Алина Соколова учится на втором курсе магистратуры юридического института Самарского университета. В этом году она получает три престижные стипендии: Потанина, Собчака и Правительства РФ. Кроме этого Алина работает SMM—специалистом в зарубежной компании в сфере образования, участвует в работе молодёжного парламента Самарской области и дистанционно учится в университете Лидса по направлению стратегического маркетинга.
Мы поговорили с героиней про стипендии, их особенности, работу в парламенте, и о том, как она всё успевает.
— Почему ты поступила на юридический факультет?
Я всегда видела себя государственным служащим. Моя бабушка была депутатом, семья тесно связана с государственным сектором. Мне казалось, что у меня не было выбора. Я была членом районного, школьного, а потом общественно молодежного парламента. На тот момент мне казалось, что у меня проблемы с математикой, и я гуманитарий. Меня привлекала журналистика и юриспруденция, но второе было ближе: в силу профессиональной деятельности и по духу.
— Чем ты занималась помимо изучения предметов?
Мне нравилось учиться, но круг интересов выходит за рамки науки. Я кандидат в мастера спорта по настольному теннису. Я играю в него с 14 лет, а сейчас выступаю за сборную университета. Мы каждый год занимаем призовые места, в прошлом году, например, заняли второе место.
Также мне всегда нравились медиа. Я была координатором проекта "МедиаГвардия" от Молодой гвардии. В общественном молодежном парламенте я занимаюсь информационной повесткой и развитием социальных сетей.
— Ты учишься в магистратуре. В феврале 2021 года ты подавалась на ПГАС. У тебя было около 60 баллов. Из чего они формировались?
Из научной деятельности и спорта. Универсиады тоже учитываются при назначении повышенной стипендии. Но в основном это статьи, участие в конференциях, олимпиаде "Я — Профессионал" и юридических олимпиадах.
— Как ты начала заниматься научной деятельностью?
На первом курсе преподаватель истории права зарубежных стран, Анна Игоревна Розенцвайг, предложила написать научные статьи — это был октябрь-ноябрь. Никто понятия не имел, что такое статьи, как их писать и для чего они нужны. Я просто искала примеры и оказалось, что это не так сложно. Ещё был Владислав Эдуардович Волков. Он до сих пор мой наставник: вместе с ним я защищала дипломную работу на бакалавриате, написала много резецированных статей и буду защищать магистерскую диссертацию.
Самое главное — это найти наставника, который покажет путь. Мне предложили поучаствовать в научной деятельности, я написала статью по антикоррупционной политике, заняла второе место в мире, и мне понравилось. На первом курсе я писала только про теорию государственного права — фундаментальные вопросы теории права, где идёт научная полемика. Я не привносила что-то новое, а только выражала своё мнение.
— Помимо ПГАС у тебя стипендия Собчака, Потанина и правительства РФ. Сколько ты получаешь с них?
Со стипендии Собчака 5000 рублей, с Потанина 25000 рублей, а от правительства РФ — 1440 рублей. В сентябре мне придёт около 46500 рублей.
— Для стипендии Собчака и правительства РФ нужно иметь отличные оценки, а также достижения в юриспруденции. Например, научные конференции. На каких ты выступала?
Я выступала на Юго-западном юридическом форуме с big-data и защитой персональный данных. Различные научные конференции в Казани. Все основные научные мероприятия заканчиваются к маю и последняя из них — это в Оренбурге.
— Как я понимаю, после февраля ты меньше участвовала в научных конференциях?
Наоборот, когда я получила стипендии, я больше писала научных статей в ВАК и РИНЦ. Очень много сил ушло в статью Scopus. Появился стимул, и я участвовала в большем количестве конференций. С февраля по май я приняла участие где-то в 13-15 конференциях.
— Но, если судить по рейтингу на ПГАС, ты в июле 2021 года упала в списке и была рядом с проходным порогом в 24 балла.
Это связано с тем, что основные мероприятия по моей тематике — цифровизация права — проходят в сентябре-октябре. Но это в целом особенность юридических научных мероприятий. После февраля многие готовятся к "Я — Профессионал", поскольку олимпиада даёт дополнительные баллы на поступление в аспирантуру и денежные выплаты. Я тоже сосредоточилась на ней. Рассчитывала на победителя, а стала призёром. Но у меня есть ещё один год, и я своё ещё возьму.
