Александр Файнштейн в составе команды "Самарский самолет" выиграл самарскую лигу КВН, отыграл один сезон в первой лиге и два в высшей. Команда стала участником первого фестиваля "Голосящий КиВиН. Но в копилке достижений Александра еще одно — победа на Всероссийской студвесне 1993 года. О ней "Самарская газета" и расспросила.
Как все начиналось
— Сказать конкретно, кто это придумал, наверное, уже не получится. Мысль родилась в недрах авиационного института. Потом подключились и областная администрация, и городская. Огромную помощь оказывали губернатор Константин Алексеевич Титов и мэр Олег Николаевич Сысуев.
Мое участие в студвесне началось с поступлением в авиационный институт. На посвящении в студенты я увидел СТЭМ первого факультета (летательных аппаратов), на котором учился. Сразу попросился туда, прошел отбор, и меня приняли.
В 1991 году мы стали активно сотрудничать с режиссером Михаилом Нейштадтом в театре миниатюр в команде "Дети лейтенанта Шмидта" (Совпадение с названием томской команды высшей лиги КВН — прим. авт.). В 1993-м, на Всероссийской студвесне, были уже зрелым коллективом и стали лауреатами. Многие горят этой идеей, но получается далеко не у всех. У нас получилось. В большей степени, конечно, благодаря таланту Михаила Зиновьевича, нашего учителя.
Меня сразу привлекло это кипение студенческой жизни. Бессонные ночи, веселые компании, прекрасные люди, общение, фестивали, обширная география — объездили практически весь Советский Союз.
В 1993 году мы уже заканчивали институт, но все-таки еще выступали за аэрокосмический университет, а потом уже это переросло в театр эстрадных миниатюр (молодежный театр на тот момент).
Плюс к тому — почти на всех студвеснах, которые проходили в Самаре, я работал режиссером (совместно с Александром Давыдовым). Была большая команда организаторов, они нам очень помогали. Мы отвечали именно за творческую часть. Это одни из лучших воспоминаний в жизни. Несмотря на то что все происходило в Самаре, мы собирали вещи и уезжали как в командировку. Режим работы был нереальный — целый день шли конкурсные просмотры, задействовали почти все театральные площадки города. В 12 ночи у нас была планерка, и после нее садились писать сценарии на следующий день. Под утро удавалось немного поспать, а к 9 часам опять ехали на просмотры. Потрясающе организовывала все федерация студенческой молодежи — мы перемещались по городу очень оперативно.
Когда ты видишь конечный результат, сложно бывает понять, сколько труда в него вложено. Легкость, царящая на сцене, — результат бессонных ночей. Вспоминаешь все и понимаешь, что это какие-то нереальные вещи. Как сказал профессор Громов из моего любимого детского фильма "Приключения Электроника": "Наверное, потому, что вы, в отличие от взрослых, просто не знали, что это невозможно". Вот и мы просто не знали, что это невозможно.
Дорога к славе
— Если говорить про Всероссийскую студенческую весну — случайно туда не попадают. Приезжают люди, прошедшие предварительный отбор в вузах, в городе и области. Это, безусловно, толчок для дальнейшего развития и проверка своих сил. Пока варишься в своем коллективчике, сложно понять, какого уровня твое творчество.
В жюри сидят настоящие профессионалы. На моей памяти, например, Лариса Голубкина, композитор Марк Минков, Борис Грачевский. Общение с такими людьми, их комментарии и советы, которые они дают после выступления, — неоценимый опыт. Кого-то могут заметить и дать толчок для продолжения творческой карьеры. Сергей Войтенко, например, был лауреатом студвесны. Помимо него победителями фестиваля в разные годы становились Пелагея (тогда еще совсем маленькая девчушка), самарский коллектив "Комиксы", который работал в жанре клоунады. Саша Морозов — артист "Кривого зеркала" — оттуда.
Уровень самарских команд всегда был очень высоким. И в музыкальной номинации, и в хореографии, и в эстрадном театре. Мы много поездили по другим городам и поняли, что у нас сильная школа. Конечно, могу говорить про то, что было 20-30 лет назад, сегодня уже не слежу за студвесной и КВН.
Творим что хотим
— Открытие и закрытие студвесны проходило во Дворце спорта. Мы придумали, что парад участников Титов будет принимать на коне. Очень долго пришлось его уговаривать. Константин Алексеевич возражал: "Да вы что? Я солидный человек!" Мы объясняли ему, какого уровня роль ему предложена, какой масштаб пространства во дворце и мероприятия в целом. Наверное, удалось нам затронуть в нем что-то, и парад состоялся.
Одному коллективу нужен был рояль. А во Дворце спорта его, естественно, не было. Мы пришли к организаторам и говорим: "Нам нужен рояль". Его откуда-то привезли, с трудом транспортировали, настраивали. А ребята в конечном итоге решили обойтись без этого инструмента.
Одна девушка — режиссер из Москвы — пришла к нам и сказала: "Мне для конкурса нужен ослик". Без проблем. Организаторы звонят на ипподром. Им отвечают: "Приезжайте, забирайте". Администратор — мальчишка молодой, неопытный. Приехал на ипподром на трамвае. А как обратно? Он пошел на рыночек, купил морковку и пешком, подкармливая своего попутчика, привел его во Дворец спорта.
Лауреат Всероссийской студвесны 1993 года Александр Файнштейн: Мы просто не знали, что это невозможно.
На всю жизнь
— Студвесна — прекрасная площадка для возникновения дружбы. До сих пор общаемся с участниками из других городов, которые к нам приезжали. Когда ты находишься практически в экстремальных условиях, это очень сближает.
Семена, которые были заронены в душу на студвесне, прорастают. Творчество всплывает на протяжении всей жизни, не отпускает до сих пор. После 20-летнего перерыва я пришел в театр миниатюр "Так просто…" эстрадной мастерской Михаила Нейштадта. 1 апреля у нас прошла премьера комедии "Тореадор" (16+) в пространстве "Артист" на Ленинградской, 29.
Источник: sgpress.ru