация "Агрегаты автоматики двигателей
летательных аппаратов".
Кафедра разработала государственный образовательный стандарт специальности 131200 "Лазерные системы в ракетной технике и космонавтике".
Динамика изменения кадрового состава кафедры:
Годы | 1982 | 1990 | 1995 | 2000 |
Профессора | 1 | 3 | 8 | 8 |
Доценты | 7 | 12 | 11 | 10 |
Ассистенты | 2 | 3 | 5 | 5 |
Преподаватели с учеными степенями, званиями | 8 | 16 | 24 | 23 |
Всего преподавателей | 10 | 18 | 24 | 23 |
Кадровый состав кафедры на 2002 г.:
профессор, д.т.н., академик РАН - 1; профессора, д.т.н.- 7;
доценты, к.т.н. - 12; ассистенты, к.т.н. - 3.
Материальная база кафедры:
- учебные лаборатории цикла "Лазеры" оснащены технологическими лазерными комплексами (серийными и экспериментальными), тепловизорами, системой обработки изображения, современной регистрирующей и измерительной аппаратурой;
- учебные лаборатории цикла "Автоматика" оснащены системами автоматического управления современных отечественных двигателей, натурными препарированными агрегатами, стендами и оборудованием для испытаний пневмогидравлических агрегатов и систем.
Выпуск учебников и монографий в центральных издательствах:
- Жуковский А.Е., Кондрусев В.С., Окорочков В.В. Испытания жидкостных ракетных двигателей. - М.: Машиностроение, 1992.- 352 с.
- Основы создания агрегатов автоматики пневмогидравлических систем летательных аппаратов и двигателей. Часть 1. Обеспечение конструкторской надежности и технологичности агрегатов / А.Н.Евстигнеев, А.Е.Жуковский, В.М.Квасов, Ю.И.Кондрашов, А.Ф.Малеев, Е.В.Шахматов, Г.В.Шестаков. - Самара: НПО "Импульс", 1993. - 375 с.
- Методы обеспечения функциональной надежности пневмогидравлических и топливных систем блока ракетно-космического комплекса / Е.А.Вакулич, В.Д.Варивода, А.Е.Жуковский, А.Ф.Малеев, А.А.Маркин, С.А.Петренко, В.Я.Свербилов, Г.П.Федоренко, Е.В.Шахматов, В.П.Шорин; под редакцией акад. РАН В.П.Шорина и гл. конструктора В.Ф. НПО "Энергия" С.А.Петренко. - Самара: НПО "Импульс", 1994. - 256 с.
- Основы создания агрегатов пневмогидравлических систем летательных аппаратов и двигателей. Часть 2. Обеспечение качества динамических процессов и устойчивости систем с агрегатами управления и регулирования / А.Е.Жуковский, В.Г.Кинелев, О.П.Мулюкин, В.Я.Свербилов, Д.Е.Чегодаев, В.П.Шорин. - Самара: НПО "Импульс", 1995. - 216 с.
- Барвинок В.А., Мордасов В.И., Шорин В.П. Высокоэффективные лазерно-плазменные технологии в машиностроении / Международный центр научной и технической информации.- М.,1997. - 76 с.
- Особенности систем топливопитания и регулирования авиационных газотурбинных двигателей на криогенном топливе / В.П.Шорин, С.М.Игначков, Е.В.Шахматов, А.Е.Жуковский, В.А.Козлов, А.Ф.Малеев, А.А.Горячкин, В.Н.Коняшкин; под редакцией акад. РАН В.П.Шорина. - Самара: Изд-во СГАУ, 1998. - 148 с.
- Динамические процессы в системах двигательных установок космических аппаратов / В.П.Шорин, А.Е.Жуковский, А.Ф.Малеев, Е.А.Вакулич, В.Я.Свербилов, В.А.Герасимов, под редакцией акад. РАН В.П.Шорина. - Самара: Изд-во СГАУ, 1998. - 316 с.
- Снижение виброакустических нагрузок в гидромеханических системах / А.Г.Гимадиев, А.Н.Крючков, В.В.Леньшин, А.Б.прокофьев, Е.В.Шахматов, Г.В.Шестаков, В.П.Шорин; под редакцией академика РАН В.П.Шорина и д.т.н., профессора Е.В.Шахматова. - Самара: СГАУ, 1998. - 270 с.
- Шорин В.П., Журавлев О.А., Федосов А.И., Марков В.П. Процессы формирования скользящего разряда на диэлектрических подложках с потенциальным барьером. - М.: Изд. "Логос", 2000.- 152 с.
- Регуляторы расхода для топливных систем двигателей летательных аппаратов / А.А.Горячкин, А.Е.Жуковский, С.М.Игначков, В.П.Шорин; под ред. В.П.Шорина. - М.:Машиностроение, 2000.- 208 с.
- Шорин В.П., Гимадиев А.Г., Быстров Н.Д. Гидравлические и газовые цепи передачи информации.- М.: Машиностроение, 2000.- 328 с.
Научные подразделения кафедры
В 1983 году при кафедре АСЭУ была организована научно-исследовательская группа (НИГ АСЭУ). Научный руководитель НИГ - профессор В.П.Шорин, заведующий НИГ - В.А.Колесников. В 1988 году, в связи с повышением объемов хоздоговорных работ НИГ была преобразована в научно-исследовательскую лабораторию НИЛ-34.
Основные научные направления НИЛ-34:
- динамика пневмогидравлических и топливных систем летательных аппаратов и двигателей;
- моделирование и автоматизация проектирования элементов САУ и устройств коррекции динамических характеристик систем;
- исследование газодинамических процессов и управление лазерными технологическими установками;
- разработка перспективных технологий лазерной обработки материалов.
В 1995 году на базе НИЛ-34 образован Институт акустики машин с правомочиями юридического лица. Институт акустики машин располагает уникальным оборудованием и испытательными стендами, автоматизированными обрабатывающими комплексами.
В институте работают 6 докторов наук, 15 кандидатов наук, штат опытных инженеров-исследователей и аспирантов.
Кафедра инженерной графики
Основана в 1942 году
Первоначальное название кафедры - "Начертательная геометрия и черчение", с 1990 г. - кафедра инженерной графики.
