федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

>> 60-летие СГАУ
>> КуАИ-СГАУ 1942-2002 в формате pdf
>> КуАИ-СГАУ 1942-2002 в формате HTML

>> Содержание


Факультет двигателей летательных аппаратов (N 2)

Образован в 1942 году

(первоначальное название - факультет авиационных двигателей, переименован в 1961 году)

 

Деканы факультета

1942-1945 гг. НЕЙМАРК Аркадий Иосифович, к.т.н., доцент

1945-1948 гг. ЧОВНЫК Наум Григорьевич, к.т.н., доцент

1948-1953 гг. МАКСИМОВ Георгий Дмитриевич, к.т.н., доцент

1953-1959 гг. МЕДВЕДЕВ Лев Павлович, к.т.н., доцент

1959-1962 гг. ПИЧУГИН Дмитрий Федорович, к.т.н.,доцент

1962-1965 гг. ШМАНЕВ Василий Александрович, к.т.н., доцент

1965-1970 гг. ЗАЙЦЕВ Владимир Михайлович, к.т.н., доцент

1970-1979 гг. ШЕСТАКОВ Валентин Тимофеевич, к.т.н., доцент

1979-1983 гг. ЖУКОВ Константин Алексеевич д.т.н. профессор

1983-1985 гг. УРЫВСКИЙ Федор Прокофьевич д.т.н. профессор

1985-1990 гг. КНЫШ Юрий Алексеевич д.т.н. профессор

1990-1997 гг. ШАХМАТОВ Евгений Владимирович д.т.н. профессор

1997 г. - по н. в. ЕРМАКОВ Александр Иванович д.т.н. профессор

 

Специальности факультета и годы их открытия:

  • 130200 - авиационные двигатели и энергетические установки с 1942 г.
  • 130400 - ракетные двигатели с 1959 г.
  • 131200 - лазерные системы в ракетной технике и космонавтике
    с 1982 г.
  • 101200 - двигатели внутреннего сгорания с 1997 г.
  • 121100 - гидравлические машины, гидропроводы и гидропневмо-автоматика с 1998 г.
  • 060800 - экономика и управление на предприятии (по отраслям) с 2000 г.

Студенты факультета с 1998 года имеют возможность получать второе высшее образование по специальности "Менеджмент организации".

 

Кафедры факультета:

  • автоматические системы энергетических установок;
  • инженерная графика;
  • конструкция и проектирование двигателей летательных аппаратов;
  • механическая обработка материалов;
  • производство двигателей летательных аппаратов;
  • теория двигателей летательных аппаратов
  • теплотехника и тепловые двигатели

(кафедра охраны труда и окружающей среды входила в состав факультета до 1994 г.)

Научно-исследовательские подразделения факультета:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Институт акустики машин
  • ОНИЛ-1 "Вибрационная прочность и надежность авиационных
    изделий"
  • ОНИЛ-2 "Микроэнергетика"
  • ОНИЛ-9 "Тепловые двигатели и холодильные машины"
  • ОНИЛ-12 "Технология и автоматизация производственных

процессов"

 

 

 

 

 

 

  • ОНИЛ-18 "Комплексная САПР лопаток двигателей"
  • НИЛ-45 "Энергетика и экология тепловых двигателей"
  • НИЛ-49 "Горение и рабочие процессы"

 

Особое внимание уделяется совершенствованию учебного процесса на базе современных информационных технологий, на факультете функционируют 12 компьютерных классов.

Поддерживается тесная связь с двигателестроительными предприятиями города в направлениях:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • проведения ознакомительной, учебной и производственных практик;
  • курсового и дипломного проектирования на предприятиях;
  • проведения совместных научно-технических советов, семинаров и конференций;
  • контрактной подготовки специалистов и стажировок;
  • назначения лучшим студентам именных стипендий от предприятий (26 студентов на 2001 год).

 

В школах и лицеях преподаватели факультета ведут занятия по спецдисциплинам в рамках профориентационной работы.

 

 

Кафедра автоматических систем энергетических

установок (АСЭУ)

Основана в 1982 году

(выделена из кафедры конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов)

Заведующие кафедрой:

 

1982 г. - по н.в. Шорин Владимир Павлович, д.т.н.,

профессор, академик РАН

Перечень специальностей, по которым кафедра является выпускающей

131200 - лазерные системы в ракетной технике и космонавтике

(одновременно студенты приобретают рабочие профессии

"Оператор лазерной голографической установки" и

"Сварщик на лазерных установках");

121100 - гидравлические машины, гидропроводы и гидропневмо-

автоматика;

130200 - авиационные двигатели и энергетические установки:

специализация "Агрегаты автоматики двигателей

летательных аппаратов".

Кафедра разработала государственный образовательный стандарт специальности 131200 "Лазерные системы в ракетной технике и космонавтике".

Динамика изменения кадрового состава кафедры:

 

Годы

1982

1990

1995

2000

Профессора

1

3

8

8

Доценты

7

12

11

10

Ассистенты

2

3

5

5

Преподаватели с учеными степенями, званиями

8

16

24

23

Всего преподавателей

10

18

24

23

 

 

Кадровый состав кафедры на 2002 г.:

профессор, д.т.н., академик РАН - 1; профессора, д.т.н.- 7;

доценты, к.т.н. - 12; ассистенты, к.т.н. - 3.

 

Материальная база кафедры:

 

 

 

 

  • учебные лаборатории цикла "Лазеры" оснащены технологическими лазерными комплексами (серийными и экспериментальными), тепловизорами, системой обработки изображения, современной регистрирующей и измерительной аппаратурой;
  • учебные лаборатории цикла "Автоматика" оснащены системами автоматического управления современных отечественных двигателей, натурными препарированными агрегатами, стендами и оборудованием для испытаний пневмогидравлических агрегатов и систем.

Выпуск учебников и монографий в центральных издательствах:

 

 

  • Жуковский А.Е., Кондрусев В.С., Окорочков В.В. Испытания жидкостных ракетных двигателей. - М.: Машиностроение, 1992.- 352 с.

 

 

 

 

 

 

  • Основы создания агрегатов автоматики пневмогидравлических систем летательных аппаратов и двигателей. Часть 1. Обеспечение конструкторской надежности и технологичности агрегатов / А.Н.Евстигнеев, А.Е.Жуковский, В.М.Квасов, Ю.И.Кондрашов, А.Ф.Малеев, Е.В.Шахматов, Г.В.Шестаков. - Самара: НПО "Импульс", 1993. - 375 с.
  • Методы обеспечения функциональной надежности пневмогидравлических и топливных систем блока ракетно-космического комплекса / Е.А.Вакулич, В.Д.Варивода, А.Е.Жуковский, А.Ф.Малеев, А.А.Маркин, С.А.Петренко, В.Я.Свербилов, Г.П.Федоренко, Е.В.Шахматов, В.П.Шорин; под редакцией акад. РАН В.П.Шорина и гл. конструктора В.Ф. НПО "Энергия" С.А.Петренко. - Самара: НПО "Импульс", 1994. - 256 с.
  • Основы создания агрегатов пневмогидравлических систем летательных аппаратов и двигателей. Часть 2. Обеспечение качества динамических процессов и устойчивости систем с агрегатами управления и регулирования / А.Е.Жуковский, В.Г.Кинелев, О.П.Мулюкин, В.Я.Свербилов, Д.Е.Чегодаев, В.П.Шорин. - Самара: НПО "Импульс", 1995. - 216 с.

