Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет.
Уильям Уорд
Тем, кто выбрал безумно интересный и непростой путь исследователя и посвятил свою жизнь науке, не всегда удаётся гармонично сочетать талант учёного и мастерство учителя. Надежда Алексеевна Илюхина удивительным образом сочетает в себе эти качества: это настоящий учёный и поистине великий учитель – учитель, который вдохновляет.
Надежда Алексеевна – обладатель истинно филологического взгляда на жизнь, учёный, ни на минуту не прекращающий творческий поиск. Любой, кому довелось общаться с ней, вспомнит множество мимолётных, но безупречно точных наблюдений и замечаний, которые вдруг парадоксально разворачивают разговор и демонстрируют удивлённому слушателю власть когнитивных механизмов в нашей речи. Вдохновлённые примером Надежды Алексеевны, в ситуациях, предполагающих всё что угодно – взрыв эмоций, ответные действия, но явно не лингвистический анализ, – многие из нас выделяют в речи людей любопытные языковые факты и отправляют их в свою копилку памяти.
Искренний научный интерес никогда не ограничивается собственным исследованием. Достаточно один раз побывать на конференции вместе с Надеждой Алексеевной, чтобы убедиться в её удивительной способности вникнуть в самую суть, казалось бы, чужой проблематики. Она щедро делится научными идеями не только со своими студентами и аспирантами, но и с коллегами из других городов и стран. Заинтересованные вопросы и подсказки нередко открывают внимательному собеседнику неожиданные перспективы его исследования – и вот уже, спустя годы, сложившийся учёный искренне благодарит Надежду Алексеевну за вопросы, когда-то заданные ему на студенческой конференции.
Энергия и увлечённость человека, всецело преданного науке, не может не привлекать, поэтому студенты с удовольствием занимаются под руководством Надежды Алексеевны. Заражая исследовательским азартом, она настолько интересно и захватывающе вырисовывает очертания будущих работ, что у юных авторов не остаётся сомнений: при должном усердии они добьются успеха. Вместе с тем это строгий и объективный преподаватель, принципиальный в оценке научного исследования.
Оставаясь бессменным руководителем кафедры русского языка почти тридцать лет, Надежда Алексеевна поражает беззаветной преданностью профессии и исключительной самоотдачей, с которой посвящает себя любимому делу. Следуя принципу преемственности поколений и поддерживая традиции живого научного общения, она настойчиво стремится сплотить коллектив и сохранить в наше непростое время подлинно университетскую атмосферу. Она неутомима в поиске новых идей и всегда с искренней радостью приветствует любую инициативу коллег. Под её руководством организуются международные конференции и методические семинары, разрабатываются крупные научные проекты, программы дополнительного образования и курсы повышения квалификации.
Дружеские профессиональные отношения с коллегами из других городов и стран поддерживаются не только в формате научного диалога, но и в виде совместных проектов. По личной инициативе Надежды Алексеевны учёные из Саратова, Воронежа, Уфы, Красноярска читают авторские спецкурсы для студентов, с лингвистами Вюрцбургского университета планируется открытие совместной магистерской программы «русский язык и коммуникация в профессиональной сфере».
Человеческие качества Надежды Алексеевны не уступают её профессиональным талантам. Она бесконечно внимательна к окружающим её людям. У многих из нас в определённый жизненный период возникали сложности, которые могли бы стать непреодолимой преградой на профессиональном пути, и только благодаря помощи Надежды Алексеевны каждому удалось их преодолеть. Кого-то она убедила не бросать обучение в аспирантуре и продолжить серьёзное исследование, кому-то уменьшила чрезмерную учебную нагрузку, кого-то в период сокращений упорно отстаивала как ответственного и компетентного работника.
Умение увидеть хорошее в людях и сказать им об этом – само по себе редкое качество. Надежда Алексеевна умеет увидеть это хорошее даже в перспективе, она способна не только поверить в человека, но и дать ему веру в себя, не позволить окончательно опустить руки, поддержать – словом и делом – и вдохновить. Общаться с Надеждой Алексеевной – огромное удовольствие! Её тактичность и доброжелательность сочетается с прекрасным чувством юмора, лёгкой ироничностью, искренним жизнелюбием и оптимизмом. Вместе с тем каждый знает, что она не приемлет непорядочности и фальши и не скрывает этого.
Мы от всей души поздравляем Надежду Алексеевну с юбилеем и желаем ей неиссякаемой энергии, творческого вдохновения, талантливых и благодарных учеников.
Спасибо вам, дорогая Надежда Алексеевна, за душевную теплоту, мощную поддержку и веру в нас, за то, что вы с нами!
Кафедра русского языка и массовой коммуникации
Поздравление от Елены Сергеевны Скобликовой
Дорогая Надежда Алексеевна!
В дни по сути первого вашего юбилея поздравляю вас с теми большими успехами, которые (вопреки всему!) сопровождают вас на всём протяжении вашей жизни в университете!
Этот путь вы начали замечательной студенткой – в окружении, помнится, тоже незаурядных товарищей-студентов!
Ваша первая диссертационная работа (как и у многих других аспирантов кафедры во второй половине 1980-х годов) была выполнена в русле функционально-семантического подхода к исследованиям коммуникативно одноплановых систем языковых средств.
А вот дальше подход получил в ваших работах совершенно новое развитие. Направление, избранное вами без использования каких-либо докторантских отпусков и соответствующего руководства, было новаторским по сути в рамках лингвистической науки в стране в целом. В докторской диссертации «Образ как объект и модель семантического анализа» 1999 года используемое здесь понятие «ассоциативно-семантическое поле» остаётся, на наш взгляд, наиболее удачным на фоне закрепившегося позже понятия «концепт», изначально многозначного и менее конкретного.
Подход, разработанный вами в докторской диссертации, определил плодотворность работ, выполненных под вашим руководством аспирантами кафедры, работающими сейчас не только в самарских вузах, но и в других городах России. Определил упомянутое ранее признание ваших работ в российском масштабе. Показательно издание вашей монографии в издательстве «Флинта-Наука». Определил активность и продуктивность ваших связей с зарубежными коллегами Германии, Китая, Америки и, соответственно, эффективность работы кафедры по обучению русскому языку иностранных студентов. А в рамках университета – ещё и мобильность кафедры в развитии новых спецкурсов, в работе со студентами разных факультетов. И так далее. И так далее.
Всё это вместе взятое обусловливает авторитетность Самарской/Куйбышевской лингвистической школы!
Спасибо вам за стойкость в роли заведующего кафедрой и в исполнении всё новых и новых научно-педагогических задач!
Ваша старая учительница Елена Сергеевна