Среди растений Красной книги Самарской области есть те, обитание которых на карте указывает одна-единственная точка.
К таким редким видам природной флоры относится можжевельник казацкий (Juniperus Sabina), реликт, произрастающий в Евразии с доледникового периода. Этот кустарник, обычно низкорослый (до 1-2 метров высотой), образует систему лежачих или частично приподнимающихся ветвей, в благоприятных условиях довольно быстро разрастаясь вширь. Его ареал включает горы Средней и Южной Европы, Сибирь, Кавказ, Малую Азию, Казахстан, юг Европейской части бывшего СССР, Крым, Кавказ, Западную и Восточную Сибирь, северную Монголию. Он произрастает на каменистых осыпях, известковых склонах, глинистых почвах и сыпучих песках, образует подлесок в изреженных хвойных лесах, растёт на сухих горных склонах, поднимаясь на высоту до 3 000 метров над уровнем моря. Это единственный вид можжевельника, способный расти в сухих степях Северной Евразии. В последние годы сам можжевельник казацкий и его декоративные формы всё чаще используются для выращивания в культуре, при этом следует пояснить, что все части растения содержат ядовитый сабинол.
В Самарской области обитание можжевельника казацкого было ограничено лишь одним местообитанием – на территории Жигулёвского государственного заповедника, в трёх урочищах. Ботанические сады всего мира в качестве одной из приоритетных задач называют сохранение в культуре редких видов местной флоры. Поэтому 10 мая 2008 года сотрудниками ботанического сада СамГУ и государственного заповедника совместно были взяты в природе (урочище Молебный овраг) побеги можжевельника казацкого, которые были использованы для выращивания, изучения и размножения в ботаническом саду. Вегетативное размножение в специальных условиях позволило увеличить число особей можжевельника, которые стали частью коллекционных фондов ботанического сада и были использованы в работах по экспериментальной реинтродукции.
Мы ещё не успели забыть экстремально жаркое и засушливое лето 2010 года, которое в Самарской области обозначилось массовыми лесными пожарами. Именно тогда на остепненном склоне горы Зольной пожар уничтожил одну из трёх популяций можжевельника казацкого в Жигулёвском заповеднике. Её восстановление стало возможным благодаря реинтродукции – перенесению растений, выращенных в культуре, в природные биотопы, где эти растения резко снизили свою численность либо исчезли. Для заповедников проводить реинтродукцию можно, только используя аутентичный материал – растения, происходящие из данного местообитания, чтобы избежать генетического загрязнения.
Совместно с директором Жигулёвского государственного заповедника Юрием Петровичем Краснобаевым мы запланировали проведение осенью 2015 года посадку можжевельника казацкого на склоне горы Зольной, курировала нашу работу старший научный сотрудник заповедника Татьяна Федоровна Чап. Довольно долго пришлось ждать благоприятной погоды. Посадкам мешали обильные осадки: нам предстояло подниматься с грузом растений и инструментами по крутому склону горы, непроходимому после дождей. Сухая погода также нас не устраивала: взять с собой воду для полива растений мы не могли. Наконец, 22 октября 2015 года заместитель директора ботанического сада Александр Владимирович Помогайбин, начальник отдела флоры ботсада Ирина Васильевна Рузаева и научный руководитель ботсада профессор Людмила Михайловна Кавеленова выехали на посадку, загрузив в багажник ботсадовского уазика заранее выкопанные в питомнике растения. В конторе заповедника мы провели последнее совещание и обговорили размещение посадок. В работе нам должны были помочь научный сотрудник заповедника Дарья Киселёва и инспекторы Олег Крылов и Юрий Ангеловский. Коллеги дожидались нас у КПП в селе Зольном. Распределив растения, лопаты и кирки, мы поднялись по склону и приступили к работе. Ночной морозец, прихвативший лужи на дороге и верхний слой грунта, быстро отступал. Растения можжевельника казацкого с хорошо развитой корневой системой мы размещали группами в посадочные ямы, которые проделывали в каменистом грунте и заполняли плодородной землёй. Ярко светило солнце, работа спорилась. Закончив посадку, мы спустились по тропе, проходящей по гребню горы и по лесистому склону выходящей на дорогу. Вернувшись домой, мы с удовольствием прослушали прогноз погоды: назавтра ожидался дождь. Он и в самом деле пошёл, неторопливый, осенний, обильный… Он щедро полил высаженные растения, взяв на себя часть нашей работы. Сейчас на склоне горы Зольной уже лежит снег, и вернувшийся домой можжевельник дремлет, дожидаясь весны.
Л. М. Кавеленова, заведующая кафедрой экологии, ботаники и охраны природы д. б. н., профессор