федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Базис и надстройка бизнес-образования

Базис и надстройка бизнес-образования

Самарский университет

Интервью исполнительного директора института экономики и управления Любови Выборновой

студенту сотруднику институт экономики и управления Интервью развитие Стартап-центр Выборнова Любовь Полет (газета) бортжурнал
02.10.2020 2020-10-12
О том, какие изменения ждут институт экономики и управления, рассказывает его новый исполнительный директор Любовь Выборнова.

На пути к предпринимательскому вузу
 
– Любовь Алексеевна, какой вы видите роль института экономики управления в структуре Самарского университета? Какие цели и задачи вы ставите?

– Мы хотим стать для университета центром компетенций по технологическому предпринимательству. В прикладном смысле роль института должна выражаться в коллаборации с инженерными и социально-гуманитарными научно-образовательными подразделениями, помощи в коммерциализации их разработок. Поэтому нам передан стартап-центр и технопарк. На их основе мы создаём общеуниверситетский центр инноваций, который также будет включать бизнес-акселератор.

Важно как можно скорее выработать единую стратегию создания и развития МИПов, активизировать проектную деятельность в научно-образовательной среде, привлекать к инновационной деятельности студентов и молодых учёных.

– А каковы ваши ближайшие приоритеты?

– Развитие бизнес-образования. На его основе мы сможем запустить в университете инновационную предпринимательскую деятельность, поставить её на поток. По сути, сейчас идёт разработка последовательной программы выращивания стартапов в Самарском университете.

В решении этой задачи мы сосредоточились на двух взаимосвязанных проектах: перезагрузке стартап-центра университета и запуске программы переподготовки "Технологическое предпринимательство".

Основная задача программы в том, чтобы на выходе студент защитил диплом в форме стартапа. Мы её предложим бакалаврам и специалистам 2 и 3 курсов без ограничений по направлениям подготовки, всем – от химиков до филологов.

Вести занятия будут как приглашённые профильные эксперты, так и преподаватели университета. Основная роль в программе отводится модераторам проектных команд. Привлечём выпускников программы дополнительного образования "Основы модерации проектных команд", которую мы повторно запускаем в начале октября. Эта методика показала себя хорошо зимой на Всероссийской школе "Инженерное лидерство". Тогда в составе 18 команд работали 127 студентов из 65 вузов России.

– Как в этой связи будет организована работа стартап-центра?

– Думаю, она будет организована более системно. Хочется уйти от формата площадки для проведения разрозненных мероприятий и прийти к последовательной работе в рамках обучающих курсов, которые открывали бы студентам и молодым учёным возможность формировать и развивать проектные команды. Будет запущена цепочка взаимосвязанных программ, которые позволят ребятам сформировать такую команду, сгенерировать идею и дальше её выращивать до тех моментов, когда результаты совместного труда могут рассчитывать на получение финансирования. Выпускник программы "Технологическое предпринимательство" будет готов к конкурсу УМНИК, а это реальная возможность получить первые средства на создание прототипа.

Стартап-центр уже сейчас тесно взаимодействует с субъектами инновационной среды региона, а также с "Точкой кипения", разрабатывает образовательные программы, формирует собственное экспертное сообщество, тестирует свои проекты на всероссийских форумах и сетевых мероприятиях, посвящённых трансферу знаний и технологий, коммерциализации разработок.

– Правильно ли я понимаю, что институт экономики и управления будет заточен на сферу бизнес-образования?

– Не совсем. В приоритете развитие широкого портфеля программ на всех уровнях высшего образования и дополнительных образовательных программ – конкурентоспособных образовательных продуктов, нацеленных на формирование предпринимательских и управленческих компетенций.

Сейчас есть общемировой тренд – все ведущие университеты стремятся к модели "Университет 3.0", или предпринимательского вуза. Выпускники такого университета способны создавать собственный технологический бизнес или проектные команды, встраиваемые в существующие технологические компании, доходы от которых в своей совокупности превышают валовой региональный продукт или даже ВВП страны. Вопрос, какие компетенции здесь необходимы и кто сможет их давать.

В моём видении, такие выпускники-предприниматели вырастают не просто из студента института экономики и управления или студента инженерного или социально-гуманитарного направления. Это выпускник, который помимо своих базовых компетенций, обладает хорошим бизнес-образованием. То есть бизнес-образование, в моём понимании, – это надстройка над базовым образованием, формируемая в рамках дополнительного образования – коротких и среднесрочных программ, заточенных под технологическое и социальное предпринимательство. Думаю, что первыми слушателями нашей бизнес-школы станут студенты, которые хотят получить предпринимательские компетенции.

