федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Пять образовательных программ Самарского университета готовятся к профессионально-общественной аккредитации

Пять образовательных программ Самарского университета готовятся к профессионально-общественной аккредитации

Самарский университет

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, проводимая Ассоциацией инженерного образования России (АИОР), предназначена для оценки качества программ подготовки специалистов по техническим направлениям и специальностям

18.03.2021 2021-03-18
Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, проводимая Ассоциацией инженерного образования России (АИОР), предназначена для оценки качества программ подготовки специалистов по техническим направлениям и специальностям в образовательных организациях высшего образования. Соответствие образовательных программ критериям оценки АИОР должно гарантировать их качество на уровне национальных и международных профессиональных стандартов и способствовать непрерывному совершенствованию образовательных программ.
Процедура аккредитации, разработанная АИОР с учетом мирового опыта оценки качества технического и инженерного образования, согласована с международными стандартами EUR-ACE Framework Standards for Accreditation of Engineering Programmes и IEA Graduate Attributes and Professional Competencies
Ассоциация инженерного образования России является членом ENAEE (European Network for Accreditation of Engineering Education) и авторизована на присвоение программам по итогам аккредитации в соответствии с  критериями Европейского знака качества инженерного образования EUR-ACE® Label c занесением программ в международные регистры ENAEE  и FEANI (Fédération Européenne d’Associations Nationales d’Ingénieurs). Выпускники образовательных программ, аккредитованных АИОР с EUR-ACE® Label, имеют преимущества при получении звания "Европейский инженер" (EurIng) и European ENGCard
Самарским университетом на профессионально-общественную аккредитацию заявлены следующие основные профессиональные образовательные программы высшего образования (ОПОП ВО):
- от института ракетно-космической техники – программа "Пилотируемые и автоматические космические аппараты и системы";
- от института двигателей и энергетических установок – программы "Проектирование авиационных двигателей и энергетических установок" и "Мехатронные и робототехнические комплексы";
- от института авиационной техники – программы "Организация перевозок и управление на воздушном транспорте" и "Самолетостроение".
ОПОП ВО "Пилотируемые и автоматические космические аппараты и системы", реализуемая по направлению подготовки 24.05.01 Проектирование, конструирование и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов.
Главной целью ОПОП ВО является подготовка высококвалифицированных специалистов, которые после завершения освоения ОПОП ВО:
– имеют фундаментальную подготовку в областях науки и техники, связанных с проектированием и функционированием объектов ракетно-космической техники, позволяющую, кроме основной области профессиональной деятельности, плодотворно трудиться и в смежных областях, непосредственно не связанных со сферой профессиональных компетенций;
– обладают навыками, создающими условия для интегрирования в современное общество, для развития общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, обеспечивающих социальную мобильность и устойчивость на рынке труда и позволяющих успешно работать в избранной сфере деятельности; 
– способны развивать полученные знания и навыки в соответствии с современными и перспективными требованиями к специалистам;
– способствуют развитию научно-технического потенциала региона и страны на протяжении длительного времени после завершения обучения.
Результатами обучения по ОПОП ВО являются  способности:
- собирать, обрабатывать, анализировать и обобщать передовой отечественный и зарубежный опыт в области ракетно-космической техники (РКТ) и технологии, выполнять анализ состояния и перспектив развития РКТ с учетом экономических, технологических, экологических и других ограничений;
- осуществлять математическое и физическое моделирование процессов и условий функционирования изделий РКТ; 
- проводить объемно-массовый анализ разрабатываемых изделий, разрабатывать компоновку и конструктивно-силовую схему объектов РКТ, разрабатывать план проведения экспериментальных исследований, выбирать режимы проведения испытаний и регистрирующую аппаратуру, обрабатывать результаты и формулировать выводы;
- организовывать работу подразделения по разработке и выпуску технической документации на спроектированное изделие;
- разрабатывать оснастку и технологические процессы изготовления элементов, входящих в состав изделий РКТ, их испытаний и сборки, принимать участие в фундаментальных и прикладных исследованиях по решению проблем, возникающих при изготовлении объектов РКТ;
- работать в информационно-коммуникационном пространстве, проводить твердотельное компьютерное моделирование, прочностные, динамические, тепловые и другие расчеты с использованием современных программных средств и информационных технологий;
- планировать и осуществлять профессиональную деятельность с учетом социально-политических и экономических аспектов, вопросов устойчивого развития и безопасности труда, правовой защиты интеллектуальной собственности с использованием действующих нормативно-правовых документов;
- понимать ответственность за результаты инженерной деятельности, нормы профессиональной этики, необходимость систематического повышения квалификации и самостоятельного обучения, самостоятельно или в составе группы вести научный поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового знания.
ОПОП ВО "Мехатронные и робототехнические комплексы", реализуемая по направлению подготовки 15.03.04 "Автоматизация технологических процессов и производств".