Заведующие кафедрой:
1942-1944 гг. ЯРИН Вячеслав Николаевич, профессор
1944-1946 гг. БРАЖНИКОВ Виктор Александрович,
старший преподаватель
1946-1953 гг. ПАРАМОНОВ Павел Андреевич, к.т.н., доцент
1953-1975 гг. ПАНИН Виктор Иванович, к.т.н , доцент.
1975-1994 гг. ФАДЕЕВ Виктор Яковлевич, к.т.н., доцент
1994 г. - по н. в. ГАВРИЛОВ Валерий Николаевич, д.т.н., профессор
Кафедра не является выпускающей.
Динамика изменения кадрового состава кафедры:
Годы | 1942 | 1950 | 1960 | 1970 | 1980 | 1990 | 2000 |
Профессора | 1 | - | - | -- | - | - | 1 |
Доценты | - | 1 | 1 | 3 | 3 | 7 | 7 |
Старшие преподаватели, ассистенты | 8 | 10 | 15 | 25 | 25 | 18 | 13 |
Преподаватели с учеными степенями, званиями | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 | 7 | 8 |
Всего преподавателей | 9 | 11 | 16 | 28 | 28 | 25 | 21 |
Кадровый состав кафедры на 2002 г.:
профессор, д.т.н. - 1; профессор, к.т.н. - 1; доценты, к.т.н. - 6; старшие преподаватели - 11; ассистенты - 5.
Материальная база кафедры
Кафедра имеет специализированные чертежные залы, оснащенные методическими и справочно-иллюстративными материалами применительно к специальностям факультетов. На кафедре оборудованы 2 компьютерных класса и 25 индивидуальных рабочих мест, что позволяет преподавать курс компьютерной графики на 4-х факультетах университета. С 1999 г. начато внедрение в учебный процесс геометрического моделирования с помощью компьютерных систем разработки чертежно-конструкторской и технологической документации.
Через редакционно-издательский отдел института выпущено более 20 наименований методических пособий. С помощью промышленных предприятий города значительно пополнена материальная база раздаточными материалами. Кафедра ежегодно проводит вузовские олимпиады по компьютерной графике, а также олимпиады по различным приложениям компьютерной графики среди школьников города Самары и Самарской области.
Кафедра конструкции и проектирования двигателей
летательных аппаратов
Основана в 1942 году
Заведующие кафедрой:
конструкции и теории авиадвигателей
1942-1949 гг. Сойфер Александр Миронович, к.т.н., доцент
конструкции авиадвигателей
1949-1960 гг. Сойфер Александр Миронович, к.т.н., доцент
конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов
1960-1969 гг. Сойфер Александр Миронович, к.т.н., профессор
1969-1978 гг. Кузнецов Николай Дмитриевич, д.т.н., профессор
академик АН СССР и РАН, генеральный конструктор
авиационных и ракетных двигателей
1978-1992 гг. Белоусов Анатолий Иванович, д.т.н., профессор
1992-2000 гг. Чегодаев Дмитрий Евгеньевич, д.т.н., профессор
2000-2002 гг. Ермаков Александр Иванович, д.т.н., профессор
с 2002г. Фалалеев Сергей Викторианович, д.т.н., профессор.
Перечень специальностей, по которым кафедра является выпускающей:
130200 - авиационные двигатели и энергетические установки
специализации:
130201 - проектирование и конструирование авиационных двигателей,
130215 - компьютерные технологии проектирования и конструирования авиационных двигателей.
Динамика изменения кадрового состава кафедры:
Годы | 1942 | 1950 | 1960 | 1970 | 1980 | 1990 | 2000 |
Профессора | - | - | - | 1 | 3 | 3 | 6 |
Доценты | 1 | 1 | 3 | 9 | 14 | 10 | 9 |
Старшие преподаватели, ассистенты | 2 | 6 | 11 | 7 | 4 | 4 | 4 |
Преподаватели с учеными степенями, званиями | - | 1 | 3 | 10 | 17 | 13 | 15 |
Всего | 3 | 7 | 14 | 17 | 21 | 17 | 19 |
Кадровый состав кафедры на 2002 г.:
профессора, д.т.н. - 7; доценты, к.т.н. - 10; старшие преподаватели - 1; ассистенты - 4.
Материальная база кафедры
Общая площадь учебных аудиторий составляет 1570 кв.м. В качестве учебных экспонатов используются более 100 двигателей-макетов различных типов. На кафедре 14 учебных классов и лабораторий, в том числе: газотурбинных двигателей (ГТД), ракетных двигателей (РД), двигателей внутреннего сгорания (ДВС), камер сгорания и выходных устройств, агрегатов и систем, турбонасосных агрегатов и камер жидкостных реактивных двигателей (ЖРД), динамики и прочности, надежности, а также библиотека кафедры, два зала курсового проектирования и три компьютерных класса. В учебном процессе используются 11 уникальных экспериментальных стендов, созданных сотрудниками кафедры.
В состав кафедры входит Центр истории авиационных двигателей имени академика Н.Д.Кузнецова (ЦИАД). Директором ЦИАД доцентом Зреловым В.А. издано четыре книги по историческому анализу конструкций отечественных двигателей летательных аппаратов, создано два стенда с представлением разработок ОАО СНТК им. Н.Д.Кузнецова и фирмы Rolls-Royce, с 1999 г. разрабатывается учебно-научный мультимедийный комплекс "Виртуальная коллекция ЦИАД". С помощью студентов создана электронная база продольных разрезов 25 отечественных и зарубежных двигателей. ЦИАД является участником международных выставок по двигателям в Москве и Московских аэрокосмических салонов. ЦИАД является почетным корпоративным членом Rolls-Royce Heritage Trust, имеет устойчивые связи со всеми авиационными музеями России.
Выпуск учебников и монографий в центральных издательствах:
- Старцев Н.И. Трубопроводы газотурбинных двигателей. - М.: Машиностроение, 1976. - 272 с.
- Карасев В.А., Максимов В.П., Сидоренко М.К. Вибрационная диагностика газотурбинных двигателей. - М.: Машиностроение, 1978. - 132 с.
- Токарев И.П., Белоусов А.И., Чегодаев Д.Е. Упруго-вязкие модели и динамические характеристики газовых опор с внешним наддувом. - М.: ВИНИТИ, 1980. - 152 с.
- Шорин В.П. Устранение колебаний в авиационных трубопроводах. - М.: Машиностроение, 1980. - 156 с.