 

 

  • Барвинок В.А., Мордасов В.И., Шорин В.П. Высокоэффективные лазерно-плазменные технологии в машиностроении / Международный центр научной и технической информации.- М.,1997. - 76 с.

 

 

 

 

 

 

  • Особенности систем топливопитания и регулирования авиационных газотурбинных двигателей на криогенном топливе / В.П.Шорин, С.М.Игначков, Е.В.Шахматов, А.Е.Жуковский, В.А.Козлов, А.Ф.Малеев, А.А.Горячкин, В.Н.Коняшкин; под редакцией акад. РАН В.П.Шорина. - Самара: Изд-во СГАУ, 1998. - 148 с.
  • Динамические процессы в системах двигательных установок космических аппаратов / В.П.Шорин, А.Е.Жуковский, А.Ф.Малеев, Е.А.Вакулич, В.Я.Свербилов, В.А.Герасимов, под редакцией акад. РАН В.П.Шорина. - Самара: Изд-во СГАУ, 1998. - 316 с.
  • Снижение виброакустических нагрузок в гидромеханических системах / А.Г.Гимадиев, А.Н.Крючков, В.В.Леньшин, А.Б.прокофьев, Е.В.Шахматов, Г.В.Шестаков, В.П.Шорин; под редакцией академика РАН В.П.Шорина и д.т.н., профессора Е.В.Шахматова. - Самара: СГАУ, 1998. - 270 с.

 

 

 

 

 

 

  • Шорин В.П., Журавлев О.А., Федосов А.И., Марков В.П. Процессы формирования скользящего разряда на диэлектрических подложках с потенциальным барьером. - М.: Изд. "Логос", 2000.- 152 с.
  • Регуляторы расхода для топливных систем двигателей летательных аппаратов / А.А.Горячкин, А.Е.Жуковский, С.М.Игначков, В.П.Шорин; под ред. В.П.Шорина. - М.:Машиностроение, 2000.- 208 с.
  • Шорин В.П., Гимадиев А.Г., Быстров Н.Д. Гидравлические и газовые цепи передачи информации.- М.: Машиностроение, 2000.- 328 с.

 

Научные подразделения кафедры

В 1983 году при кафедре АСЭУ была организована научно-исследовательская группа (НИГ АСЭУ). Научный руководитель НИГ - профессор В.П.Шорин, заведующий НИГ - В.А.Колесников. В 1988 году, в связи с повышением объемов хоздоговорных работ НИГ была преобразована в научно-исследовательскую лабораторию НИЛ-34.

Основные научные направления НИЛ-34:

 

 

 

 

 

 

 

 

  • динамика пневмогидравлических и топливных систем летательных аппаратов и двигателей;
  • моделирование и автоматизация проектирования элементов САУ и устройств коррекции динамических характеристик систем;
  • исследование газодинамических процессов и управление лазерными технологическими установками;
  • разработка перспективных технологий лазерной обработки материалов.

 

В 1995 году на базе НИЛ-34 образован Институт акустики машин с правомочиями юридического лица. Институт акустики машин располагает уникальным оборудованием и испытательными стендами, автоматизированными обрабатывающими комплексами.
В институте работают 6 докторов наук, 15 кандидатов наук, штат опытных инженеров-исследователей и аспирантов.

 

 

Кафедра инженерной графики

  Основана в 1942 году

Первоначальное название кафедры - "Начертательная геометрия и черчение", с 1990 г. - кафедра инженерной графики.

 

Заведующие кафедрой:

 

1942-1944 гг. ЯРИН Вячеслав Николаевич, профессор

1944-1946 гг.  БРАЖНИКОВ Виктор Александрович,

старший преподаватель

1946-1953 гг. ПАРАМОНОВ Павел Андреевич, к.т.н., доцент

1953-1975 гг. ПАНИН Виктор Иванович, к.т.н , доцент.

1975-1994 гг. ФАДЕЕВ Виктор Яковлевич, к.т.н., доцент

1994 г. - по н. в. ГАВРИЛОВ Валерий Николаевич, д.т.н., профессор

Кафедра не является выпускающей.

 

Динамика изменения кадрового состава кафедры:

 

 

Годы

1942

1950

1960

1970

1980

1990

2000

Профессора

1

-

-

--

-

-

1

Доценты

-

1

1

3

3

7

7

Старшие преподаватели, ассистенты

8

10

15

25

25

18

13

Преподаватели с учеными степенями, званиями

1

1

1

3

3

7

8

Всего преподавателей

9

11

16

28

28

25

21

 

Кадровый состав кафедры на 2002 г.:

профессор, д.т.н. - 1; профессор, к.т.н. - 1; доценты, к.т.н. - 6; старшие преподаватели - 11; ассистенты - 5.

Материальная база кафедры

 

Кафедра имеет специализированные чертежные залы, оснащенные методическими и справочно-иллюстративными материалами применительно к специальностям факультетов. На кафедре оборудованы 2 компьютерных класса и 25 индивидуальных рабочих мест, что позволяет преподавать курс компьютерной графики на 4-х факультетах университета. С 1999 г. начато внедрение в учебный процесс геометрического моделирования с помощью компьютерных систем разработки чертежно-конструкторской и технологической документации.

Через редакционно-издательский отдел института выпущено более 20 наименований методических пособий. С помощью промышленных предприятий города значительно пополнена материальная база раздаточными материалами. Кафедра ежегодно проводит вузовские олимпиады по компьютерной графике, а также олимпиады по различным приложениям компьютерной графики среди школьников города Самары и Самарской области.

 

 

Кафедра конструкции и проектирования двигателей

летательных аппаратов

Основана в 1942 году

Заведующие кафедрой:

конструкции и теории авиадвигателей

1942-1949 гг. Сойфер Александр Миронович, к.т.н., доцент

конструкции авиадвигателей

1949-1960 гг. Сойфер Александр Миронович, к.т.н., доцент

конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов

1960-1969 гг. Сойфер Александр Миронович, к.т.н., профессор

1969-1978 гг. Кузнецов Николай Дмитриевич, д.т.н., профессор

академик АН СССР и РАН, генеральный конструктор

авиационных и ракетных двигателей

1978-1992 гг. Белоусов Анатолий Иванович, д.т.н., профессор

1992-2000 гг. Чегодаев Дмитрий Евгеньевич, д.т.н., профессор

2000-2002 гг. Ермаков Александр Иванович, д.т.н., профессор

с 2002г. Фалалеев Сергей Викторианович, д.т.н., профессор.

