Уже совсем скоро у студентов и сотрудников Самарского университета появится возможность посетить концерты институтов в рамках фестиваля «Студенческая весна». Они объединяют в себе юмор, танцевальное искусство, ораторское и актерское мастерство и прочие творческие начала, кипящие в студентах. Студвесна – это давняя традиция, поэтому, когда мне захотелось узнать, что о современных концертах и о творчестве в стенах университета в целом думают выпускники, я без труда отыскал подходящего кандидата для интервью – Руслана Минутдинова. За его спиной большой опыт работы на сцене и в юморе, а сегодня – он один из самых успешных и востребованных ведущих-шоуменов Самары. Руслан окончил СамГУ в 2010 году, где получил социологическое образование.
– Привет, Руслан! Я хочу поговорить с тобой о студенческих веснах, юморе в стенах университета и творчестве в целом. Я знаю о твоих студенческих годах немного, но что-то мне подсказывает, что такое масштабное мероприятие, как студвесна, не прошло мимо тебя ни разу?
– В факультетских веснах я точно принимал участие каждый год, насчет общевузовских или городских... Не могу припомнить, но в той или иной форме, конечно, участвовал.
– Какова была твоя роль? Сценарист, актер, танцор, организатор?
– Если мы говорим о факультетских веснах, то в первую очередь я отвечал за юмор. Тогда юмористическое движение переживало настоящий расцвет, но на моем факультете дело шло медленно. И я начал развивать это направление, потому что чувствовал в себе силы. Что-то получалось, что-то нет, но в дальнейшем я все равно пришел к роли ведущего на «общевузе».
– Руслан, возвращаясь в сегодняшний день, ты шоумен и ведущий. Правда ли, что именно студвесна привела тебя в эту профессию и помогла добиться успеха?
– Абсолютная правда. Даже так: студенческие весны, КВН, СТЭМ – все это было первым шагом. Я еще со школьных лет тяготел к сцене, принимал участие в школьном КВН. А в университете масштаб и аудитория больше, поэтому я не упускал возможности.
– Когда ты понял, что профессия социолога тебе интересна не так, как творческая жизнь?
– Я не сразу с головой окунулся в творчество, наверное, это произошло ближе к середине учебы. Вообще, ты знаешь, как когда-то сказал один КВНщик, «если КВН мешает учебе, то брось учебу». Но я всегда старался совмещать, понимал, что получить образование нужно. И надо сказать, университет я закончил не самым плохим образом – диплом защитил на «отлично». Некоторые преподаватели даже говорили, что есть потенциал поступить и закончить аспирантуру.
– О твоем успехе на сцене помнят – в 2015 году тебя пригласили в жюри на городскую студвесну. Поддерживаешь связи?
– Я всегда считал, что члены жюри – это люди, которые действительно чего-то добились, поэтому к их мнению стоит прислушиваться. Поэтому я был очень и очень удивлен, что меня позвали. За это нужно Мишу Крылова поблагодарить. В жюри должен был сидеть он, но по какой-то причине у него не получилось, поэтому я его заменил по его же рекомендации. Опыт хороший был, интересный.
– За что конкретно ты отвечал в жюри? Было ли место реальной критике?
– Я оценивал юмор и, конечно, комментировал общее впечатление. Что касается критики... Ей всегда есть место, но мы же понимаем, что речь о самодеятельности. В конце концов, это студенческая весна, давайте немного выдохнем, расслабимся и оценим творчество любителей. А профессионалами они еще успеют стать, если, конечно, захотят.
– Ты окончил университет 8 лет назад. Как думаешь, изменились ли с тех пор студенческие весны?
– Это хороший вопрос. Мне еще три года назад показалось, что студенческие весны вышли на абсолютно новый уровень. Это уже какие-то настоящие шоу-программы. Мне кажется, туда уже пора билеты продавать, и их будут раскупать. Приложенные усилия, масштаб и формат однозначно позволяют.
– То есть динамика положительная? И это движение не переживает кризис?
– К сожалению, не держу руку на пульсе, но мне кажется, что как «весны» росли в геометрической прогрессии, так и растут. Сейчас ведь для этого куча возможностей: социальные сети, YouTube. Всегда можно посмотреть, кто и что делает в плане творчества, перенять чужой опыт. Разные конкурсы талантов, кстати, иногда помогают, а их сейчас очень много.