Индивидуальные образовательные траектории

– Какова политика института в области основных образовательных программ?

– Мы собираемся внедрять новейшие образовательные технологии и переходить на проектное обучение с включением работодателей и других сетевых партнёров в образовательный процесс.

Мы хотели бы идти по модели "открытых инноваций", включать в программы лучшие педагогические практики и результаты научных исследований и разработок ведущих учёных России и мира. Для этих целей объявили и провели конкурс перспективных образовательных программ высшего образования с участием экспертов от реального рынка труда и бизнеса: компаний Nestlе, Robert Bosch, Мегафон, АО "АВТОВАЗ", Сибинтек, REG. RU, АО "Альфа-Банк" и других.

Если говорить о разрабатываемой модели экономического и управленческого образования на уровне бакалавриата, то это базовое образование, включающее формирование у выпускника навыков математического моделирования социально-экономических процессов, цифровых компетенций, создания социальных инноваций и глубокую языковую подготовку. Профилизация – бизнес-аналитика, международный бизнес, HR-аналитика, финансы и кредит, маркетинг, электронная коммерция и тому подобное – будет реализовываться через индивидуальную траекторию, в том числе с помощью краткосрочных образовательных программ, реализуемых совместно с организациями-работодателями.

Наша модель экономического и управленческого образования на уровне магистратуры предполагает переход на проектное обучение и постановку цели и задач проекта на этапе старта программы, распределение студентов по командам, их модерацию. Каждая дисциплина или образовательный модуль будет обеспечивать продвижение команды в развитии её проекта. В дисциплины и модули встраиваются лекции ведущих учёных и преподавателей-практиков, в том числе приглашённых. Такая структура образовательной программы позволит выпускникам магистратуры осуществлять трансформацию бизнес-процессов действующих организаций, запускать собственный бизнес, создавать стартапы.

Важным шагом в развитии института станет мультидисциплинарность, мы преодолеваем границы института экономики и управления в создании образовательных продуктов. Примером являются программа бакалавриата "Экономика и управление на высокотехнологичных предприятиях" и англоязычная программа магистратуры "High-Technology Business Management", которые мы разрабатывали и реализуем совместно с институтом двигателей и энергетических установок. Выпускник программы обладает как компетенциями в экономике и управлении, так и необходимыми навыками и знаниями в сфере прорывных технологий.

Мультидисциплинарность требует новых финансовых моделей, которые бы заинтересовали институты и внешних партнёров разрабатывать совместные программы.

Экспертное мнение

– Как вы планируете строить научную работу в институте?

– Самарский университет им. Королёва широко известен своими школами математического моделирования в сфере бизнес-процессов и экономики инноваций. Ещё одно направление, которое формируется в недрах института последние годы, – экономика устойчивого развития. Оно может стать основой для будущего уникального научного направления.

Зимой 2020 года научным руководителем института стал Габибулла Рабаданович Хасаев, который создаёт на нашей площадке направление экономики регионального развития. По его инициативе в мае этого года был сформирован научно-исследовательский институт стратегий и региональной конкурентоспособности. Мы развиваем отношения с министерством экономического развития Самарской области. Одна из задач – стать ведущим экспертным центром для региона, в том числе в части разработки стратегий и программ социально-экономического развития. Первые НИР в этом направлении уже ведутся. Сейчас мы исследуем инновационную активность предприятий Самарской области – почему они вкладывают или не вкладывают средства в собственное развитие. Мы готовим пакет рекомендаций: какие инструменты могут быть наиболее эффективны для стимулирования этих процессов.

Самарский университет может предоставить уникальную широкую и комплексную, а значит, более полную экспертизу в различных сферах социально-экономического развития. Это конкурентное преимущество университета важно, например, при разработке инвестиционной стратегии региона.

Также мы ведём переговоры с научно-образовательными подразделениями университета для реализации проектов по исследованию рынков и оценке коммерциализуемости разработок учёных университета.

– Каким вы видите институт через пять, десять лет?

– Значимым, узнаваемым в стране, определяющим развитие региона, способствующим коммерциализации внутренних и внешних разработок, обеспечивающим трансфер знаний и технологий, вывод новых продуктов на международные рынки.

Думаю, что весь институт экономики и управления превратится в один гринфилд, так как я ставлю перед собой задачу уйти от традиционных научно-образовательных форматов.

Елена Памурзина