федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
"Самарская газета": Михаил Перепелкин: "Алексей Толстой хулиганил в тексте как только мог"

"Самарская газета": Михаил Перепелкин: "Алексей Толстой хулиганил в тексте как только мог"

Самарский университет

В Самаре презентовали книгу о знаменитом писателе

Перепелкин Михаил факультет филологии и журналистики СМИ о Самарском университете сотруднику студенту
10.01.2023 2023-01-17

10 января 1883 года родился Алексей Николаевич Толстой. Незадолго до 140-летия великого русского писателя старший научный сотрудник литературно-мемориального музея имени Горького, краевед, профессор кафедры русской и зарубежной литературы и связей с общественностью Самарского университета им. Королёва Михаил Перепелкин презентовал новую книгу. Называется она "Ходившие по мукам: "самарский код" в трилогии А.Н. Толстого" (12+). Представление монографии широкой публике проходило в несколько этапов. 10 и 24 декабря - в библиотеке имени Крупской, 29-го - в областной универсальной научной библиотеке. В январе презентация состоится в особняке Алексея Толстого.

Про увесистый том объемом 700 страниц можно рассказывать долго и ни разу не повториться. На первой встрече Перепелкин говорил об иллюстрациях, поскольку "буквы мы и сами прочитать можем, а картинка немая".

Загадка несоответствий

- Для меня роман "Хождение по мукам" (12+) начался с фильма 70-х годов с прекрасной Ириной Алферовой и Юрием Соломиным. Будучи студентом, прочитал роман, но бегло, только чтобы сдать экзамен. Настоящая встреча с текстом случилась позже, когда 25 лет назад я пришел на службу в литературный музей.

Моя работа в нем началась с перечитывания десяти томов Алексея Толстого, от и до. На страницах трилогии "Хождение по мукам" я увидел много несоответствий. Например, отряд поворачивает "с Садовой на Дворянскую мимо нелепо роскошного особняка купчихи Курлиной". Но между Садовой и Дворянской (нынешней Куйбышева) - пять улиц, а особняк стоит на углу нынешних Красноармейской и Фрунзе (тогда Алексеевской и Саратовской).

Подходил к своим старшим коллегам, к директору музея и преданному толстовцу Андрею Геннадьевичу Романову. Спрашивал: "Откуда эти несоответствия?" На что они говорили: "Алексей Толстой писал все это спустя многие годы после жизни в Самаре, он просто забыл". "Как же так, - думал я про себя. - Давным-давно уехав из того места, где родился и прожил первые 15 лет, я легко могу провести по нему экскурсию, если вы меня разбудите среди ночи. А в трилогии речь идет об улицах, где проходила юность Алексея Толстого. Здесь жили его родители. Откуда же взялись эти несоответствия, которых стало набираться очень много?"

Когда я начал ездить по конференциям, в том числе посвященным творчеству Алексея Толстого, то понял, что кроме меня, самарца, на эти странности никто из читателей не реагирует. Москвичи ведь не знают, как в нашем городе расположены улицы. Вот тогда мне стало очевидно, что я заметил несоответствия не случайно и должен на них отреагировать. Так начала рождаться эта книга.

Тайный код для своих

Видите ли, когда москвичи или питерцы читают трилогию "Хождение по мукам", то принимают все написанное за чистую монету. И вот представьте: вдруг среди читателей появляется тот, кто говорит: "Алексей Николаевич, что-то вы здесь напутали".

Реакция Толстого? Он бросается тому на шею с криком: "Друг! Ты из Самары! Ты с Волги!" Мне кажется, что вот это и есть тайный код для своих, придуманный Алексеем Толстым, - рассказать что-то, известное только определенному кругу лиц.

Он вообще хулиганит в своем тексте отчаянно. Например, его отчим Алексей Аполлонович Бостром выведен в романе сразу в двух лицах. И как доктор Булавин, и как "бывший член земской управы Страмбов". Кстати, знаете, как подписал письмо матери от 13 сентября 1891 года с хутора Сосновка юный Алеша Толстой?

"Твой Алеша Стром-Бом"! Бостром. Страм-бов. Вот так этот член управы и появился на свет.

Каких-то родных и знакомых писатель "разрезал" и превратил в двух персонажей, а каких-то людей, напротив, объединил в одного героя. То же самое он делает с улицами - здесь перемешал, тут перепутал. Толстой хулиганил в тексте как мог и считал, что в этом и есть привилегия художника. Только он хозяин своей реальности.

Литературная археология

В первых двух романах трилогии "Хождение по мукам" - "Сестры" и "Восемнадцатый год" - Самары очень много. И только в третьем - "Хмурое утро" - ее почти нет. Я их все внимательно прочитал. Выписал фамилии, географические названия. Все, за что

можно было зацепиться. Почти пять лет ушло на это. Постоянно сравниваю работу литературоведа с тем, что делает следователь. Если хоть кого-то можно расспросить, если хоть какое-то вещественное доказательство можно отправить на экспертизу, значит, это надо сделать.

Книгу я писал не как интерпретатор - один на один с художественным текстом. Она родилась из работы с архивами и фотоальбомами, из встреч личных и виртуальных, из взаимодействия, из помощи других людей,

которые предоставляли мне материалы и факты. Приходили те, кто говорил: "Сама ничем не располагаю, но слышала от знакомых…" Этим книга мне особенно дорога. Фактов, собранных в ней, больше нет нигде. Они были скрыты под многими слоями. Поэтому работа получилась сродни археологии. Дело в том, что в книге большого художника нет ничего случайного. На мой взгляд, его сознание - это на 9/10 память и на 1/10 фантазия. И первое гораздо важнее.

В ближайших моих планах написать еще две книги. Одна из них будет называться "За синими реками. Тайный Алексей Толстой", а другая - "Необыкновенные приключения на (за)волжских пароходах. Волжский код у Алексея Толстого". А потом будет энциклопедия "Толстые и Самарский край". Надеюсь, что к 150-летию писателя успею. Во всяком случае, еще десять лет у меня на это есть.

В тех самых местах

- В 2017 году я пришел к руководству телеканала "ГИС" с предложением прочитать в эфире самарские главы романа "Хождение по мукам". В связи со столетием революции. Если есть возможность, прочитать в тех самых местах, о которых Алексей Толстой говорит в тексте. Главный редактор телеканала Елена Орлова поддержала мою идею, и мы сняли больше ста серий.

А сегодня то, что мы сделали всего пять лет назад, уже стало историей. Какие-то люди, читавшие Толстого в эфире, уехали из Самары, кого-то уже нет в живых, к сожалению. Среди последних, например, известный литературный критик Лев Аннинский, который приехал в Самару лишь на один день, и мы его уговорили принять участие в нашем проекте. Самарский писатель Александр Малиновский, кинематографист Борис Кожин, протоиерей Сергий Гусельников.

Всего в проекте приняли участие 130 чтецов. Мне приятно, что среди них есть музейщики, библиотекари, а также дирижер Михаил Щербаков, председатель Союза журналистов Ирина Цветкова, артист Владимир Гальченко. Фрагмент романа читает ректор Литературного института, большой писатель и автор книги об Алексее Толстом в жэзээловской серии Алексей Варламов. В итоге получился проект, который с годами будет все более интересным.

Работа над ним тоже открыла мне целый ряд загадок, спрятанных Алексеем Толстым в книге для своего читателя.

Источник: "Самарская газета"