Ученые Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П.Королёва разработали линейку универсальных виброопор, которые могут применяться в технике самых различных отраслей — железнодорожной, нефтехимической, энергетической, в машино- и судостроении. Средства защиты человека и техники от вредного влияния вибрации изготовлены из материала МР (металлорезина) — особо прочного и при этом эластичного материала, первоначально разработанного учеными университета для использования в космосе.
"Спроектирована линейка из четырех видов виброопор различной грузоподъемности — от 300 кг до 4 тонн. Опоры универсальные, и их можно будет использовать не только в железнодорожной технике, но и в машиностроении, судовой промышленности, нефтяной отрасли, энергетической и в других сферах. Применение уникального материала МР, созданного и запатентованного учеными Самарского университета, позволяет обеспечить высокие требования по надежности виброопор. Изначально он был разработан для космических аппаратов, а эксплуатация в космосе подразумевает экстремальные нагрузки — это и радиация, и вакуум, и агрессивные среды, и интенсивные динамические нагрузки, высокие и низкие температуры. Проверка космосом — лучшее практическое доказательство надежности материала МР", — подчеркнул заместитель главного конструктора отраслевой научно-исследовательской лаборатории вибрационной прочности и надежности авиационных изделий (ОНИЛ-1) Самарского университета Данила Давыдов.
По словам ученого, идея создания универсальной линейки опор выросла из ряда совместных проектов ОНИЛ-1 и "Группы Синара". В 2018 году лаборатория Самарского университета поставила первую опытную партию виброопор из металлорезины для новых отечественных локомотивных дизелей ДМ-185 по заказу холдинга "Синара-Транспортные Машины" (СТМ, входит в "Группу Синара"). Испытания опытной партии виброопор, прошедшие в 2019 году на Уральском дизель-моторном заводе, подтвердили их высокую эффективность и надежность. На проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию линейки универсальных виброопор был выделен грант в рамках региональной программы "Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области".
Для справки
Вибрация, сопровождающая работу различного оборудования, ощутимо влияют на качество и надежность работы как отдельных узлов, так всего устройства. Использование систем вибрационной защиты способно не только в разы продлить срок службы сложного и дорогостоящего оборудования, но и сделать его эксплуатацию более безопасной и комфортной для человека. Поэтому фундаментальные и прикладные исследования в этой области все более востребованы во многих отраслях машиностроения — при производстве транспортного, энергетического, автомобильного, металлургического и нефтехимического оборудования, а также узлов космических аппаратов. Основы научно-практической школы динамики и виброакустики машин заложены в Самаре (Куйбышеве) более полувека назад, сегодня она входит в число наиболее авторитетных в мире и является брендом Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королёва.
Материал МР (металлический аналог резины) — уникальный материал, который изначально был разработан учеными университета для демпфирования различных узлов на космических аппаратах. Он может успешно применяться в условиях интенсивных динамических нагрузок и агрессивных сред, при экстремально высоких и низких температурах. Секрет материала МР заключается в особой технологии плетения и прессования спиральных металлических нитей разного диаметра. В 2013 году на борту Международной космической станции был установлен тренажерный комплекс с системой виброизоляции из самарской металлорезины.
Фото: Наталия Орлова