- Испытания жидкостных ракетных двигателей. Учебное пособие для авиационных специальностей вузов. А.Е.Жуковский, В.С.Кондрусев, В.Я.Левин, В.В.Окорочков /Под ред. В.Я.Левина. - М.: Машинострооение, 1981. - 199 с.
- Ермаков А.И., Фролов В.А. Расчет динамических характеристик рабочих колес авиационных ГТД. - М.: ВИНИТИ, 1984. - 216 с.
- Лазуткин Г.В. Виброизоляторы на основе материала МР. - М.: ВИНИТИ, 1985. - 150 с.
- Зрелов В.А., Воронков Ю.С., Михель С.Ю., Кевшилов С.В. Германские авиационные специалисты в Советской России. Судьба и работа 1945-1954 гг. Т.1. Московский регион. Россия-Германия. - М.: Изд-во РАН (полиг. Фирма "ИМТЕЛС-АГ"), 1996. - 78 с.
- Зрелов В.А. Германские авиационные специалисты в Советской России. Судьба и работа 1945-1954 гг. Т.2. Поволжский регион. Россия-Германия. - М.: Изд-во РАН (полиг. Фирма "ИМТЕЛС-АГ"), 1996. - 87 с.
- Чегодаев Д.Е., Огар П.М., Долотов А.М. Основы расчета и проектирования уплотнений пневмогидроарматуры ЛА. - М.: МАИ, 1997. - 97 с.
- Чегодаев Д.Е., Мулюкин О.П. Элементы клапанных устройств авиационных агрегатов и их надежность: Учебное пособие (рекомендовано ГКВО). - М.: МАИ, 1994. - 208 с.
- Фалалеев С.В., Чегодаев Д.Е. Торцовые бесконтактные уплотнения двигателей летательных аппаратов. Основы теории и проектирования: Учебное пособие (рекомендовано ГКВО). - М.: МАИ, 1998. - 276 с.
- Гриценко Е.А., Федорченко Д.Г. Обеспечение прочностной надежности газотурбинных двигателей и силовых установок. - М.: Машиностроение, 2000. - 386 с.
- Чегодаев Д.Е., Мулюкин О.П., Колтыгин Е.В. Конструирование рабочих органов машин и оборудование из упругопористого материала МР. - Харбин: КНР, Харбинский политехн. институт, 2000. - 258 с.
За последние пять лет издано 12 монографий, получено 15 патентов, опубликовано 287 статей, материалов и тезисов докладов. Опубликовано 83 учебно-методические работы, из них 6 учебных пособий с грифом министерства. Доцентом Паниным Е.А. создано 29 видеофильмов и 98 видеоотчетов, общей длительностью более 100 часов по аэрокосмической тематике для кафедр и музея авиации и космонавтики университета. В Харбинском политехническом институте издана на китайском языке книга Чегодаева Д.Е. и др. о материале "металлорезина".
Научные подразделения кафедры
ОНИЛ-1 организована в 1958 г. при непосредственном участии профессора А.М.Сойфера, который был ее первым научным руководителем.
Активно продолжаются работы в направлениях, начатых при создании ОНИЛ-1: демпфирование; опорно--уплотнительные гидродинамические узлы; динамика лопаточных колес; компьютерные технологии проектирования; виброизоляторы из материала металлорезины, которые нашли широчайшее применение в космонавтике, авиации, надводных и подводных кораблях. На кафедре учился, подготовил и защитил диссертацию аспирант из КНР Ли Чжун Ин.
Кафедра механической обработки материалов
Основана в 1942 году
Учебную деятельность начала в 1943 году. Первоначальное название - кафедра обработки металлов резанием, затем называлась кафедрой резания, станков и режущего инструмента, с 1996 года - приобрела нынешнее название.
Заведующие кафедрой:
1943-1970 гг. Резников Наум Иосифович, д.т.н., профессор
1970-1974 гг. Медведев Лев Павлович, д.т.н., профессор
1974-1985 гг. Урывский Федор Прокофьевич, д.т.н., профессор
1985-1995 гг. Лепилин Василий Иванович, к.т.н., доцент
1995 г. - по н.в. Первышин Александр Николаевич, д.т.н., профессор
Перечень специальностей, по которым кафедра является выпускающей
Кафедра ведет подготовку по индивидуальным планам: в 1999...2001 годах выпустила 13 студентов по специализации "Газоструйные технологии" в рамках специальности 121100 - гидромашины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика.
Динамика изменения кадрового состава кафедры:
Годы | 1943 | 1950 | 1960 | 1970 | 1980 | 1990 | 2000 |
Профессора | 1 | 1 | 1 | 2 | - | 1 | 1 |
Доценты | - | 1 | 4 | 7 | 7 | 9 | 10 |
Старшие преподаватели, ассистенты | 2 | 3 | 3 | 1 | 5 | 1 | - |
Преподаватели с учеными степенями, званиями | 1 | 2 | 5 | 9 | 7 | 10 | 11 |
Всего | 3 | 5 | 8 | 10 | 12 | 11 | 11 |
Кадровый состав кафедры на 2002 г.:
профессор, д.т.н. - 1; доцент, д.т.н. - 1; доценты, к.т.н. - 9.
Материальная база кафедры
В 1945 г. создана учебная лаборатория технических измерений, оснащенная современными по тому времени приборами (инструментальными микроскопами, вертикальными и горизонтальными оптиметрами) и измерительными инструментами.
В 1946 году созданы две учебные лаборатории: "Резание и станки" и "Режущие инструменты". Кафедра проводила лабораторные работы на универсальных станках (токарные и фрезерные), автоматах и зубообрабатывающих станках. Несколько позже лаборатория приобрела уникальный токарный станок Л-220, специально спроектированный для проведения научно-исследовательских работ. Лаборатория "Режущие инструменты" располагала наборами всех типов стандартных режущих инструментов и большим количеством специального инструмента, применяемого при изготовлении самолетов и их оборудования.
В 1981 году создана четвертая лаборатория "Основы взаимозаменяемости". С этого же времени лаборатории кафедры оснащаются ЭВМ. С 1995 года функционируют кабинет, оснащенный современными ПЭВМ, а также единственная в стране вузовская лаборатория химических генераторов концентрированных потоков энергии.
Выпуск учебников и монографий в центральных издательствах:
- Резников Н.И. Учение о резании металлов: Учебник для машиностроительных специальностей. - М.: Машгиз, 1947.
- Резников Н.И. Скоростное резание металлов с большими подачами. - М.: Машгиз, 1957.
