федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Оригинальные учебные программы, новые образовательные пространства, научно-исследовательские проекты

Оригинальные учебные программы, новые образовательные пространства, научно-исследовательские проекты

Самарский университет

В Самарском университете им. Королёва подвели первые итоги работы Передовой инженерной аэрокосмической школы

Ткаченко Иван Передовые инженерные школы (ПИАШ) РКЦ "Прогресс" Ростех Роскосмос ОДК-Кузнецов Шмотин Юрий Богатырев Владимир Партнеры Чупин Павел Образование студенту сотруднику абитуриентам
30.01.2023 2023-02-01

В июне 2022 года Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королёва на конкурсной основе стал одним из 30 участников федерального проекта "Передовые инженерные школы". На базе трех институтов: Института авиационной и ракетно-космической техники, Института двигателестроения и энергетических установок, Института информатики и кибернетики была сформирована Передовая инженерная аэрокосмическая школа (ПИАШ) "Интегрированные технологии в создании аэрокосмической техники" (Advanced Aerospace Engineering School).

К началу учебного года были оперативно разработаны новые образовательные программы, запущены процедуры конкурсного отбора студентов, а также преподавательского состава и научных работников. Это позволило с 1 сентября 2022 года начать учебный процесс. Сейчас позади осенний семестр, студенты завершили сдачу зимней сессии.

Как рассказал Иван Ткаченко, директор Передовой инженерной аэрокосмической школы Самарского университета им. Королёва, программой развития ПИАШ на 2022 год было запланировано запустить две образовательные программы: одну магистерскую, одну дополнительного профессионального образования (ДПО). Этот план перевыполнен: запущены две программы для магистратуры, две для бакалавриата, а также одна программа ДПО для сотрудников предприятий.

"К началу первого семестра Передовой инженерной аэрокосмической школы мы разработали и в первоочередном порядке запустили две магистерские программы, отобрали на них 37 человек. Но поскольку было очевидно, что к предстоящей учебе в магистратуре ПИАШ бакалавров лучше готовить заранее, мы параллельно работали и над двумя образовательными программами для бакалавриата. Они были запущены в том же осеннем семестре 2022 года. По этим программам учатся 34 студента 3-го курса. Кроме того, мы разработали 72-часовую программу дополнительного профессионального образования, по которой уже прошли подготовку 20 сотрудников предприятий. Сейчас наши образовательные программы покрывают практически весь спектр направлений Передовой инженерной аэрокосмической школы", – уточнил Иван Ткаченко.

Один из ключевых вопросов, без которых не может существовать ПИАШ – это привлечение университетом в проект высокотехнологичных компаний, получающих статус индустриального партнера. Сегодня у ПИАШ Самарского университета им. Королёва два таких партнера: АО "Ракетно-космический центр "Прогресс" (входит в госкорпорацию "Роскосмос") и ПАО "ОДК – Кузнецов" (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию, госкорпорация "Ростех").

Оба предприятия сотрудничают с университетом с момента его создания в 1942 году. Сейчас они взяли на себя обязательства по софинансированию ПИАШ и заключили с университетом соответствующие соглашения – это одно из базовых требований федерального проекта "Передовые инженерные школы".

И подготовку инженеров, и научно-исследовательские работы ПИАШ ведет, прежде всего, в интересах индустриальных партнеров. Они непосредственно участвуют в отборе студентов, которые учатся по программам ПИАШ. Предприятия организуют для них стажировки в различных форматах, а также определяют тематику научно-исследовательских проектов, которые выполняет коллектив ПИАШ. Например, в 2022 году "ОДК – Кузнецов" предложил для последующей разработки перечень из 35 различных проектов, ряд из них уже реализуется.

При этом Самарский университет им. Королёва готов к расширению круга индустриальных партнеров, если какие-то высокотехнологичные компании будут готовы принять на себя обязательства, предусмотренные федеральным проектом "Передовые инженерные школы".

