В Самарском университете в присутствии расширенной комиссии прошла защита выпускных квалификационных работ слабослышащих студентов. Это первый выпуск уникальных специалистов подобного профиля в масштабе региона.
В течение пяти лет студенты обучались по программе "Психология и социальная педагогика" направления "Психолого-педагогическое образование" Самарского университета. Высшее образование получили 22 студента с различной степенью нарушения слуха — от слабослышащих до глухих. Средний возраст людей в группе — 33 года. Студенты получали высшее образование уже имея за плечами среднее общее и среднее профессиональное.
В процессе обучения преподаватели учитывали психофизиологические и индивидуально-личностные особенности студентов, степень слухового восприятия, нарушение внятности произношения, трудности в понимании научного материала. Занятия проходили в специально оборудованной лаборатории инклюзивных технологий, где наравне с преподавателями работали квалифицированные сурдопереводчики, чья компетенция позволяла донести до слабослышащих студентов суть сложных терминов.
В своих дипломных работах выпускники анализировали актуальные социально-психологические вопросы и их влияние на людей с нарушениями слуха. Общая тенденция: проблемы, усугубленные этим фактором, проявляются еще острее. Также студенты исследовали темы дефицита общения у пожилых людей и, как следствие появление депрессии, развитие коммуникативных способностей и развитие творческих способностей у подростков, оказание социально-педагогической помощи приемным родителям, взявшим на попечение слабослышащего ребенка и другие вопросы.
Помимо преподавателей университета уровень работ выпускников, перспективность их исследований и возможность применения на практике оценивали руководитель департамента семьи, опеки и попечительства Самары Светлана Найденова, ведущий специалист управления реализации общеобразовательных программ министерства образования и науки Самарской области Ирина Мустафина, начальник отдела защиты прав граждан аппарата Уполномоченного по правам человека в Самарской области Алексей Исполатовский, а также проректор по учебной работе Самарского университета Андрей Гаврилов.
"Мы возьмем на заметку Ирину Пестонову, которая проводила исследования на тему социально-педагогической помощи приемным родителям, взявшим на попечение ребенка с нарушениями слуха. Очень важно, что она сама приемный родитель, и этот вопрос изучила как изнутри, так и снаружи. Хотелось бы, чтобы она работала в каком-то из социальных учреждений и вела раздел в Школе приемных родителей, делилась личным опытом и знаниями, полученными в университете", — подчеркнула руководитель департамента семьи, опеки и попечительства.
Полученные навыки выпускники уже применяют на практике, 85% из них трудоустроены и работают в центрах социального обслуживания населения, в школах-интернатах для детей с нарушениями слуха. Они оказывают психологическую и социально-педагогическую помощь, как детям, так и взрослым, испытывающим трудности в адаптации в повседневной жизни. Также выпускники смогут применять свои компетенции в учреждениях культуры. Более того, они могут развивать новое для России направление — тьюторство (тьютор — посредник между учителем и ребенком). Подобные специалисты незаменимы в сфере инклюзивного образования. Тьютор помогает подопечному установить контакт с другими детьми, а здоровым детям своим примером показывает, как нужно относиться к людям с нарушениями и как им можно помогать.
"У нас есть опыт работы, налажен тесный контакт с областным сурдоцентром, наработаны методики взаимодействия со слабосышащими. Мы знаем, как и в какой форме подавать материал, разработали демонстрационные материалы, в целом организовать среду, позволяющую полноценно работать с людьми с самыми разными нарушениями здоровья — слабослышащими, слабовидящими, колясочниками, ребятами с ДЦП, с опорниками, — рассказала директор Центра инклюзивного образования Лариса Родина. — И мы видим результаты своей работы, наши выпускники успешно работают по профильному направлению. Учитывая, что потребность в тьюторах высока, а их, практически нигде не обучают, это направление очень перспективно. Есть даже такие, кто открывает свой бизнес и самореализуется, это значит, что они были успешно подготовлены к выполнению сложных задач".
Для справки
Уникальный для губернии проект стартовал в 2013 году по инициативе тогда еще главы Самары Дмитрия Азарова. Финансирование осуществлялось в рамках долгосрочной целевой муниципальной программы по проблемам инвалидов "Самара — наша жизнь" на 2012 — 2016 годы", пролонгированной до 2018 года. Обучением слабослышащих студентов занимались преподаватели кафедры "Управление человеческими ресурсами" и сотрудники Центра инклюзивного образования Самарского университета.