- Резников Н.И., Жарков И.Г., Зайцев В.М. и др. Производительная обработка нержавеющих и жаропрочных материалов. / Под ред. Н.И. Резникова. - М.: Машгиз, 1960.
- Резников Н.И., Бурмистров Е.В., Жарков И.Г. и др. Обработка резанием жаропрочных, высокопрочных и титановых сплавов.- М.: Машиностроение, 1972.
Научные подразделения кафедры
При кафедре существует ОНИЛ-3, созданная в 1958 г. Основным направлением работы является исследование обрабатываемости жаропрочных и высокопрочных материалов.
Научными руководителями лаборатории были:
1958-1970 гг. Резников Н.И., д.т.н , профессор
1970-1974 гг. Медведев Л.П., д.т.н., профессор
1974-1985 гг. Урывский Ф.П., д.т.н., профессор
1985-1995 гг. Лепилин В.И., к.т.н., доцент
1995 г. - по н. в. Первышин А.Н.., д.т.н., профессор
Заведующие лабораторией:
1958-1977 - инженер В.В. Глазунов;
1977 - по н. в. - инженер В.М. Опаркин.
Динамика изменения объемов выполненных работ
и изменения штатного состава:
Годы | 1958 | 1960 | 1970 | 1980 | 1990 | 1995 | 2000 | |
Объем, тыс. руб. | 580 | 1100 | 159 | 243 | 234 | 603 | 226 | |
Штат- ные | Инженеры, лаборанты, рабочие | 10 | 21 | 30 | 41 | 28 | 11 | 2 |
Совмес- тители | Научные сотрудники, аспиранты | 6 | 7 | 8 | 8 | 8 | 6 | 3 |
Лаборанты, рабочие | 2 | 4 | 5 | 3 | 3 | 2 | - |
В 1968 г. ОНИЛ-3 получила премию Министерства общего машиностроения СССР.
Кафедра производства двигателей летательных аппаратов
Основана в 1942 году
Первоначальное название - кафедра производства авиадвигателей,
с 1961 года - приобрела нынешнее название.
Заведующие кафедрой:
1942-1943 гг. Азаров А.С. (и.о.)
1943-1956 гг. Максимов Георгий Дмитриевич, к.т.н., доцент
1956-1963 гг. Шевелев Анатолий Сергеевич, д.т.н., профессор
1963-1974 гг. Шманев Василий Александрович, к.т.н., доцент
1974-1978 гг. Шевелев Анатолий Сергеевич, д.т.н., профессор
1978-1988 гг. Иващенко Иван Александрович, к.т.н., профессор
1988-1992 гг. Демин Феликс Ильич, д.т.н., профессор
1992 г.- по н. в. Шитарев Игорь Леонидович, д.т.н., профессор
Перечень специальностей, по которым кафедра является выпускающей
130200 - авиационные двигатели и энергетические установки,
130400 - ракетные двигатели,
060800 - экономика и управление на предприятии (по отраслям).
Динамика изменения кадрового состава кафедры:
Годы | 1942 | 1950 | 1960 | 1970 | 1980 | 1990 | 2000 |
Профессора | - | - | - | - | 2 | 3 | 4 |
Доценты | 1 | 2 | 6 | 9 | 11 | 14 | 11 |
Старшие преподаватели, ассистенты | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 2 | 2 |
Преподаватели с учеными степенями, званиями | 1 | 2 | 6 | 9 | 11 | 17 | 15 |
Всего преподавателей | 4 | 5 | 9 | 13 | 17 | 19 | 17 |
Кадровый состав на 2002 г.:
профессора, д.т.н. - 2; доценты, к.т.н. - 10; старшие преподаватели - 2; ассистенты - 1.
Сотрудниками кафедры защищено 5 докторских и 48 кандидатских диссертаций.
Материальная база кафедры:
При кафедре функционируют учебно-производственная лаборатория и семь учебных лабораторий: технологии конструкционных материалов; технологии производства двигателей летательных аппаратов; сборки двигателей летательных аппаратов; электрофизических методов обработки; автоматизации производственных процессов и робототехники; межкафедральные лаборатории автоматизированного проектирования технологических процессов и автоматизированной механической обработки. Последние две лаборатории оснащены современными персональными компьютерами.
Выпуск учебников и монографий в центральных издательствах:
- Филимошин В.Г. и др. Электрохимическая размерная обработка деталей сложной формы. - М.: Машиностроение, 1969.
- Филимошин В.Г. и др. Технология электрохимической обработки деталей авиадвигателй. - М.: Машиностроение, 1986.
- Шманев В.А. и др. Струйная гидроабразивная обработка деталей ГТД. - М.: Машиностроение, 1995.
- Иващенко И.А. Технологические размерные расчеты и способы их автоматизации. - М.: Машиностроение, 1975.
- Иващенко И.А. Проектирование технологических процессов производства двигателей летательных аппаратов: Учебное пособие. - М.: Машиностроение, 1981.
- Захаров В.А. Технология сборки и контроля подшипниковых опор ГТД. - М.: Машиностроение, 1985.
- Шманев В.А. и др. Приспособления для производства двигателей летательных аппаратов (конструкция и проектирование): Учебное пособие. - М.: Машиностроение, 1990.
- Шманев В.А. и др. Контрольно-измерительные приспособления для производства деталей авиационных двигателей: Учебное пособие (рекомендовано Минобразованием РФ). - М.: МАИ, 1993.
- Проничев Н.Д., Богданович В.И., Шитарев И.Л., Смирнов Г.В. Наводораживание титановых сплавов при электрохимической размерной обработке. - Самара: изд. СНЦ РАН, 2001.
- Демин Ф.И., Проничев Н.Д., Шитарев И.Л. Технология изготовления основных деталей ГТД. - М.: Машиностроение, 2002.
Научные подразделения кафедры
В 1960 г. при кафедре была создана отраслевая научно-исследовательская лаборатория N 12 (ОНИЛ-12), названная в 1964 г. именем доцента В.П.Александрова - одного из ее основателей.
Научными руководителями лаборатории с момента ее основания становились:
Шевелев А.С. , д.т.н., профессор (1960-1963 гг. и 1974-1978 гг.);
Шманев В.А. , к.т.н., доцент (1963-1974 гг.);
Иващенко И.А. , к.т.н., профессор (1978-1988 гг.);
Демин Ф.И., д.т.н., профессор (1988-2000 гг.);
Шитарев И.Л., д.т.н., профессор (с 2000 г. по н.в.).