Как отметил Иван Ткаченко, с момента формирования ПИАШ Самарского университета им. Королёва ряд ведущих предприятий аэрокосмической отрасли проявили интерес к сотрудничеству с ней. Сейчас в Совет ПИАШ входят представители РКК "Энергия", "ИСС" им. академика М.В. Решетнева", "Газпром космические системы", РСК "МиГ", "Авиакор – авиационный завод", а в числе потенциальных работодателей и заказчиков НИР и ОКР находятся Уральский завод Гражданской авиации, ОКБ "Факел", "Авиастар-СП", ООО "Специальный технологический центр" и ряд других.

Одно из требований федерального проекта "Передовые инженерные школы" – широкое распространение опыта таких школ, в том числе через трудоустройство выпускников сначала к индустриальным партнерам, а после удовлетворения их потребностей в инженерах и на другие предприятия отрасли. Чтобы облегчить адаптацию выпускников, Объединенная двигателестроительная корпорация, в структуру которой входит ПАО "ОДК – Кузнецов", с первых дней взяла курс на то, чтобы магистранты-двигателисты в процессе стажировок знакомились не только с самарским предприятием корпорации, но и с другими предприятиями ОДК.

"Сейчас у нашей Передовой инженерной аэрокосмической школы два индустриальных партнера: "РКЦ "Прогресс" и "ОДК – Кузнецов". Но мы не закрываем двери и для других высокотехнологичных компаний. Сейчас в Совете ПИАШ их шесть. Более того, в ходе совещания с руководством Самарского университета им. С.П. Королёва генеральный конструктор Объединенной двигателестроительной корпорации Юрий Николаевич Шмотин настоятельно рекомендовал учитывать в образовательных программах ПИАШ интересы не только самарского предприятия "ОДК – Кузнецов", но и всей ОДК в целом. И это очень точно отражает дух федерального проекта "Передовые инженерные школы". Ведь только до 2030 года ПИАШ нашего университета обязана выпустить и трудоустроить 1,3 тысячи высококлассных специалистов. Это значительно больше, чем требуется двум крупнейшим предприятиям Самары. Но мы знаем, что наших выпускников охотно примут и другие высокотехнологичные компании аэрокосмической отрасли", – резюмирует Владимир Богатырев, ректор Самарского национального университета им. С.П. Королёва.

Как сообщил Иван Ткаченко, планом работы ПИАШ на 2022 год были предусмотрены стажировки для 8 студентов, обучающихся в магистратуре технологического профиля. В реальности такие стажировки прошли 12 студентов, которые приняли участие в научно-исследовательских проектах в интересах индустриальных партнеров.

Стажировки на предприятиях за счет предоставленных грантов были запланированы для 7 магистрантов, в том числе в формате работы с наставником. Благодаря активному взаимодействию с индустриальными партнерами в осеннем семестре 2022 года такие стажировки на грантовой основе прошли 10 студентов: 5 в РКЦ "Прогресс", 5 – в "ОДК – Кузнецов".

"Наше предприятие заинтересовано в высококлассных, разносторонне подготовленных инженерных кадрах. Как индустриальный партнер Самарского университета имени С.П. Королёва по проекту Передовой инженерной аэрокосмической школы, мы непосредственно участвуем в формировании образовательных траекторий магистрантов, обучающихся по программам ПИАШ. При этом особое внимание уделяется профессиональным стажировкам, поскольку это основа для опережающей адаптации будущих инженеров на предприятии и для их участия в научно-исследовательских работах уже сейчас, в процессе обучения.

В осеннем семестре 2022 года мы организовали стажировку для пятерых магистрантов ПИАШ. Нами была разработана очень насыщенная, разносторонняя программа, которая позволила студентам познакомиться с двумя предприятиями Объединенной двигателестроительной корпорации – "ОДК – Кузнецов" в Самаре и "ОДК – Сатурн" в Рыбинске. В стажировку также вошли занятия в ведущих вузах России – Московском авиационном институте (национальный исследовательский университет) и Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого", – говорит Павел Чупин, генеральный конструктор ПАО "ОДК – Кузнецов".