Перечень специальностей, по которым кафедра является выпускающей:

130200 - авиационные двигатели и энергетические установки

специализации:

130201 - проектирование и конструирование авиационных двигателей,

130215 - компьютерные технологии проектирования и конструирования авиационных двигателей.

Динамика изменения кадрового состава кафедры:

 

Годы

1942

1950

1960

1970

1980

1990

2000

Профессора

-

-

-

1

3

3

6

Доценты

1

1

3

9

14

10

9

Старшие преподаватели, ассистенты

2

6

11

7

4

4

4

Преподаватели с учеными степенями, званиями

-

1

3

10

17

13

15

Всего

3

7

14

17

21

17

19

 

 

Кадровый состав кафедры на 2002 г.:

профессора, д.т.н. - 7; доценты, к.т.н. - 10; старшие преподаватели - 1; ассистенты - 4.

Материальная база кафедры

Общая площадь учебных аудиторий составляет 1570 кв.м. В качестве учебных экспонатов используются более 100 двигателей-макетов различных типов. На кафедре 14 учебных классов и лабораторий, в том числе: газотурбинных двигателей (ГТД), ракетных двигателей (РД), двигателей внутреннего сгорания (ДВС), камер сгорания и выходных устройств, агрегатов и систем, турбонасосных агрегатов и камер жидкостных реактивных двигателей (ЖРД), динамики и прочности, надежности, а также библиотека кафедры, два зала курсового проектирования и три компьютерных класса. В учебном процессе используются 11 уникальных экспериментальных стендов, созданных сотрудниками кафедры.

В состав кафедры входит Центр истории авиационных двигателей имени академика Н.Д.Кузнецова (ЦИАД). Директором ЦИАД доцентом Зреловым В.А. издано четыре книги по историческому анализу конструкций отечественных двигателей летательных аппаратов, создано два стенда с представлением разработок ОАО СНТК им. Н.Д.Кузнецова и фирмы Rolls-Royce, с 1999 г. разрабатывается учебно-научный мультимедийный комплекс "Виртуальная коллекция ЦИАД". С помощью студентов создана электронная база продольных разрезов 25 отечественных и зарубежных двигателей. ЦИАД является участником международных выставок по двигателям в Москве и Московских аэрокосмических салонов. ЦИАД является почетным корпоративным членом Rolls-Royce Heritage Trust, имеет устойчивые связи со всеми авиационными музеями России.

 

Выпуск учебников и монографий в центральных издательствах:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Старцев Н.И. Трубопроводы газотурбинных двигателей. - М.: Машиностроение, 1976. - 272 с.
  • Карасев В.А., Максимов В.П., Сидоренко М.К. Вибрационная диагностика газотурбинных двигателей. - М.: Машиностроение, 1978. - 132 с.
  • Токарев И.П., Белоусов А.И., Чегодаев Д.Е. Упруго-вязкие модели и динамические характеристики газовых опор с внешним наддувом. - М.: ВИНИТИ, 1980. - 152 с.
  • Шорин В.П. Устранение колебаний в авиационных трубопроводах. - М.: Машиностроение, 1980. - 156 с.
  • Испытания жидкостных ракетных двигателей. Учебное пособие для авиационных специальностей вузов. А.Е.Жуковский, В.С.Кондрусев, В.Я.Левин, В.В.Окорочков /Под ред. В.Я.Левина. - М.: Машинострооение, 1981. - 199 с.
  • Ермаков А.И., Фролов В.А. Расчет динамических характеристик рабочих колес авиационных ГТД. - М.: ВИНИТИ, 1984. - 216 с.
  • Лазуткин Г.В. Виброизоляторы на основе материала МР. - М.: ВИНИТИ, 1985. - 150 с.
  • Зрелов В.А., Воронков Ю.С., Михель С.Ю., Кевшилов С.В. Германские авиационные специалисты в Советской России. Судьба и работа 1945-1954 гг. Т.1. Московский регион. Россия-Германия. - М.: Изд-во РАН (полиг. Фирма "ИМТЕЛС-АГ"), 1996. - 78 с.
  • Зрелов В.А. Германские авиационные специалисты в Советской России. Судьба и работа 1945-1954 гг. Т.2. Поволжский регион. Россия-Германия. - М.: Изд-во РАН (полиг. Фирма "ИМТЕЛС-АГ"), 1996. - 87 с.
  • Чегодаев Д.Е., Огар П.М., Долотов А.М. Основы расчета и проектирования уплотнений пневмогидроарматуры ЛА. - М.: МАИ, 1997. - 97 с.
  • Чегодаев Д.Е., Мулюкин О.П. Элементы клапанных устройств авиационных агрегатов и их надежность: Учебное пособие (рекомендовано ГКВО). - М.: МАИ, 1994. - 208 с.
  • Фалалеев С.В., Чегодаев Д.Е. Торцовые бесконтактные уплотнения двигателей летательных аппаратов. Основы теории и проектирования: Учебное пособие (рекомендовано ГКВО). - М.: МАИ, 1998. - 276 с.
  • Гриценко Е.А., Федорченко Д.Г. Обеспечение прочностной надежности газотурбинных двигателей и силовых установок. - М.: Машиностроение, 2000. - 386 с.
  • Чегодаев Д.Е., Мулюкин О.П., Колтыгин Е.В. Конструирование рабочих органов машин и оборудование из упругопористого материала МР. - Харбин: КНР, Харбинский политехн. институт, 2000. - 258 с.

 

За последние пять лет издано 12 монографий, получено 15 патентов, опубликовано 287 статей, материалов и тезисов докладов. Опубликовано 83 учебно-методические работы, из них 6 учебных пособий с грифом министерства. Доцентом Паниным Е.А. создано 29 видеофильмов и 98 видеоотчетов, общей длительностью более 100 часов по аэрокосмической тематике для кафедр и музея авиации и космонавтики университета. В Харбинском политехническом институте издана на китайском языке книга Чегодаева Д.Е. и др. о материале "металлорезина".

 

Научные подразделения кафедры

ОНИЛ-1 организована в 1958 г. при непосредственном участии профессора А.М.Сойфера, который был ее первым научным руководителем.

Активно продолжаются работы в направлениях, начатых при создании ОНИЛ-1: демпфирование; опорно--уплотнительные гидродинамические узлы; динамика лопаточных колес; компьютерные технологии проектирования; виброизоляторы из материала металлорезины, которые нашли широчайшее применение в космонавтике, авиации, надводных и подводных кораблях. На кафедре учился, подготовил и защитил диссертацию аспирант из КНР Ли Чжун Ин.

 

 

 

 

 

 

Кафедра механической обработки материалов

Основана в 1942 году

Учебную деятельность начала в 1943 году. Первоначальное название - кафедра обработки металлов резанием, затем называлась кафедрой резания, станков и режущего инструмента, с 1996 года - приобрела нынешнее название.

