Одной из наиболее острых проблем в организации коммерческих грузоперевозок с использованием автоматических систем управления движением коммерческого транспорта является неадекватное отображение маршрута движения грузового средства. Чаще всего для этой цели используются специальные приложения для смартфонов, которые позволяют искажать навигационные данные и передавать неверную информацию о позиции, или глушители навигационных сигналов.
Коллектив молодых ученых Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королёва разработали проект навигационного приемника, использующего технологию позиционирования с помощью мгновенных измерений (snapshot-технологию).
Приёмник будет работать на данных, полученных со спутниковых систем GPS/ГЛОНАСС. Проект получил одобрение жюри грантовой программы "СТАРТ" федерального Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. На разработку НИОКР авторам выделили 2 млн рублей.
Над созданием приёмника работает команда молодых ученых Самарского университета в составе Екатерины Степановой, Екатерины Лысенко, Степана Шафрана, под руководством профессора из Дании Кая Борре (Kai Borre).
Разработка ученых Самарского университета исключает возможность фальсификации данных навигационного приемника. Для этого используется технология мгновенных измерений, идея которой предложена профессором Борре. Snapshot-приемник формирует пакет промежуточных данных - небольшую по длительности запись спутниковых сигналов (сеанс длится около сотни миллисекунды) и передает его на удаленный сервер, где и происходит обработка информации и вычисление реальной позиции объекта.
"Благодаря snapshot-технологии мы можем существенно сократить энергопотребление навигационного приемника. Это достигается за счет того, что приемник включается только на короткий промежуток времени для записи навигационных данных. На сегодняшний момент технология еще нигде не применяется, ввиду ее новизны. Она может быть использована по всему миру, например, для отслеживания траектории следования грузовых автомобилей на платных дорогах или для трекинга грузов и контейнеров в пути, морских портах, складах", - отметил профессор Кай Борре.
На данный момент команда проекта в лаборатории навигационных приёмников Самарского университета разработала теоретическое обоснование snapshot-приемника и его математическую модель. Результаты моделирования показали, что приемнику необходимо значительно меньшее количество данных для определения положения объекта, чем традиционным GPS-навигаторам.
На средства гранта ученые планируют разработать программное обеспечение и конструкторскую документацию для изготовления макетного образца навигационного приемника. Производство печатных плат и сборка приемников предполагается в одном из малых инновационных предприятий.
Совместно с профессором Каем Борре факультет электроники и приборостроения Самарского университета реализует две магистерские англоязычные программы по навигационным приемникам: "GNSS receivers. Hardware and software" и "GNSS positioning algorithms and applications", а также PhD-программу "GNSS technologies".