Главной целью ОПОП ВО является подготовка высококвалифицированных специалистов, которые: 
- имеют объективные знания и практические навыки в области проектирования систем автоматизации технологических процессов и производств  при решении комплексных инженерных проблем приоритетных и инновационных направлений развития мехатронных и робототехнических комплексов страны в условиях новых глобальных вызовов;
- обладают навыками, создающими условия для приобщения к современному обществу, а также для развития общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компе-тенций, обеспечивающих социальную мобильность и устойчивость на рынке труда и позво-ляющих успешно работать в избранной сфере деятельности; 
- смогут способствовать развитию научно-технического потенциала региона и страны; 
- способны развивать полученные знания и навыки в соответствии с современными и перспективными требованиями к специалистам. Подготовлены для получения послевузов-ского профессионального образования.
Результатами обучения по ОПОП ВО являются:
- способность использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности;
- способность использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах;
- способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
- способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
- способность к самоорганизации и самообразованию;
- способность использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности;
- способность поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;
- готовность пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
- способность использовать основные закономерности, действующие в процессе изготовления продукции требуемого качества, заданного количества при наименьших затратах общественного труда;
- способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;
- способность использовать современные информационные технологии, технику, прикладные программные средства при решении задач профессиональной деятельности;
- способность участвовать в разработке обобщенных вариантов решения проблем, связанных с автоматизацией производств, выборе на основе анализа вариантов оптимального прогнозирования последствий решения;
- способность участвовать в разработке технической документации, связанной с профессиональной деятельностью;
- способность собирать и анализировать исходные информационные данные для проектирования технологических процессов изготовления продукции, средств и систем автоматизации, контроля, технологического оснащения, диагностики, испытаний, управления процессами, жизненным циклом продукции и ее качеством; участвовать в работах по расчету и проектированию процессов изготовления продукции и указанных средств и систем с использованием современных информационных технологий, методов и средств проектирования;
- способность выбирать основные и вспомогательные материалы для изготовления изделий, способы реализации основных технологических процессов, аналитические и численные методы при разработке их математических моделей, методы стандартных испытаний по определению физико-механических свойств и технологических показателей материалов и готовых изделий, стандартные методы их проектирования, прогрессивные методы эксплуатации изделий;
- готовность применять способы рационального использования сырьевых, энергетических и других видов ресурсов, современные методы разработки малоотходных, энергосберегающих и экологически чистых технологий, средства автоматизации технологических процессов и производств;
- способность участвовать в постановке целей проекта (программы), его задач при заданных критериях, целевых функциях, ограничениях, разработке структуры его взаимосвязей, определении приоритетов решения задач с учетом правовых и нравственных аспектов профессиональной деятельности, в разработке проектов изделий с учетом технологических, конструкторских, эксплуатационных, эстетических, экономических и управленческих параметров, в разработке проектов модернизации действующих производств, создании новых, в разработке средств и систем автоматизации, контроля, диагностики, испытаний, управления процессами, жизненным циклом продукции и ее качеством в соответствии с техническими заданиями и использованием стандартных средств автоматизации расчетов и проектирования;
- способность участвовать в разработке (на основе действующих стандартов и другой нормативной документации) проектной и рабочей технической документации в области автоматизации технологических процессов и производств, их эксплуатационному обслуживанию, управлению жизненным циклом продукции и ее качеством, в мероприятиях по контролю соответствия разрабатываемых проектов и технической документации действующим стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам;
- способность проводить диагностику состояния и динамики производственных объектов производств с использованием необходимых методов и средств анализа;
- способность аккумулировать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт в области автоматизации технологических процессов и производств, автоматизированного управления жизненным циклом продукции, компьютерных систем управления ее качеством;
- способность участвовать в работах по моделированию продукции, технологических процессов, производств, средств и систем автоматизации, контроля, диагностики, испытаний и управления процессами, жизненным циклом продукции и ее качеством с использованием современных средств автоматизированного проектирования, по разработке алгоритмического и программного обеспечения средств и систем автоматизации и управления процессами;
- способность проводить эксперименты по заданным методикам с обработкой и анализом их результатов, составлять описания выполненных исследований и подготавливать данные для разработки научных обзоров и публикаций;
- способность составлять научные отчеты по выполненному заданию и участвовать во внедрении результатов исследований и разработок в области автоматизации технологических процессов и производств, автоматизированного управления жизненным циклом продукции и ее качеством;
- способность участвовать: в разработке программ учебных дисциплин и курсов на основе изучения научной, технической и научно-методической литературы, а также собственных результатов исследований; в постановке и модернизации отдельных лабораторных работ и практикумов по дисциплинам профилей направления; способностью проводить отдельные виды аудиторных учебных занятий (лабораторные и практические), применять новые образовательные технологии, включая системы компьютерного и дистанционного обучения.
