70 лет назад будущие выпускники Куйбышевского авиационного института 1953 года услышали первые лекции. А сейчас они поздравляют вуз с юбилеем и желают ему не останавливаться на достигнутом. Именно эта традиция постоянного стремления быть первым, заложенная в них в студенческие годы, подняла многих из них на вершины карьерных лестниц.
Вспоминает Адольф Павлович Савинов:
- Я намерен рассказать историю нашего выпуска КуАИ 1953 года, ведь мы тоже юбиляры. Ровно 70 лет назад 250 абитуриентов, в том числе более 30 фронтовиков сели за парты и начали учебу в КуАИ. Организатором вступительных экзаменов был ответственный секретарь приемной комиссии Виктор Павлович Лукачев, фронтовик, выпускник КуАИ 1946 года, будущий ректор института. В те годы в институте функционировали только два факультета: самолетостроительный и моторостроительный. Занятия проходили в двух корпусах: на ул. Молодогвардейской, 151 (корпус 1), и на ул. Ульяновской, 18 (корпус 2). Директором КуАИ в период нашего обучения работал Федор Иванович Стебихов. Хорошую военную подготовку мы получили во время учебы на военной кафедре, начальником которой был генерал Иван Ефремович Богослов. Как и все студенты пятых курсов института в 1952 году прошли стажировку в воинской части, сдали экзамен и нам присвоили звание лейтенанта запаса. Нас обучали преподаватели очень высокого профессионального уровня, имевшие большой производственный опыт.
На первых курсах огромным авторитетом и уважением пользовался у нас Лев Иванович Майков. Помню, на заключительной лекции по сопротивлению материалов мы вручили Льву Ивановичу радиоприемник. Прекрасно читали лекции по физике Константин Михайлович Кулькин, по теоретической механике Семен Михайлович Макаров. Помню, как однажды он заболел и наша группа сдавала экзамен у него дома. Очень внимательным к студентам был Наум Григорьевич Човнык, читавший курс химии.
На третьем курсе блестяще читал лекции по деталям машин Абрам Маркович Циприн. Его поговорку: «Птичка сядет, прогиб будет» запомнили мы на долгие годы. С его легкой руки, начиная с третьего курса, я лично на экзаменах получал только отличные оценки. Своим огромным опытом и знаниями нас пленил Наум Иосифович Резников, заведующий кафедрой резания, единственный на тот период в КуАИ профессор, д.т.н. Деканом первого факультета был Михаил Иванович Разумихин, к.т.н., доцент, а вторым факультетом руководил Георгий Дмитриевич Максимов. Михаил Иванович читал лекции по производству самолетов, а Георгий Дмитриевич вел курс «Производство авиадвигателей». Запомнились лекции Виталия Митрофановича Дорофеева и Александра Мироновича Сойфера. Низкий поклон Вам, дорогие наши учителя и Вечная Память! Вы проложили нам дорогу в будущее.
Студенты нашего курса активно участвовали в общественной жизни института, были комсоргами в группах, членами и секретарями факультетских комсомольских бюро. В 1951 году на общем комсомольском собрании института студент гр. М-41 Виктор Панфилов, фронтовик, член КПСС, был избран секретарем комитета ВЛКСМ института, а меня избрали его заместителем. Я руководил студенческой лекторской группой, в которую входили 12 студентов разных курсов. Тематика лекций была достаточно обширной: «О международном положении», «О моральном облике молодого советского человека», «О дружбе и товариществе», «Есть ли жизнь на других планетах» и другие. Лекции студенты читали в школах, техникумах, на заводах, в колхозах. Наша лекторская группа была популярной в областной комсомольской организации. Куратором группы партком института назначил А.М. Сойфера. Я часто бывал в его квартире, где мы обсуждали тематику лекций, многие из них он рецензировал.
В 1950 году в институте регулярно выходила стенная сатирическая газета «Таран». Редактором газеты был молодой преподаватель Владимир Головин, будущий декан самолетостроительного факультета. Готовили материал и рисовали карикатуры студенты гр. С-40 Г. Васильев, Р. Воронов и А. Савинов. Газета отзывалась на всякие нарушения в учебе, дисциплине и недостатки в студенческой жизни. Критика достигала не только нерадивых студентов, но и руководство факультета и института. Редакцию «Тарана» стали приглашать на городские и областные комсомольские конференции.