Заведующие кафедрой:

1943-1970 гг. Резников Наум Иосифович, д.т.н., профессор

1970-1974 гг. Медведев Лев Павлович, д.т.н., профессор

1974-1985 гг. Урывский Федор Прокофьевич, д.т.н., профессор

1985-1995 гг. Лепилин Василий Иванович, к.т.н., доцент

1995 г. - по н.в. Первышин Александр Николаевич, д.т.н., профессор

Перечень специальностей, по которым кафедра является выпускающей

Кафедра ведет подготовку по индивидуальным планам: в 1999...2001 годах выпустила 13 студентов по специализации "Газоструйные технологии" в рамках специальности 121100 - гидромашины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика.

 

Динамика изменения кадрового состава кафедры:

 

Годы

1943

1950

1960

1970

1980

1990

2000

Профессора

1

1

1

2

-

1

1

Доценты

-

1

4

7

7

9

10

Старшие преподаватели, ассистенты

2

3

3

1

5

1

-

Преподаватели с учеными степенями, званиями

1

2

5

9

7

10

11

Всего

3

5

8

10

12

11

11

 

 

Кадровый состав кафедры на 2002 г.:

профессор, д.т.н. - 1; доцент, д.т.н. - 1; доценты, к.т.н. - 9.

Материальная база кафедры

В 1945 г. создана учебная лаборатория технических измерений, оснащенная современными по тому времени приборами (инструментальными микроскопами, вертикальными и горизонтальными оптиметрами) и измерительными инструментами.

В 1946 году созданы две учебные лаборатории: "Резание и станки" и "Режущие инструменты". Кафедра проводила лабораторные работы на универсальных станках (токарные и фрезерные), автоматах и зубообрабатывающих станках. Несколько позже лаборатория приобрела уникальный токарный станок Л-220, специально спроектированный для проведения научно-исследовательских работ. Лаборатория "Режущие инструменты" располагала наборами всех типов стандартных режущих инструментов и большим количеством специального инструмента, применяемого при изготовлении самолетов и их оборудования.

В 1981 году создана четвертая лаборатория "Основы взаимозаменяемости". С этого же времени лаборатории кафедры оснащаются ЭВМ. С 1995 года функционируют кабинет, оснащенный современными ПЭВМ, а также единственная в стране вузовская лаборатория химических генераторов концентрированных потоков энергии.

 

Выпуск учебников и монографий в центральных издательствах:

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Резников Н.И. Учение о резании металлов: Учебник для машиностроительных специальностей. - М.: Машгиз, 1947.
  • Резников Н.И. Скоростное резание металлов с большими подачами. - М.: Машгиз, 1957.
  • Резников Н.И., Жарков И.Г., Зайцев В.М. и др. Производительная обработка нержавеющих и жаропрочных материалов. / Под ред. Н.И. Резникова.  - М.: Машгиз, 1960.
  • Резников Н.И., Бурмистров Е.В., Жарков И.Г. и др. Обработка резанием жаропрочных, высокопрочных и титановых сплавов.- М.: Машиностроение, 1972.

 

Научные подразделения кафедры

При кафедре существует ОНИЛ-3, созданная в 1958 г. Основным направлением работы является исследование обрабатываемости жаропрочных и высокопрочных материалов.

Научными руководителями лаборатории были:

1958-1970 гг. Резников Н.И., д.т.н , профессор

1970-1974 гг. Медведев Л.П., д.т.н.,  профессор

1974-1985 гг. Урывский Ф.П.,  д.т.н., профессор

 

 

1985-1995 гг. Лепилин В.И., к.т.н., доцент

1995 г. - по н. в. Первышин А.Н.., д.т.н., профессор

Заведующие лабораторией:

1958-1977 - инженер В.В. Глазунов;

1977 - по н. в. - инженер В.М. Опаркин.

Динамика изменения объемов выполненных работ

и изменения штатного состава:

Годы

1958

1960

1970

1980

1990

1995

2000

Объем, тыс. руб.

580

1100

159

243

234

603

226

Штат-

ные

Инженеры,

лаборанты,

рабочие

10

21

30

41

28

11

2

Совмес-

тители

Научные

сотрудники,

аспиранты

6

7

8

8

8

6

3

Лаборанты,

рабочие

2

4

5

3

3

2

-

В 1968 г. ОНИЛ-3 получила премию Министерства общего машиностроения СССР.

 

Кафедра производства двигателей летательных аппаратов

Основана в 1942 году

Первоначальное название - кафедра производства авиадвигателей,
с 1961 года - приобрела нынешнее название.

 

Заведующие кафедрой:

1942-1943 гг. Азаров А.С. (и.о.)

1943-1956 гг. Максимов Георгий Дмитриевич, к.т.н., доцент

1956-1963 гг.  Шевелев Анатолий Сергеевич, д.т.н., профессор

1963-1974 гг. Шманев Василий Александрович, к.т.н., доцент

1974-1978 гг. Шевелев Анатолий Сергеевич, д.т.н., профессор

1978-1988 гг. Иващенко Иван Александрович, к.т.н., профессор

1988-1992 гг. Демин Феликс Ильич, д.т.н., профессор

1992 г.- по н. в. Шитарев Игорь Леонидович, д.т.н., профессор

Перечень специальностей, по которым кафедра является выпускающей

130200 - авиационные двигатели и энергетические установки,

130400 - ракетные двигатели,

060800 - экономика и управление на предприятии (по отраслям).

 

Динамика изменения кадрового состава кафедры:

 

 

Годы

1942

1950

1960

1970

1980

1990

2000

Профессора

-

-

-

-

2

3

4

Доценты

1

2

6

9

11

14

11

Старшие преподаватели, ассистенты

3

3

3

4

4

2

2

Преподаватели с учеными степенями, званиями

1

2

6

9

11

17

15

Всего преподавателей

4

5

9

13

17

19

17

 

 

Кадровый состав на 2002 г.:

профессора, д.т.н. - 2; доценты, к.т.н. - 10; старшие преподаватели - 2; ассистенты - 1.

Сотрудниками кафедры защищено 5 докторских и 48 кандидатских диссертаций.

 

Материальная база кафедры:

При кафедре функционируют учебно-производственная лаборатория и семь учебных лабораторий: технологии конструкционных материалов; технологии производства двигателей летательных аппаратов; сборки двигателей летательных аппаратов; электрофизических методов обработки; автоматизации производственных процессов и робототехники; межкафедральные лаборатории автоматизированного проектирования технологических процессов и автоматизированной механической обработки. Последние две лаборатории оснащены современными персональными компьютерами.