— Чего по твоему мнению тебе не хватило для победы?
По заключению экспертов мне не хватило экспертного подкрепления ответа, научной проработки вопроса. У меня было около восьми ссылок на источники, но их должно быть от 10 до 15.
— А как же уровень авторитетности источника?
Ссылаться, конечно, нужно на авторитетные источники. Например, на Авакьяна. Многие, как я, так и делают — это хорошо. Но нужны более бутиковые авторы, которые пишут точечно по конкретным темам. Но заранее ты их не знаешь и возникает большой разброс по списку литературы.
— Из всех твоих стипендий, Потанинская — самая сложная. В ней много критериев для оценки: от профессиональных до лидерских. Какие особенности у этой стипендии?
Мне этот конкурс показался наиболее интересным, чем другие. Он состоит из двух этапов. На первом оцениваются академические, научные и общественные достижения. Последние составляют большую долю заявки, поскольку нужно написать три эссе. Два из них проверяют соответствие кандидата тем идеалам, которые устанавливает стипендиальный фонд. Они об этом прямо говорят на своих установочных сессиях.
Второй этап сложный, но интересный. Он длится с утра до позднего вечера. На нём проходит деловая игра, где нужно проявить коммуникативные и лидерские качества. Претендентов на стипендию много из различных сфер. Все участвуют в один день, и комиссия смотрит скорее на soft-скиллы и преимущественно на лидерство. Потому что эти игры рассчитаны на то, чтобы проверить, насколько человек готов к тому, чтобы выйти за пределы университета и демонстрировать то, чему он научился в его стенах.
Стипендия Потанина соответствует зарубежным стандартам, когда для поступления зарубеж, нужно сформировать личное портфолио. Тебя оценивают не только по научным и академическим достижениям, но и по личным качествам.
Сейчас считается, что hard-скиллы прокачать легче, чем мягкие. Soft-скиллы — это всегда коммуникация, лидерские качества и критическое мышление. Ты не можешь просто прочитать и начать применять их в профессиональной деятельности. Всё это оценивает стипендиальная комиссия Владимира Потанина.
— С критериями академической успеваемости и научными публикациями более-менее понятно. Учись на отлично и пиши качественные научные статьи. Но Потанин оценивает в целом человека. Как ты прокачивала себя?
Самая сложная стратегия была для получения Потанинской стипендии. Когда я поняла, что прошла первый этап, то начала развивать дизайн-мышление.
При подаче важно уметь продать себя. Нужно понимать, что комиссия хочет увидеть в своём кандидате. В интернете много профильных курсов, которые позволяют развивать навыки: ютуб-канал, coursera. Я послушала и практически применила, благо мне это позволяет моя сфера деятельности.
— А другие стипендии?
В стипендии Правительства РФ — это наука и академическая успеваемость. У Собчака тоже самое, но научная деятельность должна быть релевантной, а статьи сосредоточены на определенной теме. То есть нельзя сегодня писать о теории государственного права, а завтра — о бюджетном или налоговом праве.
Также в ней важны показатели цитируемости и перспективности. Например, в цифровизации одна из самых злободневных тем — это правовое регулирование искусственного интеллекта: нет дорожных карт и разработанных стратегий. Каждая страна делает, как хочет. Сейчас то самое время, когда можно громко заявить о себе в этой сфере. Ты можешь предложить свой подход, а по голове тебя никто не ударит, поскольку нет правильного решения. Мне это нравится, потому что ты можешь предлагать, чтобы быть услышанным. Из перспективных — это освоение космоса и его правовое регулирование.
— Ставила ли ты цель получить престижные стипендии при поступлении на магистратуру?
Это была моя глобальная цель. Я вообще стратег по натуре, поэтому разработала целый план. Во время поступления я заранее узнала, какие стипендии могу получить. У меня всегда есть список конференций, в которых я буду участвовать, и число научных статей, которые мне обязательно нужно опубликовать в разных журналах.
— На что ты потратила первую стипендию?
На конференцию в Казани. Я инвестировала в науку: оплачивала конференции, публикации в рецензируемых журналах. Я знала, что в будущем это принесёт плоды.
— Каким был твой научный проект. Чем ты занималась?