Заведующими ОНИЛ-12 были Б.Н.Березков, А.И.Гуськов, А.Гольцев, В.Ф. Плисковский.
В 1960 г. штат лаборатории составляли шесть работников - три инженера и три лаборанта, в конце 70-х - начале 80-х годов в лаборатории работало 40 сотрудников (в том числе 25 инженеров и 15 лаборантов).
Динамика изменения объемов хоздоговорных работ, выполняемых в ОНИЛ-12: в 1962 г. - 170 тыс.руб. (в основном за счет тематики по электрохимической размерной обработке), к концу 70-х годов - 500...700 тыс. руб., в 1988 г. - 436 тыс. руб.; после этого началось снижение, и в текущем году объем хоздоговорной тематики составляет 175 тыс. руб.
Отраслевой премией в 1963 г. были отмечены результаты исследований, выполненных под руководством к.т.н., доцента В.П.Александрова по тематике электрохимической размерной обработки лопаток ГТД. Серебряной медалью ВДНХ в 1995 г. награждена конструкция волоконно-оптического прибора для сортировки лопаток перед их установкой в диск турбины ГТД, разработанная под руководством д.т.н. проф. Демина Ф.И.
Основные научные направления исследований в ОНИЛ-12:
- разработка средств автоматизации для сборки роторов с многослойной балансировкой;
- разработка программно-методического комплекса по расчету операционных размеров;
- исследование качества поверхностей, подвергнутых вибрационной электрохимической обработке;
- исследование и разработка методов обработки сложных поверхностей деталей ГТД свободным абразивом;
- разработка методического и программного обеспечения по расчету пространственных размерных цепей трубопроводных систем ГТД;
- разработка способов изготовления щеточных уплотнителей ГТД.
В настоящее время активно реализуется программа подготовки специалистов, владеющих CALS-технологиями. В учебном процессе идет освоение современных средств разработки сложных объемных моделей, при этом все необходимые расчеты проводятся с использованием современных расчетных пакетов; освоены средства компьютерной разработки управляющих программ, постпроцессоров, отлажена сетевая связь компьютера со станками. В автоматизированном режиме оформляется технологическая документация.
Кафедра теории двигателей летательных аппаратов
Основана в 1958 году
Первоначально курс теории двигателей преподавался на кафедре теории и конструкции авиадвигателей, которая была создана в 1942 году (этот год и считается годом зарождения кафедры). В 1949 году была создана кафедра теплотехники и теории авиадвигателей. В 1958 г. кафедра разделилась на две кафедры - кафедру теплотехники и тепловых двигателей и кафедру теории авиадвигателей, с 1961 года кафедра приобрела нынешнее название.
Заведующие кафедрой:
теории авиадвигателей
1958-1961 гг. Дорофеев Виталий Митрофанович, к.т.н., профессор
теории двигателей летательных аппаратов
1961-1968 гг. Дорофеев Виталий Митрофанович, к.т.н., профессор
1968-1988 гг. Лукачев Виктор Павлович, д.т.н., профессор,
Герой Социалистического Труда
1988 г. - по н.в. Кныш Юрий Алексеевич, д.т.н., профессор
Перечень специальностей, по которым кафедра является выпускающей:
130200 |
|
специализация: | |
130201 |
|
130400 |
|
специализации: | |
130401 |
|
130407 |
|
Динамика изменения кадрового состава кафедры:
Годы | 1949 | 1960 | 1970 | 1980 | 1990 | 2000 | 2002 |
Профессора | - | 1 | 1 | 4 | 5 | 8 | 6 |
Доценты | 1 | 3 | 6 | 8 | 11 | 7 | 5 |
Старшие преподаватели, ассистенты | 4 | 3 | 6 | 2 | - | 2 | 5 |
Преподаватели с учеными степенями, званиями | 1 | 4 | 7 | 11 | 16 | 15 | 14 |
Всего преподавателей | 5 | 7 | 13 | 14 | 16 | 17 | 16 |
Кадровый состав кафедры на 2002 г.:
профессора, д.т.н. - 6; доценты, к.т.н. - 5; ассистенты - 5.
Материальная база кафедры
Кафедра имеет восемь учебно-научных лабораторий.
- Лаборатория испытаний воздушно-реактивных двигателей
Создана под руководством профессора В.М.Дорофеева в 1958 г. Имеет три стендовые установки для проведения огневых испытаний полноразмерных ВРД. В настоящее время лаборатория оснащена тремя газотурбинными двигателями: АИ-25, ДГ-4М, ТС-12. В лаборатории испытаний обучаются студенты 1-го, 2-го и 3-го факультетов.
- Лаборатория испытаний жидкостных ракетных двигателей
Создана под руководством доцента В.Е. Нигодюка в 1985 г. Предназначена для проведения огневых испытаний отечественных ЖРД малой тяги (до 100 Н), аналогичных тем, которые использовались на орбитальной станции "Мир" и спутниках Земли серии "Космос", международной космической станции. Сбор и обработка информации проводится студентами с помощью современной системы автоматизации испытаний. По своим техническим характеристикам и возможностям стенд представляет собой уникальное сооружение, обеспечивает учебные и научные исследования.
- Стенд для испытаний ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ)
Создан под руководством доцента Егорычева В.С., эксплуатируется
с 1987 года.
- Учебная лаборатория лопаточных машин
Создана под руководством профессора Н.Т.Тихонова, оснащена несколькими установками по исследованию характеристик малоразмерных турбин, компрессоров и насосов (аналогов в вузах России нет).
- Учебная лаборатория процессов горения
Создана под руководством профессора Ю.А.Кныша и эксплуатируется с 1972 года. В лаборатории изучаются экологические аспекты процессов горения топлив в ВРД с определением основных загрязняющих веществ в пламени.
- Учебная лаборатория гидравлических испытаний
Создавалась еще под руководством профессора В.М.Дорофеева с последующей модификацией доцентом Первышиным А.Н. и профессором Ю.А.Кнышом. В лаборатории студентам демонстрируются уникальные физические эффекты, возникающие при течении жидкости в центробежных и струйных форсунках ВРД и ЖРД, а также акустические и волновые системы распыливания топлив.