 

 

 

Выпуск учебников и монографий в центральных издательствах:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Филимошин В.Г. и др. Электрохимическая размерная обработка деталей сложной формы. - М.: Машиностроение, 1969.
  • Филимошин В.Г. и др. Технология электрохимической обработки деталей авиадвигателй. - М.: Машиностроение, 1986.
  • Шманев В.А. и др. Струйная гидроабразивная обработка деталей ГТД. - М.: Машиностроение, 1995.
  • Иващенко И.А. Технологические размерные расчеты и способы их автоматизации. - М.: Машиностроение, 1975.
  • Иващенко И.А. Проектирование технологических процессов производства двигателей летательных аппаратов: Учебное пособие. - М.: Машиностроение, 1981.
  • Захаров В.А. Технология сборки и контроля подшипниковых опор ГТД. - М.: Машиностроение, 1985.
  • Шманев В.А. и др. Приспособления для производства двигателей летательных аппаратов (конструкция и проектирование): Учебное пособие. - М.: Машиностроение, 1990.
  • Шманев В.А. и др. Контрольно-измерительные приспособления для производства деталей авиационных двигателей: Учебное пособие (рекомендовано Минобразованием РФ). - М.: МАИ, 1993.
  • Проничев Н.Д., Богданович В.И., Шитарев И.Л., Смирнов Г.В. Наводораживание титановых сплавов при электрохимической размерной обработке. - Самара: изд. СНЦ РАН, 2001.
  • Демин Ф.И., Проничев Н.Д., Шитарев И.Л. Технология изготовления основных деталей ГТД. - М.: Машиностроение, 2002.

 

Научные подразделения кафедры

В 1960 г. при кафедре была создана отраслевая научно-исследовательская лаборатория N 12 (ОНИЛ-12), названная в 1964 г. именем доцента В.П.Александрова - одного из ее основателей.

Научными руководителями лаборатории с момента ее основания становились:

Шевелев А.С. , д.т.н., профессор (1960-1963 гг. и 1974-1978 гг.);

Шманев В.А. , к.т.н., доцент (1963-1974 гг.);

Иващенко И.А. , к.т.н., профессор (1978-1988 гг.);

Демин Ф.И., д.т.н., профессор (1988-2000 гг.);

Шитарев И.Л., д.т.н., профессор (с 2000 г. по н.в.).

 

Заведующими ОНИЛ-12 были Б.Н.Березков, А.И.Гуськов, А.Гольцев, В.Ф. Плисковский.

 

В 1960 г. штат лаборатории составляли шесть работников - три инженера и три лаборанта, в конце 70-х - начале 80-х годов в лаборатории работало 40 сотрудников (в том числе 25 инженеров и 15 лаборантов).

Динамика изменения объемов хоздоговорных работ, выполняемых в ОНИЛ-12: в 1962 г. - 170 тыс.руб. (в основном за счет тематики по электрохимической размерной обработке), к концу 70-х годов - 500...700 тыс. руб., в 1988 г. - 436 тыс. руб.; после этого началось снижение, и в текущем году объем хоздоговорной тематики составляет 175 тыс. руб.

Отраслевой премией в 1963 г. были отмечены результаты исследований, выполненных под руководством к.т.н., доцента В.П.Александрова по тематике электрохимической размерной обработки лопаток ГТД. Серебряной медалью ВДНХ в 1995 г. награждена конструкция волоконно-оптического прибора для сортировки лопаток перед их установкой в диск турбины ГТД, разработанная под руководством д.т.н. проф. Демина Ф.И.

 

Основные научные направления исследований в ОНИЛ-12:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • разработка средств автоматизации для сборки роторов с многослойной балансировкой;
  • разработка программно-методического комплекса по расчету операционных размеров;
  • исследование качества поверхностей, подвергнутых вибрационной электрохимической обработке;
  • исследование и разработка методов обработки сложных поверхностей деталей ГТД свободным абразивом;
  • разработка методического и программного обеспечения по расчету пространственных размерных цепей трубопроводных систем ГТД;
  • разработка способов изготовления щеточных уплотнителей ГТД.

 

В настоящее время активно реализуется программа подготовки специалистов, владеющих CALS-технологиями. В учебном процессе идет освоение современных средств разработки сложных объемных моделей, при этом все необходимые расчеты проводятся с использованием современных расчетных пакетов; освоены средства компьютерной разработки управляющих программ, постпроцессоров, отлажена сетевая связь компьютера со станками. В автоматизированном режиме оформляется технологическая документация.

 

 

 

Кафедра теории двигателей летательных аппаратов

Основана в 1958 году

 

Первоначально курс теории двигателей преподавался на кафедре теории и конструкции авиадвигателей, которая была создана в 1942 году (этот год и считается годом зарождения кафедры). В 1949 году была создана кафедра теплотехники и теории авиадвигателей. В 1958 г. кафедра разделилась на две кафедры - кафедру теплотехники и тепловых двигателей и кафедру теории авиадвигателей, с 1961 года кафедра приобрела нынешнее название.

 

Заведующие кафедрой:

теории авиадвигателей

1958-1961 гг. Дорофеев Виталий Митрофанович, к.т.н., профессор

теории двигателей летательных аппаратов

1961-1968 гг. Дорофеев Виталий Митрофанович, к.т.н., профессор

1968-1988 гг. Лукачев Виктор Павлович, д.т.н., профессор,

Герой Социалистического Труда

1988 г. - по н.в. Кныш Юрий Алексеевич, д.т.н., профессор

 

Перечень специальностей, по которым кафедра является выпускающей:

 

130200

  • авиационные двигатели и энергетические установки

специализация:

130201

  • проектирование и конструирование авиационных двигателей и энергетических установок;

 

130400

  • ракетные двигатели

специализации:

130401

  • ракетные двигатели на жидком топливе,

130407

  • промышленная экология.

 

 

 

 

Динамика изменения кадрового состава кафедры:

 

 

Годы

1949

1960

1970

1980

1990

2000

2002

Профессора

-

1

1

4

5

8

6

Доценты

1

3

6

8

11

7

5

Старшие преподаватели, ассистенты

4

3

6

2

-

2

5

Преподаватели с учеными степенями, званиями

1

4

7

11

16

15

14

Всего преподавателей

5

7

13

14

16

17

16

 

Кадровый состав кафедры на 2002 г.:

профессора, д.т.н. - 6; доценты, к.т.н. - 5; ассистенты - 5.

Материальная база кафедры

 

Кафедра имеет восемь учебно-научных лабораторий.

 

 

 

  • Лаборатория испытаний воздушно-реактивных двигателей

Создана под руководством профессора В.М.Дорофеева в 1958 г. Имеет три стендовые установки для проведения огневых испытаний полноразмерных ВРД. В настоящее время лаборатория оснащена тремя газотурбинными двигателями: АИ-25, ДГ-4М, ТС-12. В лаборатории испытаний обучаются студенты 1-го, 2-го и 3-го факультетов.

 

 

 

  • Лаборатория испытаний жидкостных ракетных двигателей

Создана под руководством доцента В.Е. Нигодюка в 1985 г. Предназначена для проведения огневых испытаний отечественных ЖРД малой тяги (до 100 Н), аналогичных тем, которые использовались на орбитальной станции "Мир" и спутниках Земли серии "Космос", международной космической станции. Сбор и обработка информации проводится студентами с помощью современной системы автоматизации испытаний. По своим техническим характеристикам и возможностям стенд представляет собой уникальное сооружение, обеспечивает учебные и научные исследования.

