федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
"Необходимо найти баланс между социально-экономическим и пространственным развитием Самары"

"Необходимо найти баланс между социально-экономическим и пространственным развитием Самары"

Самарский университет

В университете состоялась четвертая сессия по корректировке Стратегии комплексного развития города

Прокофьев Андрей Хасаев Габибулла Орлова Ольга Чернов Андрей Стратегия развития Самары - 2025 Точка кипения
19.05.2022 2022-05-19

В среду, 18 мая, в Самарском университете им. Королёва состоялась стратегическая сессия "Пространственное развитие городского округа Самара и повышение качества городской среды".

Участники обсудили предложения по корректировке и актуализации Стратегии комплексного развития Самары до 2025 года в части градостроительной политики, градоэкологического развития, транспорта, ЖКХ и улучшения качества городской среды.

С приветствием к участникам сессии обратился Андрей Прокофьев, первый проректор-проректор по научно-исследовательской работе Самарского университета им. Королёва. Он подчеркнул, что университет подходит к задаче по актуализации Стратегии в формате научно-исследовательской работы: "Ученые проводят социологические исследования, выявляя, что больше всего волнует жителей и гостей Самары. Практически все респонденты особое внимание уделяют вопросам пространственного развития. Мы пригласили к обсуждению этой тематики широкий круг экспертов - представителей власти, ведущих ученых университетов региона, представителей предпринимательского сообщества и креативных индустрий, представителей региональной организации Общероссийской общественной организации "Союз Архитекторов России" и просто активных горожан".

Габибулла Хасаев, научный руководитель Института экономики и управления Самарского университета им. Королёва обозначил проблематику сессии. Он отметил, что сегодня баланса между социально-экономическим и пространственным развитием Самары - нет, отсюда вытекают трудности, связанные с комплексной застройкой территории, размещением объектов инфраструктуры, транспортным обеспечением и схемой транспортного развития: "В результате, у жителей возникают проблемы с организацией социального пространства для развития. Речь идет о несбалансированности транспортных маршрутов и различных видов общественного транспорта, о пользовании объектами социальной инфраструктуры, и о многом другом. Цель нашей сессии - найти варианты, которые помогут снять эти противоречия". При этом он подчеркнул, что пока даже у городов-миллионников, практикующих стратегическое планирование территории, нет такого раздела как "пространственное развитие": "Это наше ноу-хау, попытка найти инструменты сбалансированности для того, чтобы Самара была привлекательной во всех измерениях - для работы, отдыха, в целом для жизни".

Ольга Орлова, заместитель директора ресурсного центра устойчивого развития Самарского университета им. Королёва, представила результаты социсследования и экспертного анализа, где выделены как сильные, так и слабые стороны города с точки зрения пространственного расположения. К первым относятся - нахождение Самары на стрелке двух рек с функционирующими пляжем и набережной, близость природы, рекреационных зон, а также значительное число благоустроенных, общественных пространств, культурно-пространственная биполярность (Самара и купеческая, и промышленная), наличие территорий для жилой застройки и устойчивый рост показателя по обеспеченности горожан жильем.

Слабые стороны - это "зажатость" города между двумя реками, особенности грунта, ограничивающие возможности подземных построек, износ сетей, разорванность пешеходных маршрутов, увеличение доли ветхого жилья, отставание социальной инфраструктуры от темпов жилой застройки.

К возможностям развития Самары эксперт отнесла наличие промышленных зон, пригодных для реновации, не размежеванных земель и в целом богатое архитектурное наследие.

К первоочередным задачам, которые помогут развитию мегаполиса, Ольга Орлова отнесла необходимость увеличения числа и протяженности непрерывных пешеходных маршрутов, связанных с зелеными территориями для формирования единого пешеходно-рекреационного каркаса. Не менее важным эксперт считает и создание безопасных маршрутов для маломобильных горожан.

Среди тем, поднятых участниками соцопроса, приведенных экспертом, и потребность в увеличении числа зеленых зон - парков, скверов и бульваров. А также переселение из ветхого и аварийного фонда, а также улучшение качества жилья возводимого.

Андрей Чернов, директор некоммерческого партнёрства "Поволжский центр космической геоинформатики", говоря о развитии Самары, уделил внимание дорожно-транспортной инфраструктуре города. К его сильным сторонам он отнес разветвленную систему рельсового транспорта - трамваи и метро, в пешей доступности от которых проживает более 70% горожан, а также муниципальных и коммерческих автобусов, троллейбусов. Среди плюсов эксперт выделил и развитую систему средств фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения.

К слабым сторонам Андрей Чернов отнес диспропорцию в развитии районов города - когда люди, живущие в одних районах вынуждены ездить на работу в отдаленные для них районы, а также плохую связность отдаленных районов. В числе минусов он назвал и фактическое отсутствие выделенных полос для общественного транспорта, большое количество дублирующих друг друга маршрутов транспорта и отсутствие достаточного количества парковок. Также в числе проблем он назвал износ речных судов и подвижного состава муниципального общественного транспорта. Заслуживает внимание по его мнению и проблема ненадлежащего содержания пешеходных маршрутов в зимнее время.

В качестве вариантов решения названных задач эксперт предложил организовать выделенные полосы для общественного транспорта на Московском шоссе и ул. Авроры. Выделенные полосы он считает целесообразной сделать на ул. Шоссейной, Кряжской и по Фрунзенскому мосту — от начала моста до ул. Уральская. А также на Зубчаниновском шоссе — от ул. Товарной до ул. Магистральной.

В качестве необходимой меры эксперт назвал и создание сети платных парковок, в первую очередь – в историческом центре города. А для развития пешеходной сети он предложил проложить систему велодорожек и непрерывных пешеходных маршрутов.

Как подчеркнул в завершении сессии Габибулла Хасаев, все высказанные предложения и мнения, а также результаты общественного мнения будут учтены и найдут отражение в обновленной Стратегии комплексного развития Самары до 2025 года.

Фото: Анар Мовсумов