- Учебная лаборатория промышленной экологии
Создана под руководством профессора Ю.А.Кныша в 1997 году. Комплекс лабораторных установок позволяет определять основные данные по загрязнению воды и атмосферного воздуха, демонстрирует некоторые технологии очистки воздуха от аэрозольных загрязнений, обеззараживания питьевой воды, обезвреживания выбросов и стоков стендов для испытания двигателей. Поставлена уникальная лабораторная работа по физическому и компьютерному моделированию аэродинамики процессов образования озоновой дыры над Антарктидой.
- Учебная лаборатория математического моделирования и компьютерных технологий
Оснащена 10 современными компьютерами и программным обеспечением, позволяющим проводить лабораторные работы по курсу "Автоматизация научных исследований", практические занятия по курсам "Основы инженерного творчества" и "Экология", курсовое и дипломное проектирование по дисциплинам: "Теория и расчет ВРД"; "Теория и расчет лопаточных машин".
Выпуск учебников и монографий в центральных издательствах:
- Стенькин Е.Д., Мусаткин Н.Ф., Белоусов А.Н. Теория и расчет авиационных лопаточных машин. - М.: МАИ, 1972. - 262 с.
- Термогазодинамический расчет газотурбинных силовых установок / Дорофеев В.М., Маслов В.Г., Первышин Н.В., Сватенко С.А., Фишбейн Б.Д. - М.: Машиностроение, 1973.-144 с.
- Аронов Б.М., Жуковский М.И., Журавлев В.А. Профилирование лопаток авиационных газовых турбин. - М.: Машиностроение, 1975. - 192 с.
- Аронов Б.М. Автоматизация конструирования лопаток авиационных турбомашин. - М.: Машиностроение, 1978. - 168 с.
- Жуковский А.С., Кондрусев В.С., Левин В.Я., Окорочков В.В. Испытания жидкостных ракетных двигателей. - М.: Машиностроение. 1981. - 198 с.
- Маслов В.Г. Теория выбора оптимальных параметров при проектировании авиационных ГТД.- М.: Машиностроение, 1983.- 127с.
- Жуковский А.Е., Кондрусев В.С., Окорочков В.В. Испытания жидкостных ракетных двигателей. - М.: Машиностроение. 1992.- 350 с.
- Кулагин В.В. Теория газотурбинных двигателей. - М.: изд. МАИ, 1994.-300 с.
- Автоматизация проектирования лопаток авиационных турбомашин (методология, алгоритмы, системы) / Б.М.Аронов, В.П.Балтер, В.Я.Камынин и др.; Под ред. Б.М.Аронова. - М.: Машиностроение, 1994. - 240 с.
Научные подразделения, созданные при кафедре
Перечисленные выше лаборатории были созданы на основе активной научно-исследовательской деятельности преподавателей кафедры, которые наиболее значимые результаты диссертационных работ трансформировали в учебные лабораторные работы и установки.
В январе 1958 года совместным приказом Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР и Куйбышевского совнархоза при КуАИ была создана отраслевая термодинамическая лаборатория, положившая начало развитию в КуАИ нескольких научных направлений. Руководителем лаборатории был назначен В.М.Дорофеев. В 1966 г. приказом МОМ СССР и МВССО РСФСР на базе этой лаборатории образована отраслевая научно-исследовательская лаборатория микроэнергетики (ОНИЛ-2), ставшая крупным научным центром в системе образования России.
О высоком научном уровне разработок ученых кафедры и ОНИЛ-2 свидетельствует тот факт, что на этой базе с 1966 по 1992 годы проведено 11 Всесоюзных научно-технических конференций по микроэнергетике, по материалам которых выпущено свыше двадцати томов научных трудов.
Динамика изменения объемов выполненных работ и штатного состава ОНИЛ-2 приведена в таблице
Год | 1965 | 1970 | 1975 | 1980 | 1990 | 2000 |
Объем хоздоговорных / госбюджетных работ, тыс. руб. | 336,5 | 475 | 815 | 1080 | 1490 | 861/228 |
Численность штатных сотрудников | 51 | 112 | 152 | 180 | 150 | 33 |
В разные годы ОНИЛ-2 руководили следующие сотрудники:
Максимов А.П. 1958-1963 гг., 1964-1966 гг.
Тихонов Н.Т. 1963-1964 гг.
Лапчук О.А. 1966-1969 гг.; 1974-1979 гг.; 1985-1989 гг.
Захаров Ю.А. 1970-1973 гг.
Заботин В.Г. 1973-1974 гг.
Бодров П.А. 1979-1982 гг.
Верясов Ю.Н. 1989-1993 гг.
Гальперин Р.Н. 01.05.93 г. - по настоящее время.
За разработку новейших образцов ракетно-космической техники награждены:
Нигодюк В.Е. |
|
Кондрусев В.С. |
|
Попов Г.Т. |
|
Василевский Н.И. |
|
Шеронов А.И. |
|
Комаров А.А. |
|
Пичугин О.Л. |
|
Скобелев Ю.С. |
|
Соколов В.С. |
|
За разработку новых методов и технических средств исследований и испытаний медалями ВДНХ СССР награждены:
Золотая медаль | Серебряная медаль | Бронзовая медаль |
Левин В.Я. | Гальперин Р.Н. | Василевский Н.И. |
Лукачев В.П. | Захаров Ю.А. | Захаров Ю.А. |
Кныш Ю.А. | Нигодюк В.Е. | Ивашин Ю.С. |
Первышин А.Н. | Осипов А.Н. | Кныш Ю.А. |
Первышин А.Н. | Обухов В.М. | |
Тихонов Н.Т. | Пичугин О.Л. | |
Шевырин А.М. | Тихонов Н.Т. | |
Якимов В.М. | Якимов В.М. |
На Всемирной выставке изобретений "Брюссель-Эврика 2000" патент Ю.А. Кныша удостоен диплома и серебряной медали.
В январе 1986 года приказом Минавиапрома и Минвуза РСФСР при кафедре теории двигателей летательных аппаратов создана отраслевая лаборатория комплексных систем автоматизированного проектирования (САПР) лопаток двигателей (ОНИЛ-18).
Основателем и научным руководителем ОНИЛ-18 с момента ее создания с января 1986 г. по январь 2001 г. являлся д.т.н. профессор, Аронов Б.М. С февраля 2001 г. и по настоящее время научное руководство лабораторией осуществляет к.т.н. доцент кафедры "Основы конструирования машин" Керженков А. Г.