 

 

 

  • Стенд для испытаний ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ)

Создан под руководством доцента Егорычева В.С., эксплуатируется
с 1987 года.

 

 

  • Учебная лаборатория лопаточных машин

Создана под руководством профессора Н.Т.Тихонова, оснащена несколькими установками по исследованию характеристик малоразмерных турбин, компрессоров и насосов (аналогов в вузах России нет).

 

 

 

  • Учебная лаборатория процессов горения

Создана под руководством профессора Ю.А.Кныша и эксплуатируется с 1972 года. В лаборатории изучаются экологические аспекты процессов горения топлив в ВРД с определением основных загрязняющих веществ в пламени.

 

 

 

  • Учебная лаборатория гидравлических испытаний

Создавалась еще под руководством профессора В.М.Дорофеева с последующей модификацией доцентом Первышиным А.Н. и профессором Ю.А.Кнышом. В лаборатории студентам демонстрируются уникальные физические эффекты, возникающие при течении жидкости в центробежных и струйных форсунках ВРД и ЖРД, а также акустические и волновые системы распыливания топлив.

 

 

 

  • Учебная лаборатория промышленной экологии

Создана под руководством профессора Ю.А.Кныша в 1997 году. Комплекс лабораторных установок позволяет определять основные данные по загрязнению воды и атмосферного воздуха, демонстрирует некоторые технологии очистки воздуха от аэрозольных загрязнений, обеззараживания питьевой воды, обезвреживания выбросов и стоков стендов для испытания двигателей. Поставлена уникальная лабораторная работа по физическому и компьютерному моделированию аэродинамики процессов образования озоновой дыры над Антарктидой.

 

  • Учебная лаборатория математического моделирования и компьютерных технологий

Оснащена 10 современными компьютерами и программным обеспечением, позволяющим проводить лабораторные работы по курсу "Автоматизация научных исследований", практические занятия по курсам "Основы инженерного творчества" и "Экология", курсовое и дипломное проектирование по дисциплинам: "Теория и расчет ВРД"; "Теория и расчет лопаточных машин".

 

 

 

 

Выпуск учебников и монографий в центральных издательствах:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Стенькин Е.Д., Мусаткин Н.Ф., Белоусов А.Н. Теория и расчет авиационных лопаточных машин. - М.: МАИ, 1972. - 262 с.
  • Термогазодинамический расчет газотурбинных силовых установок / Дорофеев В.М., Маслов В.Г., Первышин Н.В., Сватенко С.А., Фишбейн Б.Д. - М.: Машиностроение, 1973.-144  с.
  • Аронов Б.М., Жуковский М.И., Журавлев В.А. Профилирование лопаток авиационных газовых турбин. - М.: Машиностроение, 1975. - 192 с.
  • Аронов Б.М. Автоматизация конструирования лопаток авиационных турбомашин. - М.: Машиностроение, 1978. - 168 с.
  • Жуковский А.С., Кондрусев В.С., Левин В.Я., Окорочков В.В. Испытания жидкостных ракетных двигателей. - М.: Машиностроение. 1981. - 198 с.
  • Маслов В.Г. Теория выбора оптимальных параметров при проектировании авиационных ГТД.- М.: Машиностроение, 1983.- 127с.
  • Жуковский А.Е., Кондрусев В.С., Окорочков В.В. Испытания жидкостных ракетных двигателей. - М.: Машиностроение. 1992.- 350 с.
  • Кулагин В.В. Теория газотурбинных двигателей. - М.: изд. МАИ, 1994.-300 с.
  • Автоматизация проектирования лопаток авиационных турбомашин (методология, алгоритмы, системы) / Б.М.Аронов, В.П.Балтер, В.Я.Камынин и др.; Под ред. Б.М.Аронова. - М.: Машиностроение, 1994. - 240 с.

 

Научные подразделения, созданные при кафедре

Перечисленные выше лаборатории были созданы на основе активной научно-исследовательской деятельности преподавателей кафедры, которые наиболее значимые результаты диссертационных работ трансформировали в учебные лабораторные работы и установки.

В январе 1958 года совместным приказом Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР и Куйбышевского совнархоза при КуАИ была создана отраслевая термодинамическая лаборатория, положившая начало развитию в КуАИ нескольких научных направлений. Руководителем лаборатории был назначен В.М.Дорофеев. В 1966 г. приказом МОМ СССР и МВССО РСФСР на базе этой лаборатории образована отраслевая научно-исследовательская лаборатория микроэнергетики (ОНИЛ-2), ставшая крупным научным центром в системе образования России.

О высоком научном уровне разработок ученых кафедры и ОНИЛ-2 свидетельствует тот факт, что на этой базе с 1966 по 1992 годы проведено 11 Всесоюзных научно-технических конференций по микроэнергетике, по материалам которых выпущено свыше двадцати томов научных трудов.

Динамика изменения объемов выполненных работ и штатного состава ОНИЛ-2 приведена в таблице

 

Год

1965

1970

1975

1980

1990

2000

Объем хоздоговорных / госбюджетных работ, тыс. руб.

336,5

475

815

1080

1490

861/228

Численность штатных сотрудников

51

112

152

180

150

33

 

В разные годы ОНИЛ-2 руководили следующие сотрудники:

Максимов А.П. 1958-1963 гг., 1964-1966 гг.

Тихонов Н.Т. 1963-1964 гг.

Лапчук О.А. 1966-1969 гг.; 1974-1979 гг.; 1985-1989 гг.

Захаров Ю.А. 1970-1973 гг.

Заботин В.Г. 1973-1974 гг.

Бодров П.А. 1979-1982 гг.

Верясов Ю.Н. 1989-1993 гг.

Гальперин Р.Н. 01.05.93  г. - по настоящее время.

За разработку новейших образцов ракетно-космической техники награждены:

 

Нигодюк В.Е.

  • орденом "Дружбы народов" и медалью
    "За заслуги перед отечеством" 2-й степени,

Кондрусев В.С.

 

  • орденом "Знак Почета",

Попов Г.Т.

 

  • орденом "Трудовая Слава" III степени,

Василевский Н.И.

 

  • медалью "За трудовую доблесть",

Шеронов А.И.

 

  • медалью "За трудовую доблесть",

Комаров А.А.

 

  • медалью "За трудовое отличие",

Пичугин О.Л.

 

  • медалью "За трудовое отличие",

Скобелев Ю.С.

 

  • медалью "За доблестный труд",

Соколов В.С.

 

  • медалью "За доблестный труд".

 

 

 

 

 

 

За разработку новых методов и технических средств исследований и испытаний медалями ВДНХ СССР награждены:

 

Золотая медаль

Серебряная медаль

Бронзовая медаль

Левин В.Я.

