Вся 80-летняя история Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королёва неразрывно связана с авиацией. Собственно, он и создавался как вуз Наркомата авиапромышленности. И сегодня, несмотря на широкий спектр инженерных, естественнонаучных и гуманитарных специальностей, по которым здесь обучаются студенты, подготовка авиационных инженеров остается в центре внимания. В их числе специалисты по эксплуатации воздушных судов и их силовых установок, а также по авиационным перевозкам.
Так сложилось, что приказ Всесоюзного комитета по делам высшей школы при Совнаркоме СССР о создании в Куйбышеве (в январе 1991 года городу вернули историческое название Самара – прим. авт.) авиационного института №143/М вышел 17 июля 1942 года. На сталинградском направлении шли тяжелые бои, фронту позарез были нужны самолеты, и столь же остро авиастроительные, двигателестроительные, агрегатные предприятия, эвакуированные в Куйбышев, нуждались в квалифицированных инженерах.
Создателем и первым врио директора авиационного высшего учебного заведения стал доцент А.М. Сойфер. Сейчас трудно представить, скольких усилий стоило сформировать коллектив преподавателей, набрать студентов, переоборудовать помещения. Но 1 октября 1942 года в Куйбышевском авиационном институте (КуАИ) начались занятия, а в 1944 году состоялся первый выпуск.
Первоначально работали два факультета – самолетостроительный (№1) и моторостроительный (№2). Но уже в 1949 году открылась специальность 1610 "Техническая эксплуатация самолетов и двигателей". В 1952-м сформировали кафедру технической эксплуатации самолетов и двигателей, которую возглавил доцент И.Д. Старостин, а в 1958 году он встал во главе вновь созданного факультета технической эксплуатации самолетов и авиадвигателей (№3). Для практического освоения воздушных судов и технологии их обслуживания в его структуру включили созданный еще в 1953 году учебный аэродром. В 1961-м "третий" переименовали в Факультет технической эксплуатации летательных аппаратов.
За годы существования аэродрома, в распоряжение преподавателей и студентов поступили 25 воздушных судов, составлявших основу парка Гражданской авиации СССР: несколько Ан-2, Ан-12, Ан-24, Л-410, Як-12, Як-42, Ту-104, Ту-134 и, конечно же, Ту-154. Это была самая первая поднявшаяся в небо "стопятьдесятчетверка" с бортовым номером 85003. В учебную программу также вошли лабораторные работы на "живых" вертолетах Ми-2, Ми-6 и Ми-8. А в 1987 году на Куйбышевский авиазавод перегнали подаренный институту сверхзвуковой Ту-144ЛЛ, который скоро занял свое место на стоянке учебного аэродрома КуАИ.
Со временем у студентов факультета №3 появилась возможность проложить путь в небо. В 1970-е годы здесь начали готовить бортинженеров. Базовой машиной стал, разумеется, Ту-154. Выпускавший этот тип воздушных судов Куйбышевский авиазавод активно помогал вузу, и на кафедре конструкции и проектирования летательных аппаратов (КиПЛА) появилась "живая" кабина с рабочими местами экипажа. И пусть тренажер этот был без стенок, без дверей, без остекления и экранов, но вся авионика была настоящая. Стараниями кафедральных умельцев приборы четко отображали все действия с арматурой кабины, а лаборант мог смоделировать самые различные режимы полета.
Серьезный подход к обучению привлекал талантливую, неординарную молодежь. Было чем заняться и в каникулы – среди десятков студенческих стройотрядов (далее - ССО) огромной популярностью пользовался ССО бортпроводников "Гея".
Факультет №3 воспитал инженеров-эксплуатационщиков, добившихся выдающихся успехов. Среди них видный специалист по вопросам летной годности воздушных судов, замминистра Гражданской авиации СССР, замруководителя Федеральной авиационной службы РФ В.В. Горлов и замминистра Гражданской авиации СССР Л.С. Свечников. В их числе К.А. Титов, 17 лет возглавлявший в статусе губернатора Самарскую область, вице-премьер правительства РФ О.Н. Сысуев, генеральный директор АО "Авиакор – авиационный завод" А.В. Гусев.