Общие комсомольские собрания института проводились в актовом зале корпуса 1, проходили очень бурно. Помню, на одном из них мы обсуждали персональное дело молодого преподавателя о разводе с женой-комсомолкой.
На нашем курсе очень популярен был спорт. Студенты входили в состав сборных КуАИ по различным видам спорта. В. Ларешин стал первым в КуАИ мастером спорта СССР. Он и член его команды Г. Жупырин неоднократно выигрывали парусные гонки. В состав сборной команды КуАИ по лыжным гонкам входили студенты нашего курса Л. Рогожников, В. Махов, М. Галкин, Н. Маслов, Ю. Розов. Они неоднократно побеждали на различных всесоюзных, республиканских соревнованиях ДСО «Буревестник». Большой популярностью в институте пользовался стрелковый спорт. Например, в соревнованиях по пулевой стрельбе из малокалиберной винтовки в ноябре 1951 года приняли участие 144 студента. Неоднократно побеждал в соревнованиях по шахматам И. Лясковский. За футбольную сборную КуАИ выступал А. Ильин, будущий заместитель министра авиационной промышленности СССР.
Наш курс умел не только хорошо учиться, но и хорошо отдыхать. Мы пели в институтском хоре, играли в драматическом кружке. Именно на сцене я встретил свою будущую жену - студентку педагогического института. На вечерах отдыха выступал студенческий духовой оркестр.
В феврале 1953 года прошли последние защиты дипломных проектов, нам вручили дипломы. Из 250 поступивших в институт закончили учебу 196 человек, в том числе 18 девушек. Все разъехались по местам назначений. Большая группа поехала на Дальний Восток - в Комсомольск-на-Амуре, Находку. Больше половины выпуска оказались на куйбышевских заводах: №1 им. Сталина, №18 им. Ворошилова, №24 им. Фрунзе, в ОКБ конструктора Н.Д. Кузнецова.
Прошло 64 года. Наш университет был и остается одним из лучших вузов страны. Этому способствовали и выпускники КуАИ 1953 года. В книге «Куйбышевский авиационный институт: 1942-1992 годы. Очерки истории» в рубрике «Ими гордится институт» упомянуты фамилии 12 студентов из нашего выпуска.
Не мы придумали традицию проводить встречи выпускников школ, вузов. Но мы одни из самых верных ее последователей. 18 мая 1973 года мы провели первую встречу. В торжественной обстановке, в актовом зале корпуса 1 , нас приветствовали ректор института В.П. Лукачев и профессора Ф.И. Стебихов, М.И. Разумихин. С отчетом выступил председатель нашего оргкомитета Д.Ф. Пичугин. До 2003 г. мы встречались каждые 5 лет. Затем встречи начали проходить каждый год. В рамках 75-летия вуза отметили 70-летие начала нашего обучения в КуАИ.
Справка
Гордость выпуска
Ильин А.Т., заместитель министра авиационной промышленности СССР (1986- 1992 гг.), вице-президент ОАО «Авиапром» (1992-2002 гг.). Награжден орденами Ленина, Трудового Красного знамени, Дружба народов, Знак Почета. В 2013 году присвоено звание «Выдающийся выпускник КуАИ-СГАУ».
Толоконников В.М., начальник Авиамоторного главного управления МАП СССР, член Коллегии (1978-1992 гг.), вице-президент АССАД (1991-1996 гг.). Лауреат Государственной премии СССР, Лауреат премии Совета Министров СССР, действительный член академии наук авиации и воздухоплавания, Заслуженный рационализатор РСФСР, Почетный авиастроитель, Почетный гражданин г. Бузулук Оренбургской области. Имеет 8 правительственных наград. Автор более 20 сборников стихов. В 2013 году ему присвоено звание «Выдающийся выпускник КуАИ-СГАУ».
Абдуллин Ф.З., генеральный директор Ульяновского авиационного комплекса, директор Московского вертолетного завода, член Коллегии Минавиапрома.