Гальперин Р.Н.

Василевский Н.И.

Лукачев В.П.

Захаров Ю.А.

Захаров Ю.А.

Кныш Ю.А.

Нигодюк В.Е.

Ивашин Ю.С.

Первышин А.Н.

Осипов А.Н.

Кныш Ю.А.

 

Первышин А.Н.

Обухов В.М.

 

Тихонов Н.Т.

Пичугин О.Л.

 

Шевырин А.М.

Тихонов Н.Т.

 

Якимов В.М.

Якимов В.М.

 

На Всемирной выставке изобретений "Брюссель-Эврика 2000" патент Ю.А. Кныша удостоен диплома и серебряной медали.

В январе 1986 года приказом Минавиапрома и Минвуза РСФСР при кафедре теории двигателей летательных аппаратов создана отраслевая лаборатория комплексных систем автоматизированного проектирования (САПР) лопаток двигателей (ОНИЛ-18).

Основателем и научным руководителем ОНИЛ-18 с момента ее создания с января 1986 г. по январь 2001 г.  являлся д.т.н. профессор, Аронов Б.М. С февраля 2001 г. и по настоящее время научное руководство лабораторией осуществляет к.т.н. доцент кафедры "Основы конструирования машин" Керженков А. Г.

Заведующий лабораторией с января 1986 г. по настоящее время - к.т.н. Камынин В.А.

Динамика изменения штатного состава

Год

Кол-во штатных сотрудников, чел.

Кол-во совместителей, чел.

Всего

1986

18

20

38

1990

20

21

41

1995

8

11

19

2000

5

10

15

2001

4

9

13

Динамика объемов выполненных НИР

 

Год

Объем хоздоговорных НИР, тыс.руб.

Объем госбюджетных НИР, тыс.руб.

Всего,

тыс. руб.

1986

150,0

-

150,0

1990

320,0

-

320,0

1995

127,0

87,0

213,0

2000

599,0

94,0

693,0

2001

183,0

15,0

198,0

 

Комплексная САПР конструкций и технологических процессов изготовления компрессорных лопаток удостоена серебряной медали ВДНХ СССР в 1987 году.

Разработки лаборатории созданы по заказам промышленных предприятий, апробированы и внедрены в гг. Самара, Москва, Санкт-Петербург, Омск, Уфа, Казань. Использование программных комплексов при создании авиационных двигателей НК-86, НК-44, НК-126 и энергетических установок ГТН-25, ГТУ К7100 свидетельствует о высоком уровне выполненных разработок.

По научным направлениям лаборатории подготовлены три доктора науки 12 кандидатов наук, опубликовано более 200 научных работ.

В 1990 году из состава ОНИЛ-2 была выделена самостоятельная научно-исследовательская лаборатория энергетики и экологии тепловых двигателей НИЛ-45 под научным руководством профессора Кныша Ю.А. Основным научным направлением лаборатории были проблемы экологически чистого сжигания жидких авиационных и газообразных топлив. По этой проблематике в 1991 г. кафедрой организована Всесоюзная научно-техническая конференция с международным участием.

На базе учебно-научного комплекса кафедры двенадцать преподавателей подготовили и защитили докторские диссертации; также защищено свыше 40 кандидатских диссертаций; оказана помощь в защите диссертаций более чем 35 сотрудникам сторонних организаций.

 

 

Кафедра теплотехники и тепловых двигателей

Основана в 1946 году

 

Кафедра была сформирована на базе теплотехнических дисциплин, выделенных из кафедры теории и конструкции авиадвигателей. Первоначальное название - кафедра теплотехники; в 1949 г. кафедра переименована в кафедру теплотехники и теории авиадвигателей; в 1958 г. кафедра разделилась на две кафедры - кафедру теплотехники и тепловых двигателей и кафедру теории авиадвигателей.

 

 

Заведующие кафедрой:

теплотехники

1946-1949 гг. Одельский Э.Х., д.т.н., профессор

теплотехники и теории авиадвигателей

1949-1958 гг. Дорофеев Виталий Митрофанович, к.т.н., профессор

теплотехники и тепловых двигателей

1958-1968 гг. Лукачев Виктор Павлович, к.т.н., профессор

1968-1989 гг. Меркулов Александр Петрович, д.т.н., профессор

1989-1991 гг. Стенькин Евгений Дмитриевич, д.т.н., профессор

1992 г. - по н.в. Лукачев Сергей Викторович, д.т.н., профессор

 

Перечень специальностей, по которым кафедра является выпускающей:

130200 - авиационные двигатели и энергетические установки;

101200 - двигатели внутреннего сгорания.

 

Динамика изменения кадрового состава кафедры:

 

 

Годы

1946

1950

1960

1970

1980

1990

2000

Профессора

1

-

1

1

2

3

4

Доценты

1

1

3

7

10

10

13

Старшие преподаватели, ассистенты

4

5

3

3

1

4

-

Преподаватели с учеными степенями, званиями

2

1

4

8

12

13

17

Всего преподавателей

6

6

7

11

13

17

17

 

 

Кадровый состав кафедры на 2002 г.
(в скобках указаны совместители):

профессора, д.т.н. - 2(1); професора, к.т.н. - 1(1); доценты, к.т.н. - 10(1); ассистенты 1(1).

 

 

 

Материальная база кафедры

В настоящее время на кафедре работают учебные лаборатории теоретических основ теплотехники, двигателей внутреннего сгорания, смесеобразования и горения. Кафедра оснащена учебным компьютерным классом, испытательной установкой "Поршневые двигатели внутреннего сгорания", на которой ведутся научные исследования.

Выпуск учебников и монографий в центральных издательствах:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Довгялло А.И. Сильфонные термомеханические преобразователи. - Самара: СНЦ РАН, 2000. - 182 с.
  • Меркулов А.П. Вихревой эффект и его применение в технике. - М: Машиностроение, 1969. - 183 с.
  • Меркулов А.П. Вихревой эффект и его применение в технике. - М: Машиностроение, 1997. - 346 с.
  • Наталевич  А.С.Воздушные микротурбины. - М: Машиностроение,1965.- 141с.
  • Наталевич А.С. Воздушные микротурбины (2-е издание, переработанное). - М: Машиностроение,1970.- 207с.
  • Лукачев С.В., Матвеев С.Г., Горбатко А.А. Образование и выгорание бенз(а)пирена при сжигании углеводородных топлив. - М: Машиностроение, 1999. - 153 с.

 

Научные подразделения:

В 1958 г. при кафедре организована ОНИЛ "Тепловые двигатели и холодильные машины" (ОНИЛ-9), возглавляемая профессором А.П.Меркуловым, которая стала ведущим в стране научным коллективом по изучению и практическому применению вихревого эффекта.

Основные научные направления ОНИЛ-9: исследования вихревого эффекта энергетического разделения газа и его промышленное применение в авиационной, ракетно-космической технике, машиностроении; исследование рабочих процессов в тепловых двигателях и холодильных машинах бортовой энергетики.

