1 июля 2021 года в президиуме Российской академии наук прошло совещание участников проекта "Базовые школы РАН".
В ходе пленарного заседания состоялось обсуждение текущих итогов реализации проекта и задач на предстоящий период, а также обмен эффективным управленческим опытом достижения целей проекта.
С приветственным словом к участникам обратились президент РАН академик Александр Сергеев и директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Евгений Семченко.
С докладом выступил начальник управления формирования и сопровождения контингента Самарского университета им. Королёва Сергей Горяинов.
В проекте "Базовые школы РАН", который реализуется с 2019 года, участвует 108 общеобразовательных организаций, расположенных в 32 субъектах РФ.
Цель проекта - привлечение молодых людей, начиная со школы, в науку и сферу высоких технологий.
Самарский университет им. Королёва выступает в качестве научно-образовательного центра для 5-ти учебных заведений региона, выбранных комиссией Академии наук в качестве базовых школ РАН, - ГБОУ СО "Гимназия №11", ГБОУ СО "ЛАП № 135", ГБОУ СО "Гимназия №1", ГАОУ СО "СамЛИТ", ГБОУ СО "Лицей № 57".
Ученые университета, среди которых академики и члены-корреспонденты РАН (В.А.Сойфер, Г.П.Аншаков, Е.В.Шахматов, Ф.В.Гречников), а также сотрудники научных лабораторий проводят научно-популярные и образовательные лектории, работают со школьниками над научными проектами, организуют олимпиадную подготовку, участвуют в работе летних школ, проводят занятия для школьников в лабораториях университета.
В 2020/2021 учебном году в мероприятиях проекта приняли участие 1016 обучающихся из 8-11 классов, а также 28 сотрудников Самарского университета им. Королёва. Под их руководством ученики школ РАН создали 184 научно-исследовательских проекта в области гуманитарных, естественных и инженерных наук. В качестве регионального научно-исследовательского центра для базовых школ РАН Самарским университетом им. Королева за 2020/2021 учебный год было проведено 24 мероприятия, направленных на популяризацию науки и профориентацию.
В качестве проблемных Сергей Горяинов обозначил вопросы, связанные с отсутствием взаимодействия между базовыми школами РАН разных регионов России и одаренными обучающимися, нехваткой конкурсов и конференций всероссийского и международного уровней разной дисциплинарной направленности с возможностью публикации работ, отсутствие формата групповых проектов, низкая часовая ставка, предлагаемая ведущим ученым и сотрудникам университета за работы в школах.
Отдельно Сергей Горяинов остановился на реализации проекта "Элемент", старт которого по предложению Самарского университета может состояться в октябре 2022 года.
Проект будет включать несколько этапов: отбор работ на региональном этапе, обсуждение работ финалистов с экспертной комиссией в дистанционном формате, защиту проектов на базе Самарского университета им. Королева перед конкурсной комиссией и поездку финалистов на профильную смену в МДЦ "Артек" или Сириус.
По замыслу организаторов, темами проектов могу стать математические, физические, технические, химические, биологические, общественные, историко-филологические науки, информатика и науки о материалах.
Организационная работа над проектом "Элемент" начнется уже в 2021 году с формирования плана мероприятий, утверждения критериев оценки работ участников. В 2022 году с января по октябрь состоится разработка концепции проекта, создание сайта, онлайн платформы для работы со школьниками, продвижение проекта в СМИ и социальных сетях.