ОПОП ВО "Проектирование авиационных двигателей и энергетических установок", реализуемая по направлению подготовки 24.03.05 Двигатели летательных аппаратов.
Целями ОПОП ВО являются:
- приобретение выпускником объективных знаний и практических навыков в области проектирования авиационных двигателей и энергетических установок;
- применение выпускником творческого подхода и проявление независимости мышления при решении комплексных инженерных проблем в области проектирования авиационных двигателей и энергетических установок в условиях новых глобальных вызовов;
- желание выпускника работать по приоритетным и инновационным направлениям развития авиадвигателестроения страны, проявляя профессионализм в решении задач исследования, проектирования, производства и эксплуатации технических объектов и систем для достижения лидирующих позиций в области высоких технологий;
- формирование высокодуховных и интеллектуальных личностных качеств выпускника, способствующих его вхождению в инженерную элиту, и повышающих конкурентоспособность в аэрокосмическом кластере;
- стремление и способность выпускника к непрерывному образованию, саморазвитию и совершенствованию в выбранной профессиональной сфере.
Результатами обучения по ОПОП ВО являются:
- способность владеть культурой мышления, обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения;
- способность использовать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, государству, окружающей среде, основные закономерности и формы регуляции социального поведения, права и свободы человека и гражданина при разработке технических проектов;
- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
- способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
- готовность самостоятельно стремиться к выстраиванию и реализации перспективных линий интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования;
- способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков;
- способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, анализировать геополитические, социально-значимые проблемы и процессы;
- способность творчески применять основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;
- способность осознавать сущность и значение информации в развитии современного общества; владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;
- способность владеть навыками работы с компьютером как средством управления и получения информации;
- способность применять прикладные программные средства при решении практических задач;
- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
- способность общаться в устной и письменной формах на одном из иностранных языков;
- готовность организовывать свою жизнь в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни;
- способность владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
- способность применять методы рационального использования сырьевых, энергетических и других видов ресурсов в процессе отработки и последующего изготовления и эксплуатации двигателей летательных аппаратов;
- способность владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, быть готовым к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;
- способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;
- готовность принимать участие в разработке эскизных, технических и рабочих проектов изделий и технологических процессов;
- способность проводить мероприятия по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, контролировать соблюдение экологической безопасности проводимых работ;
- способность подготавливать исходные данные для выбора и обоснования научно-технических и организационных решений на основе экономических расчётов;
- способность обеспечивать кооперацию между предприятиями различного профиля в процессе разработки летательных аппаратов;
- способность принимать участие в работах по расчету и конструированию отдельных деталей и узлов двигателей летательных аппаратов в соответствии с техническими заданиями и использованием стандартных средств автоматизации проектирования;
- способность разрабатывать рабочую проектную и техническую документацию, оформлять законченные проектно-конструкторские работы;
- способность проводить предварительное технико-экономическое обоснование проектных решений;
- способность составлять описание принципов действия и устройства проектируемых изделий и объектов с обоснованием принятых технических решений;
- способность принимать участие в разработке методических и нормативных документов по проектированию двигателей летательных аппаратов и проведении мероприятий по их реализации;
- способность разрабатывать маршрутные карты технологических процессов изготовления отдельных деталей и узлов двигателей и энергоустановок летательных аппаратов;
- способность выбирать основные и вспомогательные материалы, используемые при изготовлении двигателей летательных аппаратов;
- способность выбирать способы реализации основных технологических процессов при изготовлении двигателей летательных аппаратов;
- способность обеспечивать технологичность изделий в процессе их конструирования и изготовления, контролировать соблюдение технологической дисциплины при изготовлении изделий;
- способность принимать участие в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства новой продукции, проверять качество монтажа и наладки при испытаниях и сдаче в эксплуатацию новых образцов изделий, узлов и деталей летательных аппаратов;
- способность обеспечивать техническое оснащение рабочих мест с размещением технологического оборудования, принимать и осваивать вводимое оборудование;
- способность разрабатывать нормы выработки и технологические нормативы на расход материалов, заготовок, топлива и электроэнергии;
- способность составлять техническую документацию (графики работ, инструкции, сметы, планы, заявки на материалы и оборудование) и подготавливать отчетность по установленным формам.
ОПОП ВО "Организация перевозок и управление на воздушном транспорте", реализуемая по направлению подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов.