С 1992 года научные исследования выполняются в научно-исследовательской лаборатории "Горение и рабочие процессы тепловых двигателей" (НИЛ-49) под руководством профессора С.В.Лукачева.

 

Основные научные направления кафедры в настоящее время:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • горение и рабочие процессы тепловых двигателей, включающее теоретическое и экспериментальное изучение образования бенз(а)пирена в ГТД и ДВС;
  • характеристики рабочего процесса камер сгорания ГТД;
  • оптимизация качества подготовки топливовоздушной смеси в тепловых двигателях;
  • вихревой эффект энергетического разделения газов и его применение в авиационной, ракетно-космической технике и машиностроении;
  • рабочие процессы в тепловых двигателях и холодильных машинах бортовой энергетики (машины Стирлинга, охлаждение электронной аппаратуры, осушка газов, кондиционирование систем и др.).

 

В результате выполнения НИР обобщены исследований и достижений крупных лабораторий страны и мира в области вихревого эффекта. Впервые в мировой практики создан банк данных по содержанию бенз(а)пирена в продуктах сгорания ГТД, ГТУ, ДВС различного назначения. Разработаны методы расчета бенз(а)пирена в реальном пламени, методология проектирования и доводки камер сгорания, создан лазерно-оптический стенд по определению качества распыливания топлива.

По результатам научных исследований в промышленности внедрены более 120 разработок кафедры, некоторые из них демонстрировались на международных выставках в Лондоне, Дели, Токио, Брюсселе, Риме, Берлине, Женеве, Сеуле. Экспонаты отмечены 24 медалями. Вихревые дезактивационные установки применялись при ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС при личном участии в этой работе А.П.Меркулова, В.В.Бирюка, А.И.Солодкова, А.А.Романенко, Ю.Д.Икомасова, Ю.М.Одина.

Кафедрой проведены 6 всесоюзных конференций по вихревому эффекту. С 1998 года проводится Всероссийский семинар "Процессы горения, теплообмена и экология тепловых двигателей". Внедрение научно-технических разработок кафедры с 1993 года ведется с помощью научно-производственного предприятия СГАУ "Инновационный центр", например, выполнены работы по переводу ряда камер сгорания на природный газ.

 

 

 

 

 

 

Студенческие конструкторские

бюро факультета двигателей

летательных аппаратов

  .

В 1957 году при кафедре "Теплотехника и теория авиадвигателей" было создано СКБ. Ядром этого СКБ явились студенты, занимавшиеся НИР по хоздоговорной тематике по исследованию и разработке вихревых аппаратов. Работа завершалась созданием опытных образцов и их внедрением в промышленность.

В 1960 году при кафедре "Теплотехника и тепловые двигатели" было создано вертолетное СКБ, которое занималось проектированием ранцевого вертолета с прямоточным двигателем. Был создан стенд для исследования прямоточных воздушно-реактивных двигателей и на нем получены неплохие результаты, были начаты работы по созданию автожира, налажены хорошие связи с конструкторским бюро Н.И.Камова, которые позволили завершить проектирование автожира.

В 1970 году самолетное и вертолетное СКБ были объединены в одно СКБ-1 по разработке и созданию легких летательных аппаратов. Два коллектива удачно дополняли друг друга: в самолетном СКБ были лучше поставлены проектно-расчетные работы, а в вертолетном - делался упор на производство и техническое оснащение.

В 1972 при кафедре теория двигателей летательных аппаратов было создано СКБ по исследованию рабочего процесса двигателей летательных аппаратов и разработке мероприятий по охране окружающей среды.

После того, как была сформирована тематика работы, определены задачи каждого СКБ, подготовлены инженерные кадры для руководства работой студентов и создана необходимая материальная база, руководство института обратилось в Минвуз РСФСР с просьбой об утверждении СКБ как самостоятельных структурных подразделений института

Приказом Министра Минвуза РСФСР И.Ф.Образцова N 378 от 8 сентября 1976 года в институте утверждены как самостоятельные структурные подразделения следующие студенческие конструкторские бюро:

 

 

 

 

 

 

 

  • СКБ-2 по промышленному применению вихревого эффекта,
  • СКБ-3 по исследованию рабочего процесса двигателей летательных аппаратов и разработке мероприятий, направленных на охрану окружающей среды,
  • СКБ-5 по разработке средств автоматического контроля и управления.

СКБ-2 успешно разрабатывало, выполняло и внедряло установки, основанные на использовании вихревого эффекта. На базе этого СКБ были созданы: стенд для климатических испытаний элементов топливной аппаратуры ДВС ("Климат-2"); дождевой аппарат "Туман" для механизации орошения сельскохозяйственных культур; вихревой пистолет-осушитель сжатого воздуха; прибор "Контроль" для юстировки приборов регулирования температуры железнодорожных рефрижераторов; установка "Циклон" для сбора порошка какао на шоколадной фабрике "Россия"; установка для проверки средств влагометрии в области отрицательных температур, генератор влажного газа "Полюс-3". Проводились исследования сильфонного двигателя "Стирлинг" с внешним подводом тепла. Изготавливались для практического применения вихревые холодильно-нагревательные аппараты вихревых вакуум-насосов.

В СКБ-3 была создана серия аэрационных установок "Циклон",
предотвращающих сезонный "замор" рыбы. Модель аэратора "Циклон" на ВДНХ СССР награждена золотой медалью и демонстрировалась на выставке в США "Молодежь СССР-США". Аэраторы успешно эксплуатировались на Цимлянском водохранилище, рыбхозах Краснодарского края и нашей области. Созданы и внедрены глубинные аэрационные установки "Стрела" и "Лотос". В СКБ-3 разрабатывались и внедрялись воздухоочистительные устройства, микро-ДВС, микро-ГТД, гидромассажеры.

В СКБ-5 создан комплекс приборов по вибрационной диагностике двигателей ЛА; изготовлен и внедрен электронный блок измерения расхода газа для определения и индикации массового расхода газа в трубопроводе, разработан и внедрен прибор для управления диффузионной сваркой. Разработана система электромагнитного подвеса; разработана и внедрена автоматизированная система тепловлажностной обработки железобетонных изделий.

В 1995 году при кафедре конструирования и проектирования двигателей летательных аппаратов было организовано СКБ "Поршневые двигатели внутреннего сгорания". Начальником СКБ назначен Грицай С.Д., а с 1996 года - Лежин Д.С.

В 1996 году при кафедре теплотехники и тепловых двигателей было организовано СКБ "Тепловые двигатели". Научным руководителем СКБ назначен профессор С.В.Лукачев, начальником СКБ назначен А.К.Краснов 

В настоящее время функционируют:

 

 

 

 

  • СКБ "МР" - руководитель доцент Паровай Ф.В.;
  • СКБ "Аэрокосмическая энергетика и экология" - руководитель профессор Кныш Ю.А.