Самарский университет им. Королёва на протяжении всей своей истории придерживается главного принципа - обучение через науку и практику. Для этого здесь созданы все условия - так, на кафедре эксплуатации авиационной техники работает класс, оборудованный симуляторами по обучению эксплуатации самолётов А320 и Боинга 737 – обе марки среди самых популярных машин российских авиакомпаний. Класс – это 12 рабочих мест. Рабочее место симулятора – это персональный компьютер, два монитора, на которых транслируется системы самолёта, и ноутбук, в который загружена теоретическая часть (видеоуроки, схемы, инструкции). Преподаватель проводит демонстрацию работы систем самолёта, а также вносит неисправности, которые будут искать студенты.
Новые реалии и запросы помогают вузу развивать самые актуальные компетенции. В 2000-е, студенты университета, как и их предшественники, задействованы в решении стратегических для страны задач. Один из крупных проектов был связан с выполнением большого цикла работ по проектированию оснастки для крупноразмерных элементов крыла и фюзеляжа нового самолета "МС-21". Главное, чего ожидали создатели и эксперты от "МС-21" - идеальных аэродинамических поверхностей, полученных с помощью технологий, применяемых при создании изделий из композитных материалов.
И студенты с этой задачей справились - они применили все свои знания и умения, чтобы в итоге самолет встал на идеально гладкое крыло.
В университете завершено оснащение научно-технологического центра композиционных материалов, в котором будут изготавливаться крупноразмерные формы из композитов. Вуз ориентирован на развитие композитных технологий во всем цикле – от проектирования изделий до испытаний. К примеру, в кооперации с КНИТУ-КАИ и МАИ университет выполнял комплексную работу (от проектирования до производства и испытания) по созданию интерцептора для гражданского самолета Sukhoi Superjet 100. На примере таких проектов вуз отрабатывает переход на создание конструкций для авиации из композиционного материала, поскольку за ним будущее.
В авиации востребованы и магнитно-импульсные методы воздействия на металл, которые активно развивают именно в Самарском университете им. Королёва. У технологии обработки материалов с помощью импульсного магнитного поля широкие возможности с точки зрения придания изделиям заданной формы. Она используется для высокоточной штамповки, сборки, сварки заготовок, в том числе крупногабаритных, из алюминиевых и медных сплавов. Воздействуя импульсными магнитными полями на расплав, можно получить сплав с характеристиками значительно лучшими, чем при использовании обычного способа. Так, Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова заказал университету магнитно-импульсные установки для штамповки оболочек самолетов.
Самарский университет им. Королёва является одним из центров компетенций в стране в сфере аддитивных технологий. Сотрудники одноименной лаборатории вуза отрабатывают технологические процессы изготовления основных деталей газотурбинных двигателей из отечественных металлических порошков жаропрочных сплавов путем их лазерного сплавления и послойной печати на 3D-принтере. По результатам исследований, изготовленные таким образом изделия превосходят по ряду показателей полученные традиционными методами обработки. Это открывает возможности использования технологии 3D-печати различных узлов для авиадвигателестроения. Здесь университет плотно сотрудничает с самарскими предприятиями - ПАО "ОДК-Кузнецов", РКЦ "Прогресс", ПАО "Салют", ОАО "Металлист-Самара".
Сегодня выпускники Самарского университета им. Королёва работают практически во всех главных авиационных центрах страны. Более того, в последние годы наблюдается резкий спрос на студентов и аспирантов вуза. Авиационный комплекс им. Ильюшина привлекал студентов и аспирантов к разработке грузового варианта самолета ИЛ-96. В выпускниках крайне заинтересованы и в ОАО ЭМЗ им. Мясищева, и в КБ "Туполев", и в ПАО "Иркут" и в других стратегических предприятиях России.
Комментарий:
Андрей Прокофьев, первый проректор - проректор по научно-исследовательской работе Самарского университета им. Королёва:
- В 2021-2022 годы, благодаря участию в программе "Приоритет-2030", университет включился в производство летательных аппаратов. Нами выполняются работы по технологическому сборочному оснащению производства самолетов ТВРС-44 "Ладога" для АО "Авиакор - авиационный завод". Этот проект направлен на обеспечение импортонезависимости авиационной отрасли страны. В результате выполнения работ снизится трудоемкость, повысится точность сборки и улучшатся аэродинамические показатели самолета.
Запущено и мелкосерийное производство малоразмерных БПЛА самолетного типа. Университет стал Центром развития компетенций в области беспилотных авиационных систем для учащихся школ, СПО и вузов. Центр беспилотных систем университета принимает участие в междисциплинарных проектах: мониторинге нефтяных месторождений, археологических экспедициях, реализует программы дополнительного образования по основам управления беспилотными летательными аппаратами.