Ознакомиться с новыми тенденциями в развитии двигателестроения, увидеть передовые разработки ведущих предприятий и институтов России, почерпнуть массу новой информации – такие цели поставили себе студенты групп 2405-240502D и 2505-240502D и отправились в Москву на Международный форум двигателестроения 2022.
Прямо на входе встретил самый главный экспонат экспозиции – новейший двигатель ПД-14, увидеть который вживую уже интересно, а заглянуть под открытые капоты, рассмотреть конструктивные решения и особенности мотора было бесценно. Порадовал стенд ЦИАМ, где были представлены перспективные разработки – роторно-поршневой двигатель АПД-500 для легких самолетов и БПЛА и результаты исследований института в сфере производства сопловых и рабочих дефлекторных лопаток методом селективного лазерного спекания.
Очень много познавательной информации было представлено и на других стендах – производство заготовок для деталей двигателя, балансировка роторов, различные датчики, новые материалы и металлообрабатывающее оборудование. На стенде «ОДК» специалисты АО «ОДК-Авиадвигатель» представили проект передового цифрового музея, при помощи которого студенты могут узнать об истории развития предприятия, изучить конструкцию пермских двигателей и энергетических установок, созданных на их базе.
На стендах коллег из МАИ, УГАТУ и РГАТУ мы познакомились с научными разработками университетов в сфере двигателестроения. Самарский университет им. Королёва тоже не остался в стороне – на нашем стенде участникам форума были представлены демпферы из материала МР (металлорезина), изделия, полученные на магнитно-импульсной установке и многое другое.
На пленарном заседании Научно-технического конгресса по двигателестроению, проходившего в рамках форума, мы заслушали доклады руководителей и генеральных конструкторов предприятий отрасли. Генеральный директор ЦИАМ Андрей Козлов рассказал о ключевых направлениях развития двигателестроения, показал намеченные на ближайшее будущее проектные и научно-исследовательские работы института. Основным направлениями развития отрасли, по мнению ЦИАМ, станут углеродно-нейтральные двигатели, работающие на водороде и устойчивом топливе, а также электрические и гибридные силовые установки и двигатели с открытым вентилятором и степенью двухконтурности m=70 и более. Также была отмечена важность и необходимость применения композиционных материалов ввиду увеличения температур в проточной части и для уменьшения массы деталей.
Юрий Шмотин, генеральный конструктор АО «ОДК» поделился планами по цифровой трансформации отрасли и поделился результатами уже осуществившихся изменений – внедрение цифровых двойников, переход на отечественное ПО на всех стадиях производства двигателя. Генеральный конструктор АО «ОДК-Авиадвигатель» Александр Иноземцев ознакомил участников с результатами работы КБ и рассказал о проходящей на предприятии цифровизации проектирования. Также были озвучены перспективы развития двигателей гражданской авиации 6 поколения – увеличение ресурса до 60 тысяч полетных циклов (каждый п.ц. 2 часа), наработка до ремонта должна увеличиться до 25-30 тысяч часов, а также увеличение температуры газа перед турбиной, суммарной степени сжатия и степени двухконтурности. Было отмечено, что объемы эмиссий вредных веществ должны быть снижены в несколько раз.
Международный форум двигателестроения оказался очень интересным и полезным мероприятием с точки зрения студента. Где, как не здесь, можно увидеть передовые разработки и технологии отрасли, познакомиться с новыми разработками и технологиями двигателестроения. Перспективы развития отрасли, озвученные в рамках конгресса, определенно помогут нам определить приоритеты и новые направления в обучении, а затем успешно применить полученные на форуме знания на практике.
Студенты групп 2405-240502D и 2505-240502D выражают благодарность руководству ИДЭУ и лично директору института Виталию Геннадьевичу Смелову за предоставленную возможность посетить форум и конгресс.
Олег Столь
Фото: Ярослава Бабушкина, Олег Столь