Курицкий А.Я., директор Куйбышевского приборостроительного завода.
Лясковский И.Ф., главный инженер Куйбышевского завода «Гидроавтоматика», директор завода аэродромного оборудования, генеральный директор производственного объединения «Старт», к.т.н., профессор СГАУ. Награжден орденами Трудового Красного знамени, Знаком Почета.
Пичугин Д.Ф., декан факультета двигателей летательных аппаратов, к.т.н., профессор СГАУ.
Пичугин В.П., директор Рыбинского радиозавода.
Сагалаев М.К., генеральный директор Новосибирского авиационного завода.
Котенев Л.И., главный инженер завода «Прогресс».
Калинин А.И., секретарь Куйбышевского обкома КПСС.
Маслов Н.В., секретарь Омского обкома КПСС.
Панфилов В.А., декан радиотехнического факультета КуАИ (1967-1971 гг.), к.т.н., доцент, заведующий кафедрой конструирования и производства радиоаппаратуры, секретарь парткома КуАИ.
Директорами крупнейших авиазаводов работали А.Ф. Пушков и Е.Я. Чаевский.
Обязанности главных конструкторов и главных специалистов предприятий выполняли: А.С. Клинышков, П.П. Саморуков, А.К. Шокуров, В.П. Терехин, Ю.П. Терехин, И.В. Масленников, В.Н. Александров, В.А. Дмитриев, А.А. Ишков.
Общественную работу вели В.А. Заикин - первый секретарь Куйбышевского ГК КПСС, А.А. Романов - секретарь Куйбышевского ГК КПСС.
Двадцать один выпускник 1953 года в разное время работали преподавателями и сотрудниками КуАИ-СГАУ, среди них: к.т.н. В.Н. Бузицкий, Т.П. Бузицкая, к.т.н. Б.А. Лавров, к.т.н. А.Д. Комаров, к.т.н. В.В. Кулагин, к.т.н. В.П. Ревякин, к.т.н. П.А. Бодров, к.т.н. А.М. Сорокин, Ю.И. Дубцов, доцент А.П. Савинов, Г.И. Васильев, Р.П. Воронов, Е.И. Шпади, Г.В. Афанасьев, В.А. Сусанин, А.В. Аносова, С.С. Королев, Л.Г. Ключарев, И.Б. Покровский.
Особо хочу обратить ваше внимание на достижения моих товарищей, внесших значительный вклад как в науку, так и в производство:
Косицын И.П. получил назначение в ОКБ Н.Д. Кузнецова и продолжает работать в ПАО имени Н.Д. Кузнецова до настоящего времени в должности ведущего инженера отдела ракетных двигателей, к.т.н., опубликовал более 30 научных трудов, получил авторские свидетельства и патенты на 77 изобретений, Заслуженный конструктор РФ, Заслуженный изобретатель СССР, лауреат Губернской премии в области науки и техники.
Кулагин В.В. получил направление в Пермь в ОКБ авиационных двигателей, в котором принял участие в разработке двигателя Д-30, одного из лучших в мире. В 1969 году защитил кандидатскую диссертацию и был приглашен в КуАИ на кафедру теории двигателей ЛА. В 1991 году ему присвоили звание профессора. Он автор целого ряда учебников по теории авиадвигателей. Основным стал учебник «Теория, расчет и проектирование авиационных двигателей и энергетических установок» в трех книгах и четырех изданиях (2002-2017 гг.), по которым учились и учатся студенты авиационных вузов не только России, но и в мире.
Колганов И.М. начал с преподавания в авиационном техникуме в Комсомольске-на-Амуре. В 1964 году был назначен директором техникума. В 1984 году защитил кандидатскую диссертацию. С 1991 работал в Ульяновском государственном техническом университете заведующим кафедрой, деканом самолетостроительного факультета, д.т.н., профессор. Имеет 38 авторских свидетельств и патентов. Действительный член академии наук авиации и воздухоплавания. Автор сборника стихов «Живу ради Вас на Земле», изданного в 2011 году в Ульяновске. Ветеран ВОВ.