12 января 2022 года исполнилось 115 лет со дня рождения знаменитого на весь мир конструктора ракет – Сергея Павловича Королёва. Его имя носит Самарский университет – и это не случайно. В Куйбышеве (Самаре) Сергей Павлович бывал много раз, ведь именно здесь производились как сами ракеты, так и их двигатели, и сюда после успешного полета приехал Юрий Гагарин. В музее авиации и космонавтики Самарского университета Сергею Королеву посвящен отдельный стенд, а все связанные с великим конструктором истории здесь помнят и бережно хранят.
"Не проводил пуски по понедельникам"
Один из главных экспонатов музея – знаменитая шляпа Королева, которую конструктор считал счастливой. Проректор Самарского университета, доктор исторических наук Михаил Леонов рассказывает: Сергей Павлович очень верил в удачу.
- Можно сказать, что он даже был суеверным человеком. Вплоть до того, что не проводил пуски в понедельник, прибивал подковы на дверь, носил в карманах счастливые монетки и соблюдал другие ритуалы,- говорит Михаил Леонов. - Конечно, не потому, что такие ритуалы помогают запуску космических ракет, но потому, что они помогают чувствовать себя спокойнее, увереннее, а спокойствие руководителя передается им его подчиненным, всем окружающим.
Одним из таких счастливых предметов одежды Сергей Королёв считал и шляпу – единожды надев ее на удачный пуск, на все последующие он также предпочитал приезжать именно в ней. Когда в 1977 году в самарском вузе был организован музей, вдова Сергея Павловича передала счастливую шляпу ему в дар.
Хранятся в музее и две нарукавные повязки Сергея Королёва с автографами участников двух пусков – первого пуска ракеты "Р-7" и старта ракеты с Валентиной Терешковой.
В обстановке полнейшей секретности
Впервые в Куйбышев Королёв прибыл осенью 1957 года – в августе состоялся первый запуск ракеты Р-7, и Королев выбирал место, где наладить производство. В итоге он остановил выбор на Куйбышеве. Историки рассказывают - Королёв жил в состоянии постоянной секретности, и многие жители Куйбышева даже не знали о его существовании, несмотря на то, что он частенько приезжал на местные заводы.
- Он не появлялся на камерах, даже когда встречали Гагарина, его не допустили к моменту встречи, он был где-то в задних рядах и не пробился на Красную площадь, - рассказывает Михаил Леонов. - Была принципиальная установка – не афишировать конструкторов, потому что их значение для успеха дела было колоссальным. Поэтому куйбышевцы узнали о Королеве уже только после его смерти, когда его личность была рассекречена.
Замдиректора музея Самарского университета Виктор Орлов вспоминает, как будучи ребенком однажды встретился с Сергеем Королёвым. Память о той мимолетной встрече он пронес через всю жизнь.
- Я тогда учился во 2 или 3 классе, - вспоминает он. - Мы жили в поселке Управленческий, мой отец работал с директором двигателестроительном заводе с Николаем Кузнецовым, наши дома были напротив, я папиных коллег многих знал. Однажды я шел по улице и на балконе у Кузнецовых увидел своего отца, самого Кузнецова и еще несколько знакомых и незнакомых мужчин, которые стояли курили на балконе. Я окликнул отца, принялся махать ему, но тот лишь показал рукой – мол, проходи. Я ушел. А вечером отец вернулся домой и говорит – мол, помнишь, кто на балконе со мной стоял? Я перечислил знакомых, но отец обратил мое внимание на коренастого мужчину небольшого роста, коренастый. А я про него заметил только то, что он был с залысинами. Отец говорит – запомни, это Королёв. Я переспросил – мол, а кто это? Но отец не стал объяснять. Сказал: просто запомни, крепко запомни – это Королёв. И только когда я поступил в авиационный институт, узнал, что нашему вузу присвоено имя Королева, и понял, что этим человеком был основоположник всего нашего космоса.
"Не получается 4800? Делай 4700"
В Самаре (тогда – Куйбышеве) Сергей Королев бывал много и часто. У Королёва был личный самолет (позже он подарил его своему другу, директору ЦСКБ "Прогресс" Дмитрию Козлову), однако нередко конструктор летал и регулярными рейсами через аэропорт "Курумоч". Как правило, Сергей Королев останавливался или в доме на ул.Чапаевской, 200, либо в обкомовском доме на ул.Вилоновской, 2, где конструктору выделили шикарные пятикомнатные апартаменты.
- Он лично бывал на всех производствах в Куйбышеве и Сызрани, которые работали на космическую программу, - говорит директор музея Надежда Богданова. – Знал по именам мастеров, начальников цехов. На заводе "Прогресс" первым делом сразу шел в цех, спрашивал у его начальника, Титова – "Борис, кто тебе мешает?", старался вникнуть во все тонкости процесса. Своего кабинета на "Прогрессе" у него не было, он пользовался кабинетом Дмитрия Козлова. Заводчане вспоминают, что конструктор очень любил крепкий горячий чай.
При этом руководителем Сергей Павлович был строгим и требовательным. В музее сохранилась его резолюция на письме Дмитрия Козлова, предприятие которого занималось разработкой ракеты-носителя Н-1. Козлову была поставлена задача обеспечить вес не более 4800 кг, однако добиться этой цифры никак не получалось – все время выходило немного больше. Дмитрий Козлов написал об этом Королёву с просьбой разрешить оставить больший вес. Однако получил в ответ резолюцию: "Вам была поставлена задача обеспечить 4800 кг. Раз у вас не получается 4800, то делайте 4700, иначе поручим другим". Что примечательно, планку в 4700 куйбышевским конструкторам в итоге удалось обеспечить.
"Исписал пометками три листа"
Еще один редкий экспонат музея – заметки, сделанные Королёвым во время доклада Юрия Гагарина. После легендарного полета первого космонавта Земли привезли на обкомовскую дачу на Первой просеке в Куйбышеве, где он и рассказывал все подробности своего полета.
- Во время полета было много нештатных ситуаций, и Королёва интересовали все подробности, - говорит Надежда Богданова. – За время доклада Гагарина он исписал пометками почти три листа.
Как говорят историки, Сергей Королёв был достаточно закрытым человеком. Однако с некоторыми куйбышевцами его связывала крепкая дружба.
- В Куйбышеве Королёв хорошо общался с директорами местных заводов Виктором Литвиновым и Дмитрием Козловым,- говорит Надежда Богданова. – Однако особенно теплые дружеские отношения у него сложились с директором двигателестроительного завода Николаем Кузнецовым и секретарем обкома Александром Мурысевым. Про последнего сегодня мало помнят, но именно этот человек курировал строительство и развитие всех предприятий космической отрасли в Куйбышеве, а в первом отряде космонавтов его называли не иначе чем "крестным отцом". С Королёвым они дружили семьями и часто бывали друг у друга в гостях.
Источник: kp.ru