– Но ты же согласен, что ваши концерты были другие? В них было больше юмора, экстрима. Разве с этой точки зрения студвесна не переживает тяжелое время?
– Вообще нет. Мне кажется, что каждому жанру, каждой теме, каждому номеру нужно свое время. Сегодня наши старые номера были бы настолько неактуальные и несмешные, что нас бы просто не поняли. Хотя, может быть, с юмором, как и с модой – все старое возвращается в тренд.
– А как насчет кризиса жанров? Я сейчас в первую очередь хочу поговорить о СТЭМе. После объединения в университете о нем, конечно, не забыли, но внимания жанру стало явно меньше.
– В мое время СТЭМа как такового в университете вообще не было. Понимаешь, у всех свои традиции. У СамГУ в почете был КВН и фестивали, у СГЭУ – и КВН, и фестивали, но «экономисты» еще на буффонады внимание обращали, а в СГАУ – СТЭМ. И это все одна ипостась. Тем более что эстрадные миниатюры в той или иной форме интегрированы в любое шоу, хотя, конечно, СТЭМщики делают это смешнее всех.
– Разве юмор – это важно для студенческой весны? Мне почему-то так не кажется.
– На юморе вообще все завязано. Это один из столпов качественного и зрелищного шоу. Пусть на «веснах» не всегда есть место целым номерам, но в качестве маленьких сценок, конферансов, хорошей актерской игры юмор должен присутствовать. Как минимум потому, что юмор – это самая трудоемкая часть написания программы, его сложнее всего не только репетировать, но и продумывать и прописывать. Юмор – это и есть самое настоящее творчество.
– Как только поднимается тема юмора, необходимо задуматься о цензуре. Какой она должна быть в случае студенческой весны и должна ли быть вообще?
– Думаю, что каждый случай должен быть рассмотрен индивидуально, но, на мой взгляд, есть темы, вокруг которых шутить вообще нельзя: болезни, войны, смерть. По крайней мере, они точно не для студенческих весен. Во всем остальном – танцы, демонстрация жизненной позиции, наряды – студенты должны руководствоваться внутренней цензурой. Но мы должны понимать, что студенчество и молодость – это всегда вызов, поэтому внутренней цензуре конкретного человека не всегда можно доверять.
– У меня остался всего один вопрос, но сначала я бы хотел добавить от себя комментарий. «Студенческая весна» – мероприятие грандиозное, но, по моему мнению, формальное. Из года в год студенты занимаются самодеятельностью, доля профессионалов, которые помогают ставить достойные номера, минимальна. Какое это творчество? Я понимаю труд сценаристов и организаторов, но основная масса... Кстати, об организаторах. Я наслышан о такой проблеме, что на некоторых факультетах «старички» фактически монополизировали работу над «весной» и просто не подпускают новичков. А еще «весну» частенько используют в качестве оправдания за пропущенные занятия – на протяжении четырех лет лично являлся свидетелем. Могу еще долго критиковать, но вопрос будет следующим – как это изменить?
– Все очень просто. Главное – это идея. Студенты должны творить ради идеи, ради того, чтобы было весело и интересно, ради зрителей, ради самого процесса. Как только всплывают коммерческие интересы, желание оправдать себя, формальный подход, сразу заканчивается творчество. Понимаешь, смысл КВНа, «Студенческой весны» и любой самодеятельности не в том, чтобы доказать всем, что ты круче всех, или освободить себя от занятий, а в том, чтобы загрузить себя по максимуму. Чем больше ты загружен, тем больше успеваешь, тем больше у тебя знаний и опыта. Я точно знал, что в будущем мне этот опыт пригодится. Так оно и оказалось.
– Ну что же, Руслан, спасибо тебе за это интервью! Надеюсь, что и я, и читатели увидят тебя на «Студенческой весне» Самарского университета в 2018 году. Может быть, в очередной раз в составе жюри?
– Насчет жюри не знаю, но в качестве зрителя точно не откажусь присутствовать. Если мест в зале не будет хватать, сяду в проходе на ступеньки, как в старые добрые времена, вспомню атмосферу!
Юрий Злобин
Фото представлено Русланом Минутдиновым