Заведующий лабораторией с января 1986 г. по настоящее время - к.т.н. Камынин В.А.
Динамика изменения штатного состава
Год | Кол-во штатных сотрудников, чел. | Кол-во совместителей, чел. | Всего |
1986 | 18 | 20 | 38 |
1990 | 20 | 21 | 41 |
1995 | 8 | 11 | 19 |
2000 | 5 | 10 | 15 |
2001 | 4 | 9 | 13 |
Динамика объемов выполненных НИР
Год | Объем хоздоговорных НИР, тыс.руб. | Объем госбюджетных НИР, тыс.руб. | Всего, тыс. руб. |
1986 | 150,0 | - | 150,0 |
1990 | 320,0 | - | 320,0 |
1995 | 127,0 | 87,0 | 213,0 |
2000 | 599,0 | 94,0 | 693,0 |
2001 | 183,0 | 15,0 | 198,0 |
Комплексная САПР конструкций и технологических процессов изготовления компрессорных лопаток удостоена серебряной медали ВДНХ СССР в 1987 году.
Разработки лаборатории созданы по заказам промышленных предприятий, апробированы и внедрены в гг. Самара, Москва, Санкт-Петербург, Омск, Уфа, Казань. Использование программных комплексов при создании авиационных двигателей НК-86, НК-44, НК-126 и энергетических установок ГТН-25, ГТУ К7100 свидетельствует о высоком уровне выполненных разработок.
По научным направлениям лаборатории подготовлены три доктора науки 12 кандидатов наук, опубликовано более 200 научных работ.
В 1990 году из состава ОНИЛ-2 была выделена самостоятельная научно-исследовательская лаборатория энергетики и экологии тепловых двигателей НИЛ-45 под научным руководством профессора Кныша Ю.А. Основным научным направлением лаборатории были проблемы экологически чистого сжигания жидких авиационных и газообразных топлив. По этой проблематике в 1991 г. кафедрой организована Всесоюзная научно-техническая конференция с международным участием.
На базе учебно-научного комплекса кафедры двенадцать преподавателей подготовили и защитили докторские диссертации; также защищено свыше 40 кандидатских диссертаций; оказана помощь в защите диссертаций более чем 35 сотрудникам сторонних организаций.
Кафедра теплотехники и тепловых двигателей
Основана в 1946 году
Кафедра была сформирована на базе теплотехнических дисциплин, выделенных из кафедры теории и конструкции авиадвигателей. Первоначальное название - кафедра теплотехники; в 1949 г. кафедра переименована в кафедру теплотехники и теории авиадвигателей; в 1958 г. кафедра разделилась на две кафедры - кафедру теплотехники и тепловых двигателей и кафедру теории авиадвигателей.
Заведующие кафедрой:
теплотехники
1946-1949 гг. Одельский Э.Х., д.т.н., профессор
теплотехники и теории авиадвигателей
1949-1958 гг. Дорофеев Виталий Митрофанович, к.т.н., профессор
теплотехники и тепловых двигателей
1958-1968 гг. Лукачев Виктор Павлович, к.т.н., профессор
1968-1989 гг. Меркулов Александр Петрович, д.т.н., профессор
1989-1991 гг. Стенькин Евгений Дмитриевич, д.т.н., профессор
1992 г. - по н.в. Лукачев Сергей Викторович, д.т.н., профессор
Перечень специальностей, по которым кафедра является выпускающей:
130200 - авиационные двигатели и энергетические установки;
101200 - двигатели внутреннего сгорания.
Динамика изменения кадрового состава кафедры:
Годы | 1946 | 1950 | 1960 | 1970 | 1980 | 1990 | 2000 |
Профессора | 1 | - | 1 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Доценты | 1 | 1 | 3 | 7 | 10 | 10 | 13 |
Старшие преподаватели, ассистенты | 4 | 5 | 3 | 3 | 1 | 4 | - |
Преподаватели с учеными степенями, званиями | 2 | 1 | 4 | 8 | 12 | 13 | 17 |
Всего преподавателей | 6 | 6 | 7 | 11 | 13 | 17 | 17 |
Кадровый состав кафедры на 2002 г.
(в скобках указаны совместители):
профессора, д.т.н. - 2(1); професора, к.т.н. - 1(1); доценты, к.т.н. - 10(1); ассистенты 1(1).
Материальная база кафедры
В настоящее время на кафедре работают учебные лаборатории теоретических основ теплотехники, двигателей внутреннего сгорания, смесеобразования и горения. Кафедра оснащена учебным компьютерным классом, испытательной установкой "Поршневые двигатели внутреннего сгорания", на которой ведутся научные исследования.
Выпуск учебников и монографий в центральных издательствах:
- Довгялло А.И. Сильфонные термомеханические преобразователи. - Самара: СНЦ РАН, 2000. - 182 с.
- Меркулов А.П. Вихревой эффект и его применение в технике. - М: Машиностроение, 1969. - 183 с.
- Меркулов А.П. Вихревой эффект и его применение в технике. - М: Машиностроение, 1997. - 346 с.
- Наталевич А.С.Воздушные микротурбины. - М: Машиностроение,1965.- 141с.
- Наталевич А.С. Воздушные микротурбины (2-е издание, переработанное). - М: Машиностроение,1970.- 207с.
- Лукачев С.В., Матвеев С.Г., Горбатко А.А. Образование и выгорание бенз(а)пирена при сжигании углеводородных топлив. - М: Машиностроение, 1999. - 153 с.
Научные подразделения:
В 1958 г. при кафедре организована ОНИЛ "Тепловые двигатели и холодильные машины" (ОНИЛ-9), возглавляемая профессором А.П.Меркуловым, которая стала ведущим в стране научным коллективом по изучению и практическому применению вихревого эффекта.
Основные научные направления ОНИЛ-9: исследования вихревого эффекта энергетического разделения газа и его промышленное применение в авиационной, ракетно-космической технике, машиностроении; исследование рабочих процессов в тепловых двигателях и холодильных машинах бортовой энергетики.
С 1992 года научные исследования выполняются в научно-исследовательской лаборатории "Горение и рабочие процессы тепловых двигателей" (НИЛ-49) под руководством профессора С.В.Лукачева.