Мы с командой изучали, как работают этические стандарты парламентов других стран. Мы проверили много кодексов, практику ОБСЕ и профильной литературы. В России уже были попытки принять этический кодекс, но, к сожалению, этот механизм тормозится. Но мы не то, чтобы работали над проектом — это было больше для нашего обучения: нам читали лекции про дизайн-мышление, стратегическое планирование и про то, как правильно заниматься научными исследованиями.
— Как ты дальше планируешь развиваться в юриспруденции?
Я хочу поступить в аспирантуру, преподавать и развиваться в научной деятельности: цифровизация, защита персональных данных и правовая работа с большими данными. Основной вопрос: могут ли они продаваться? За всем можно следить: за часами, телефонами, планшетами. Все данные в бесконтрольном доступе и это главная проблема. Недавнее решение суда о запрете Double Data собирать общедоступные данные со страниц Вконтакте — один из таких примеров. Много интересных вопросов и как они будут развиваться в дальнейшем.
— Ты училась в 11 гимназии РАН, будучи школьницей в 2014 году ты увлеклась политикой. Как это произошло?
Я активно участвовала в политклубе гимназии, в районном парламенте, потом в школьном. Но это было на уровне "Что? Где? Когда?". Также участвовала в межвузовской модели ООН.
— Повлияла ли работа в общественном молодежном парламенте на получение стипендий?
Он мне дал многое. Я не рекомендую слушать тех, кто рассказывает байки, что это не пригодится. Я училась коммуницировать с людьми, которые стоят на ступени выше меня и перенимала опыт. Во-вторых, это организация мероприятий. Я училась составлять пресс-релизы, договариваться о месте проведения мероприятия, и сама их придумывала. И от части креативное мышление развивалось именно в парламенте. Я координировала два года "Медиа гвардию". Мы реализовали проект без какого-либо бюджета. Это такая волонтёрская деятельность, но нужно понимать, что ты из неё извлечешь: не материальную выгоду, а то, что ты потом практически сможешь применить в своей деятельности.
— Я человек, который никак не связан с политикой, но, например, хочу попробовать себя в этом направлении. Как попасть в государственную думу?
Никакой закрытой информации здесь нет. Проводится отбор: собираешь портфолио и приносишь его в губернскую дума. Тебя приглашают на собеседование, задают вопросы по проектам, которые могут быть реализованы в Самаре. Почему именно он, какими инструментами, где брать деньги — одни из частых вопросов. Это ничем не отличается от презентации продукта инвестору. Важно, чтобы ты был лидером и видел социальные изменения, которые можно привнести в город. Ну и, конечно, законодательная инициатива — будет здорово, если у тебя будет проект.
— Помимо юриспруденции, ты занимаешься маркетингом: всё началось с продвижения маминого магазина. Как ты оказалась в направлении, которое никак не связано с твоей учёбой?
На первом курсе я хотела работать и быть независимой, но этому мешала очная учёба, а тем более на первом курсе без каких-то правовых основ. Также родители были против, но у мамы был магазин. Она предложила мне заняться его развитием.
За два года я поняла, как работает потребительская экономика, что хочет на тот момент моя аудитория, и как с ней работать. На втором курсе меня взяли в стартап, в котором я работаю. Назвать его не могу из-за NDA (соглашение о неразглашении, — прим. ред).
Мы занимаемся международным образованием: помогаем ребятам, которые хотят получить гранты, финансирование и стипендии, а также уехать куда-то учиться.
— Как ты начала работать в стартапе?
На первом и втором курсе я преподавала английский язык. На втором я поняла, что хочу чего-то нового, но с английским. Обновляла канал в телеграмме с зарубежными компаниями. Мне попалась вакансия SMM-менеджера. В этот момент я увлекалась ещё блогерством и мне казалось, что я понимаю, как это работает. Отправила резюме, на следующий день со мной связались и прошла собеседование.
— Сейчас ты учишься в Университете Лидса. Как ты в него попала?
Я его уже заканчиваю по направлению стратегического маркетинга. К сожалению, дистанционно. У меня был сдан IELTS на 7,5 баллов. Написала мотивационное письмо, резюме, сформировала личный бренд и подала вместе с проектом.
— Ты учишься на юриспруденции, работаешь. Как проходит твой день, что ты всё успеваешь?