Целями ОПОП ВО являются:
- комплексная подготовка квалифицированных, конкурентоспособных профессионалов, способных к эффективному решению сложных прикладных транспортных задач, имеющих представление о синергетическом эффекте, возникающем в результате взаимодействия авиатранспортной и смежных отраслей, готовых к работе на транспортных и обеспечивающих предприятиях как воздушного, так и других видов транспорта;
- формирование у выпускников знаний и навыков в областях управления технической и коммерческой эксплуатацией систем воздушного и других видов транспорта, организации на принципах логистики рационального взаимодействия предприятий авиатранспортной и смежных отраслей, разработки и координации мероприятий по обеспечению безопасности и эффективности транспортных процессов;
- формирование личностных и профессиональных качеств, развитие творческого потенциала, способствующих адаптации выпускника к динамично меняющейся конъюнктуре транспортного рынка.
Результатами обучения по ОПОП ВО являются:
- готовность к организации логистической деятельности по пассажирским и грузовым перевозкам, в том числе, в смешанном сообщении, способностью к разработке рациональных технологических схем доставки пассажиров и грузов и осуществлению управления транспортными системами и процессами воздушного и других видов транспорта;
- способность применять знания технических и коммерческих характеристик подвижного состава и объектов инфраструктуры воздушного и других видов транспорта при решении задач эксплуатации транспортных систем, организации перевозок и управления на транспорте;
- способность к разработке, внедрению и использованию специализированных организационно-технологических схем, технических и технологических средств обслуживания транспортных процессов на воздушном и других видах транспорта;
- приобретение знаний в области функциональных возможностей современных стандартных и специализированных отраслевых информационно-коммуникационных систем и технологий и способностью к их использованию для осуществления, организации, планирования и управления технической и коммерческой эксплуатацией транспортных систем;
- приобретение знаний в области методов, инженерно-технических средств и систем обеспечения транспортной безопасности и способностью к разработке и внедрению организационных и технологических мер по обеспечению и повышению уровня комплексной безопасности на воздушном и других видах транспорта;
- способность к решению комплексных задач анализа и синтеза оптимальных транспортных процессов и систем воздушного и других видов транспорта;
- способность к проведению технико-экономического анализа с целью повышения эффективности деятельности и схем взаимодействия субъектов перевозочного процесса с участием воздушного транспорта;
- готовность планировать и осуществлять профессиональную деятельность с учётом социально-политических и экологических аспектов, вопросов устойчивого развития и безопасности труда, правовой защиты интеллектуальной собственности с использованием действующих нормативно-правовых документов;
- способность понимать ответственность за результаты инженерной деятельности, соблюдать нормы профессиональной этики, понимать необходимость систематического повышения квалификации и умения самостоятельно обучаться;
- способность поддерживать должный уровень физической подготовки, необходимый для полноценной профессиональной деятельности, а также - знаниями и навыками оказания первой медицинской помощи и методами защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.
ОПОП ВО "Самолетостроение", реализуемая по направлению подготовки 24.05.07 Самолето- и вертолетостроение.
Главной целью ОПОП ВО является подготовка высококвалифицированных специалистов, которые: 
- имеют фундаментальную подготовку в областях науки и техники, связанных с проектированием и производством объектов авиационной техники, позволяющую, кроме основной области профессиональной деятельности, плодотворно трудиться и в смежных областях, непосредственно не связанных со сферой профессиональных компетенций;
- обладают навыками, создающими условия для приобщения к современному обществу, а также для развития общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, обеспечивающих социальную мобильность и устойчивость на рынке труда и позволяющих успешно работать в избранной сфере деятельности; 
- cмогут способствовать развитию научно-технического потенциала региона и страны; 
- способны развивать полученные знания и навыки в соответствии с современными и перспективными требованиями к специалистам;
- подготовлены для получения послевузовского профессионального образования.
Результатами обучения по ОПОП ВО является способность:
- выполнять анализ состояния и перспектив развития авиастроительной отрасли с учетом ограничений в областях экономики, технологии, экологии и др;
- выполнять проектно-конструкторскую разработку современных самолётов различного целевого назначения и их составных частей;
- разрабатывать оснастку и технологические процессы изготовления деталей, узлов и агрегатов самолёта, их испытаний и сборки;
- работать в информационно-коммуникационном пространстве, проводят геометрическое моделирование, прочностные, динамические и тепловые расчеты с использованием современных программных средств и информационных технологий;
- разрабатывать рабочую техническую документацию и обеспечивать оформление законченных проектно-конструкторских работ;
- планировать и осуществлять профессиональную деятельность с учётом социально-политических и экологических аспектов, вопросов устойчивого развития и безопасности труда, правовой защиты интеллектуальной собственности с использованием действующих нормативно-правовых документов;
- понимать ответственность за результаты инженерной деятельности и соблюдение норм профессиональной этики, необходимость систематического повышения квалификации и умения самостоятельно обучаться;
- создавать и сопровождать документацию, необходимую для поддержки всех этапов жизненного цикла разрабатываемых изделий с использованием автоматизированных компьютерных технологий.
Экспертизу заявленных образовательных программ планируется провести с апреля по май 2021 года.
Учебно-методическое управление