Основные научные направления кафедры в настоящее время:
- горение и рабочие процессы тепловых двигателей, включающее теоретическое и экспериментальное изучение образования бенз(а)пирена в ГТД и ДВС;
- характеристики рабочего процесса камер сгорания ГТД;
- оптимизация качества подготовки топливовоздушной смеси в тепловых двигателях;
- вихревой эффект энергетического разделения газов и его применение в авиационной, ракетно-космической технике и машиностроении;
- рабочие процессы в тепловых двигателях и холодильных машинах бортовой энергетики (машины Стирлинга, охлаждение электронной аппаратуры, осушка газов, кондиционирование систем и др.).
В результате выполнения НИР обобщены исследований и достижений крупных лабораторий страны и мира в области вихревого эффекта. Впервые в мировой практики создан банк данных по содержанию бенз(а)пирена в продуктах сгорания ГТД, ГТУ, ДВС различного назначения. Разработаны методы расчета бенз(а)пирена в реальном пламени, методология проектирования и доводки камер сгорания, создан лазерно-оптический стенд по определению качества распыливания топлива.
По результатам научных исследований в промышленности внедрены более 120 разработок кафедры, некоторые из них демонстрировались на международных выставках в Лондоне, Дели, Токио, Брюсселе, Риме, Берлине, Женеве, Сеуле. Экспонаты отмечены 24 медалями. Вихревые дезактивационные установки применялись при ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС при личном участии в этой работе А.П.Меркулова, В.В.Бирюка, А.И.Солодкова, А.А.Романенко, Ю.Д.Икомасова, Ю.М.Одина.
Кафедрой проведены 6 всесоюзных конференций по вихревому эффекту. С 1998 года проводится Всероссийский семинар "Процессы горения, теплообмена и экология тепловых двигателей". Внедрение научно-технических разработок кафедры с 1993 года ведется с помощью научно-производственного предприятия СГАУ "Инновационный центр", например, выполнены работы по переводу ряда камер сгорания на природный газ.
Студенческие конструкторские
бюро факультета двигателей
летательных аппаратов
.
В 1957 году при кафедре "Теплотехника и теория авиадвигателей" было создано СКБ. Ядром этого СКБ явились студенты, занимавшиеся НИР по хоздоговорной тематике по исследованию и разработке вихревых аппаратов. Работа завершалась созданием опытных образцов и их внедрением в промышленность.
В 1960 году при кафедре "Теплотехника и тепловые двигатели" было создано вертолетное СКБ, которое занималось проектированием ранцевого вертолета с прямоточным двигателем. Был создан стенд для исследования прямоточных воздушно-реактивных двигателей и на нем получены неплохие результаты, были начаты работы по созданию автожира, налажены хорошие связи с конструкторским бюро Н.И.Камова, которые позволили завершить проектирование автожира.
В 1970 году самолетное и вертолетное СКБ были объединены в одно СКБ-1 по разработке и созданию легких летательных аппаратов. Два коллектива удачно дополняли друг друга: в самолетном СКБ были лучше поставлены проектно-расчетные работы, а в вертолетном - делался упор на производство и техническое оснащение.
В 1972 при кафедре теория двигателей летательных аппаратов было создано СКБ по исследованию рабочего процесса двигателей летательных аппаратов и разработке мероприятий по охране окружающей среды.
После того, как была сформирована тематика работы, определены задачи каждого СКБ, подготовлены инженерные кадры для руководства работой студентов и создана необходимая материальная база, руководство института обратилось в Минвуз РСФСР с просьбой об утверждении СКБ как самостоятельных структурных подразделений института
Приказом Министра Минвуза РСФСР И.Ф.Образцова N 378 от 8 сентября 1976 года в институте утверждены как самостоятельные структурные подразделения следующие студенческие конструкторские бюро:
- СКБ-2 по промышленному применению вихревого эффекта,
- СКБ-3 по исследованию рабочего процесса двигателей летательных аппаратов и разработке мероприятий, направленных на охрану окружающей среды,
- СКБ-5 по разработке средств автоматического контроля и управления.
СКБ-2 успешно разрабатывало, выполняло и внедряло установки, основанные на использовании вихревого эффекта. На базе этого СКБ были созданы: стенд для климатических испытаний элементов топливной аппаратуры ДВС ("Климат-2"); дождевой аппарат "Туман" для механизации орошения сельскохозяйственных культур; вихревой пистолет-осушитель сжатого воздуха; прибор "Контроль" для юстировки приборов регулирования температуры железнодорожных рефрижераторов; установка "Циклон" для сбора порошка какао на шоколадной фабрике "Россия"; установка для проверки средств влагометрии в области отрицательных температур, генератор влажного газа "Полюс-3". Проводились исследования сильфонного двигателя "Стирлинг" с внешним подводом тепла. Изготавливались для практического применения вихревые холодильно-нагревательные аппараты вихревых вакуум-насосов.
В СКБ-3 была создана серия аэрационных установок "Циклон",
предотвращающих сезонный "замор" рыбы. Модель аэратора "Циклон" на ВДНХ СССР награждена золотой медалью и демонстрировалась на выставке в США "Молодежь СССР-США". Аэраторы успешно эксплуатировались на Цимлянском водохранилище, рыбхозах Краснодарского края и нашей области. Созданы и внедрены глубинные аэрационные установки "Стрела" и "Лотос". В СКБ-3 разрабатывались и внедрялись воздухоочистительные устройства, микро-ДВС, микро-ГТД, гидромассажеры.
В СКБ-5 создан комплекс приборов по вибрационной диагностике двигателей ЛА; изготовлен и внедрен электронный блок измерения расхода газа для определения и индикации массового расхода газа в трубопроводе, разработан и внедрен прибор для управления диффузионной сваркой. Разработана система электромагнитного подвеса; разработана и внедрена автоматизированная система тепловлажностной обработки железобетонных изделий.
В 1995 году при кафедре конструирования и проектирования двигателей летательных аппаратов было организовано СКБ "Поршневые двигатели внутреннего сгорания". Начальником СКБ назначен Грицай С.Д., а с 1996 года - Лежин Д.С.
В 1996 году при кафедре теплотехники и тепловых двигателей было организовано СКБ "Тепловые двигатели". Научным руководителем СКБ назначен профессор С.В.Лукачев, начальником СКБ назначен А.К.Краснов
В настоящее время функционируют:
- СКБ "МР" - руководитель доцент Паровай Ф.В.;
- СКБ "Аэрокосмическая энергетика и экология" - руководитель профессор Кныш Ю.А.