У меня свободный график, и я не привязана к офису. Я в целом против работы по графику, потому что KPI (ключевые показатели эффективности, — прим. ред) не выполняется. Важнее, наверное, то, какие результаты приносишь. Я стараюсь просыпаться в 7:30-8:00. Работаю обычно 3-4 часа, затем занимаюсь стажировкой в КПМГ, а вечером пишу научные статьи, либо занимаюсь домашней работой.
Я в целом адепт agile-подхода. У меня есть фокус и его, например, я должна закрыть в течении двух недель, например, написать научную статью.
— Ты практикуешь Agile?
Да, он мне помогает. Не потому что это модно, а он действительно хорошо работает в моей жизни, но это не классический agile. Я его адаптировала под себя: не беру разветвления, лайфхаки, а пользуюсь только спринтами и фокусами.
—Занимаешься ли ты сейчас профессионально теннисом?
Сейчас я профессионально не тренируюсь, ибо у меня много рабочих задач, но я занимаюсь дома фитнесом почти каждый день. Теннис же был в моей жизни каждый день по три часа на протяжении 14 лет. Очень тяжело его было отпускать, потому что я понимала, что университет и настольный теннис не могут быть совместимы. Мне было тяжело на первом семестре: новый коллектив, учёба, подготовка к сессии. Поэтому профессионально спорт ушёл, но я продолжаю иногда играть и планирую вернуться в тренировочный процесс хотя бы раз в неделю.
— Учёба, работа, стажировки и напряженный график — всё это стресс. Как ты с ним справляешься?
Я делаю только то, что мне нравится и приносить пользу: как эмоциональную, так и академическую. Я правильно планирую свой день, чтобы у меня оставалось время для отдыха и спорта. Плюс у меня динамичная работа: мы что-то придумываем, делаем проекты. И мне очень нравится наука, мне нравится писать — это такое хобби, которое поможет при поступлении в аспирантуру
— Но как понять, что деятельность, которой ты занимаешься, — это твоё?
У меня не всегда радужно в жизни и случаются эмоциональные ямы. Особенно в начале, когда я уже работала в стартапе. У меня были выгорания, я не понимала, что мне нужно делать и что от меня хотят. Я теряла фокусы и мне не хватало профессиональных компетенций.
Первый учебный год был сложным: заканчивалась учёба, я сразу ехала домой, чтобы работать до ночи, а потом делала задания в университет. Я хотела бросить, но случился переломный моменты, когда я накопила профессиональные компетенции и навыки. Я поняла, что могу не просто выполнять задания, но предлагать и реализовывать их.
Первые результаты, которые ты сам приносишь, зажигают и дают стимул развиваться. Поэтому нужно подождать, когда это случится. Если же долго это не происходит, то вероятно, что сфера не та. Но, как правило, кому я даю эти советы, говорят, что именно так и происходит: любовь к делу приходит с первыми результатами.
— Какие у тебя в жизни были ошибки?
Я помню, как два года отправляла свои статьи на казанский международный юридический конвент. Мне очень хотелось попасть, но меня не принимали и не объясняли почему. Обратная связь очень важна, я поощряю компании, которые её дают. Даже если отзыв отрицательный. Важно понимать, где ты ошибся.
Одна из самых ужасных ошибок — это когда мою статью не принимали из-за оформления. Сейчас я научилась правильно оформлять, но на тот момент было тяжело.
В работе — это непонимание того, что от меня хотят в силу моих профессиональных компетенций.
— Сейчас ты студент и есть возможность развиваться. Грубо говоря, лет через 10 могут появиться новые приоритеты, например, семья, на которую нужно время. У тебя юриспруденция и маркетинг. Есть ли приоритетное направление?
Я не привыкла в своей жизни выбирать. Если мне нравится несколько направлений, то я скомпоную свою жизнь так, чтобы это не мешало. В 11 классе я занималась профессионально спортом — это три часа в день и постоянные соревнования. При этом я готовилась к сдаче пяти предметов по ЕГЭ с репетиторами и кембриджскому экзамену. Мне предлагали выбрать спорт или учёбу, но я не хотела. Теннис дал мне хорошую дисциплину, поэтому я планирую свой день так, чтобы мне хватало времени на всё.
Александр Башмачников, фото из личного архива Алины Соколовой