Научно-педагогические сотрудники ПИАШ повысили квалификацию в формате стажировок в высокотехнологичных компаниях (РКЦ "Прогресс", "ОДК – Кузнецов", "ИСС им. академика М.Ф. Решетнева"), в ведущих профильных научно-исследовательских учреждениях (ЦАГИ, ВИАМ) и университетах (МГТУ им. Баумана, МАИ, НИУ ВШЭ, СПбГМТУ, СПбПУ Петра Великого и др.). Всего в различных форматах квалификацию повысили 79 сотрудников ПИАШ вместо запланированных 20-ти.

По словам Ивана Ткаченко, в 2022 году в интересах индустриальных партнеров ПИАШ Самарского университета им. С.П. Королёва выполнила 11 различных исследований и работ за счет средств гранта по четырем основным тематикам научно-исследовательской повестки Школы.

В их числе такие, как "Разработка конструкторско-технологических решений роботизированной сборки малых космических аппаратов нано-класса", "Разработка комплексной интегрированной технологии аддитивного производства деталей авиационно-космической техники из отечественных металлических порошков", "Разработка программного обеспечения для проектирования технологического процесса инкрементального формообразования осесимметричных изделий с равномерной толщиной стенок", "Разработка гибкой роботизированной производственной ячейки для магнитно-импульсной обработки материалов" и ряд других.

По этому спектру разработок в 2022 году получены два патента, представлена одна полезная модель, разработаны 11 компьютерных программ, программных модулей и библиотек. Кроме того, в 2022 году по заказам предприятий было выполнено НИОКР на сумму свыше 103 млн рублей.

Следующий этап – внедрение этих разработок и выполнение новых работ совместно с индустриальными партнерами.

Как сообщил Иван Ткаченко, в структуре ПИАШ созданы четыре подразделения. В их числе три интерактивных комплекса опережающей подготовки инженерных кадров на основе современных цифровых технологий: "VR-технологии", "Цифровые аддитивные технологии" и "Робототехника и мехатроника", а также Киберфизическая фабрика малых космических аппаратов.

На базе интерактивных комплексов в корпусе №15 в самое ближайшее время планируется развернуть три новых образовательных пространства. Ремонт отведенных под них помещений уже завершен, оборудование закуплено, идет его монтаж и пусконаладка. Что касается оборудования, приобретенного для киберфизической фабрики МКА, то оно устанавливается в научном корпусе №18 и корпусе ЭИК-3.

Справочно:

Основные направления деятельности ПИАШ:

  • разработка и реализация новых образовательных программ на всех уровнях подготовки (бакалавриат, специалитет, магистратура, программы дополнительного профессионального образования);
  • создание современных интерактивных образовательных пространств и новых научно-технологических лабораторий;
  • создание, развитие и использование опытных экспериментальных производств;
  • организация повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки, в том числе в форме стажировки на базе высокотехнологичных компаний, для профессорско-преподавательского состава и управленческой команды ПИАШ, а также образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы инженерного профиля;
  • организация прохождения практик и (или) стажировок, в том числе в формате работы с наставниками, для талантливых студентов лучших магистерских программ.

Действующие образовательные программы
ПИАШ Самарского университета им. С.П. Королёва

Наименование образовательной программы Специальность Кол-во
обуч.
Магистратура
"Автоматизация и инновации в проектировании и производстве авиационной техники" 24.04.04
Авиастроение
15
"Искусственный интеллект и большие данные в двигателестроении" 24.04.05
Двигатели летательных аппаратов
22
Бакалавриат
"Перспективные ракетно-космические комплексы" 24.03.01 Ракетные комплексы и космонавтика 17
"Проектирование электронно-вычислительных средств" 11.03.03 Конструирование и технология электронных средств 17
Дополнительное профессиональное образование (ДПО)
"Промышленный дизайн производственной линии" (72 часа)   20