федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Сергей Горяинов: "Наука не может быть  скучной"

Сергей Горяинов: "Наука не может быть скучной"

Самарский университет

Состоялся пилотный запуск программы "Nanотехнологии в "Артеке"

Полет (газета) бортжурнал сотруднику студенту абитуриентам Роснано АКВИЛ Артек Горяинов Сергей управление по формированию контингента
28.12.2020 2020-12-28
В ноябре в Международном детском центре "Артек" в рамках 15-й смены "От идеи к достижению", во время которой проводилось апробирование образовательной программы Регионального ресурсного центра (РРЦ) "Лаборатория инноваций и технопредпринимательства". Курс является совместной разработкой Фонда инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) Группы Роснано, Самарского университета имени Королёва и Центра молодёжного инновационного творчества "Аквил". Кульминацией программы стал "Фестиваль науки и предпринимательства" с яркими физическими опытами, конструкторским бюро под открытым небом, кроссвордом о нанотехнологиях.
Особенность программы заключается в том, что в научно-исследовательскую деятельность в сфере естественных наук и нанотехнологий вовлекаются школьники, которые не проходили специального конкурсного отбора, но получили уникальную возможность поучаствовать в программах РРЦ.
"Мы хотим познакомить с миром нанотехнологий и естественных наук как можно большее число школьников, – говорит руководитель направления по дополнительному образованию детей и педагогов ФИОП Светлана Решетникова. – Именно для максимально широкого охвата детской аудитории мы создаём в "Артеке" ресурсный центр".
Идея уникальности программы отражена в визуальной концепции, разработанной Региональным ресурсным центром. В название интегрирована аббревиатура понятия Not A Number. NaN – особое состояние числа с плавающей запятой, одно из свойств которого заключается в том, что NaN не равен ни одному другому значению (даже самому себе).
"Наша программа нацелена на популяризацию сложных и одновременно необходимых для развития различных технологических областей направлений, относящихся к сфере деятельности Группы Роснано. И чем раньше дети получат в интересной, увлекательной форме образовательные навыки, тем им будет проще настроить свою профориентацию в будущем, – уверен Сергей Горяинов, начальник управления формирования и сопровождения контингента Самарского университета. – Для школьников это первый шаг к формированию профессиональных компетенций, к пониманию того, что им будет интересно в жизни".
Участниками программы стали дети 12–17 лет. По результатам тестирования все учащиеся были распределены между тремя группами, каждая из которых осваивала свою образовательную программу.
"Естественные науки" формирует базовое представление о сфере нанотехнологий, наносистемах в природе, продуктах наноиндустрии, используемых в повседневной жизни.
"Зелёная энергия" направлена на углубление знаний о сфере нанотехнологий и смежных с ней высокотехнологичных отраслях, а также об альтернативных способах получения энергии.
"Аддитивные технологии" направлена на развитие у обучающихся интереса к техническим дисциплинам, вовлечение их в реальные процессы сборки и наладки сложного оборудования, получение инженерно-технических знаний и компетенций, стимулирование к творчеству и развитию через генерацию изобретательских и бизнес-идей.
"Нам подробно рассказали о работе 3D-принтера, как он собирается. Это безумно интересно. Думаю, что мы сможем потом собрать 3D-принтер даже в домашних условиях. Это потрясающе!" – делится артековец Юрий Игнатьев. Его поддерживает Полина Бочарова: "Здесь есть то, чего я не видела в школе. С первого занятия я узнала столько нового о самых последних открытиях в области химии!"
На фестивале науки и предпринимательства, которым завершилась апробация программы, финальную лекцию прочитал руководитель дирекции популяризации ФИОП Роснано Сергей Филиппов. Он призвал артековцев смелее смотреть на вызовы климатических изменений, проблему углеродного следа и будущее возобновляемой энергетики. Инженеры обязательно найдут ответы на угрозы человечеству. "За комфорт и удобство мы заплатили сложностью и скоростью нашего мира. Что это значит? Опираться на прошлое на таких скоростях становится ненадёжно, не получается предугадать, что нас ждёт. Единственный способ – смело конструировать будущее. А делать это можно, только понимая естественнонаучные законы мира", – предупредил Сергей Филиппов.
Некоторые участники программы всерьёз задумались о выборе профессии. "Захотелось стать космоинженером или попробовать себя в 3D-моделировании, – признался Иван Чепурнов. – Я интересуюсь аддитивными технологиями, мне кажется, благодаря 3D-печати в будущем можно даже дом распечатать по щелчку пальца. В "Артеке" на занятиях мы изучили принцип программирования 3D-принтеров. Раньше я считал, что это очень сложно. Но нам показали, что это может сделать каждый. Теперь я хочу дома собрать принтер или написать для него программу".
Для кого-то занятия в "Лаборатории инноваций и технопредпринимательства" стали ценным командным опытом. "Мы небольшой командой собрали каркас 3D-принтера! – рассказал Григорий Лютиков. – Я усидчивый, люблю конструировать, поэтому мне очень понравилось. И вообще вся программа Роснано очень интересная. Мне будоражит сознание, что есть что-то очень-очень маленькое, что даже в микроскоп невозможно увидеть, и что это может создать человек. Я ещё не знаю, кем стану. Но попробовать себя в инженерной стезе было очень интересно!"
Завершилась программа "Лаборатория инноваций и технопредпринимательства" игрой NANQUIZ. Участники игры отвечали на специализированные вопросы, рассчитывали формулы, отгадывали слова. 
 
Комментарий
Сергей Горяинов, начальник управления формирования и сопровождения контингента Самарского университета:

– Фестиваль науки прошёл динамично. Дети вынесут из него только позитивные эмоции, которые дальше помогут им осваивать сложные науки, сложные знания, которые мы им только показали. Тот заряд теплоты и солнца, который есть в "Артеке", ещё долго их будет сопровождать. И любые знания, которые к ним поступят, они будут воспринимать только позитивно.

Ребята познавали, что такое энергия, откуда она берётся, как она передаётся, как аккумулируется. А также многие другие вещи, связанные с экологией: например, почему нужно осваивать экологические типы энергии? Также у нас большой комплекс образовательных программ, связанных с мехатроникой и аддитивными технологиями, направленными на 3D-печать. Мы научили ребят собирать из достаточно простых подручных материалов такие принтеры. Я вас уверяю, что, может, через 10 лет в каждом доме будет подобный принтер, который сможет напечатать что угодно.