федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Подфак "на удаленке"

Подфак "на удаленке"

Самарский университет

Более 100 иностранных студентов готовы к поступлению в Самарский университет и другие вузы России

Стефанский Евгений центр довузовской подготовки противодействие COVID-19 абитуриентам
30.06.2020 1970-01-01
Торжественного вручения сертификатов иностранным выпускникам Центра довузовской подготовки в этом году из-за карантина провести не удалось. Тем не менее 102 выпускника Центра из стран Азии, Африки и Латинской Америки уже сдают вступительные экзамены в Самарский университет и другие вузы страны.

Об итогах года мы беседуем с директором Центра довузовской подготовки доктором филологических наук Евгением Стефанским.


- Этот учебный год запомнился вам и вашим коллегам, конечно же, переходом на удаленное обучение?
- "Удаленка" - лишь одно и далеко не главное событие года. Прежде всего впервые количество наших выпускников перевалило за сотню. Когда мы начинали, их было едва за 30. Изменились и интересы наших слушателей. Если в прошлые годы лишь несколько ребят выбирали не инженерные, а гуманитарные факультеты, то в этом году мы реализовали шесть образовательных программ. Кроме инженерных групп, у нас были филологическая, социально-гуманитарная (где занимались будущие специалисты в международных отношениях и политологии), экономическая, биологическая и медицинская группы. Это потребовало не только приглашения преподавателей истории, обществознания, биологии и химии, но и принципиальной перестройки преподавания русского языка: ребята должны были овладеть терминологией и речевыми моделями соответствующих наук.
"Удаленка" не застала нас врасплох. У всех учебных групп с первых дней были созданы чаты для передачи оперативной информации, учебных материалов, внеаудиторных консультаций. После объявления карантина нам оставалось только выбрать программу для видеоконференций и найти оптимальное сочетание онлайн и офлайн-занятий.

- Какие же формы работы удалось придумать?
- Прежде всего мы создали группу "Наш подфак" на "Фейсбуке". В ней аккумулировались все учебные материалы: упражнения, презентации, видеоуроки. Ребята пользовались материалами, которые подготовил не только преподаватель их группы, но и другие преподаватели. Офлайн-уроки тоже были разными по форме: кто-то снимал видеоурок, кто-то готовил презентацию и сопровождал ее аудиофайлом с объяснением. Для проведения тренировочных и контрольных тестов использовались google-формы. Ну, и плюс занятия в видеоконференциях.

- Из-за карантина, видимо, пришлось перестраивать программу адаптации?
- Практически нет. Под адаптацией мы понимаем знакомство наших слушателей с университетом, Самарой, страной. Причем все это интегрировано в учебный процесс. Прежде чем отправиться на экскурсию по Самаре, мы читаем и пересказываем с ребятами соответствующие тексты, знакомим с городом через презентации. Еще до ухода на "удаленку" большинство наших студентов побывало на экскурсиях по городу и в музеях университета. В апреле у нас обычно проходит серия киноуроков: ребята, получив "расшифровку" текстов, смотрят документальные и художественные фильмы об авиации и космонавтике. В этот раз они смотрели их самостоятельно на ютубе, получая в офлайне необходимые комментарии преподавателей. Зато в рамках видеоконференций осталось больше времени для обсуждения фильмов, что, конечно же, способствовало развитию речи наших подопечных.

- Появились ли в этом году на подфаке студенты из новых стран и регионов?
- Пожалуй, нет. Можно сказать о достаточно многочисленных национальных диаспорах. Как обычно, очень сильные и целеустремленные магистранты из Китая, аспиранты из Ирака. В прошлые годы были отдельные яркие личности из Индонезии, а в этом году их было много. Индонезийские студенты готовились к поступлению не только на инженерные, но и гуманитарные направления подготовки. Целая группа индонезийских магистрантов, специализирующихся по международным отношениям и по филологии, отправилась на дальнейшее обучение в Казанский университет. Думаю, что установление партнерских связей с университетами Индонезии способствовало бы появлению в нашем университете талантливых и мотивированных студентов.
Еще одна большая диаспора – студенты из Туркменистана. При том, что этих ребят отличала хорошая учебная дисциплина, им порой не хватало базовых школьных знаний. Мне кажется, что, выстраивая систему привлечения на учебу талантливых ребят из стран СНГ, нам стоило бы пойти по пути заключения партнерских отношений с лучшими школами в этих бывших советских республиках. Возможно, имеет смысл открыть в этих школах спецклассы, назвав их, например, "королёвскими". А, используя накопленный опыт дистанционных занятий, к урокам в таких классах в режиме онлайн могли бы подключаться преподаватели университета. Тогда на подфаке и в университете появятся ребята с более серьезными базовыми знаниями.

- Как вы думаете использовать опыт "удаленки" в дальнейшем?
- Прежде всего хочу сказать, что никакие технологии не смогут заменить живого общения со студентами, особенно при изучении иностранного языка. Поэтому я и мои коллеги, конечно же, с нетерпением ждем нового набора и возможности непосредственного общения с нашими подопечными в аудиториях университета. А накопленный банк учебных материалов можно успешно использовать для самостоятельной работы студентов.
Вместе с тем во многих столичных вузах уже созданы платформы "цифровых подфаков", рассчитанные на то, чтобы иностранец готовился к поступлению в российский вуз, находясь у себя в стране. Такую платформу решено создавать и у нас, чем мы планируем заняться в новом учебном году.