При создании КуАИ в его составе была организованна кафедра с названием «Производство авиационных двигателей». Педагогический состав формировался из специалистов с опытом работы в вузах и хорошо знавших производство. Первым заведующим кафедрой стал доцент, к.т.н. Георгий Дмитриевич Максимов.
Коллективом кафедры созданы четыре учебных лаборатории, в которых обучались студенты 4-го и 5-го курсов. В этот период остро встал вопрос о повышении научной квалификации молодых преподавателей. За четыре года были подготовлены три кандидата наук, обучавшиеся в аспирантуре МАИ.
Начиная с 1943 года под руководством основоположника отечественной науки о резании металлов д.т.н. профессора Наума Иосифовича Резникова выполнен комплекс научно-исследовательских работ по развитию теоретических основ процесса резания, разработки новых методов механической обработки специальных материалов.
Кафедра приняла активное участие в освоении серийного выпуска газотурбинных и ракетных двигателей. Специалисты кафедры совместно с работниками предприятий впервые в СССР внедрили в серийное производство электрохимический метод формообразования пера лопаток ГТД.
В конце 70-х на заводе им. М. В. Фрунзе открылся филиал кафедры.
В 90-е годы кафедру возглавил Игорь Леонидович Шитарев - генеральный директор ОАО «Моторостроитель». В этот период развитие кафедры определялось разработкой и практическим освоением методологии сквозного использования CAD/CAM/CAE систем на основе проектирования технологических процессов по 3D-моделям деталей узлов двигателя. Это направление было новым, передовым, требовало освоения различных программных продуктов и создания цифровых моделей для всех этапов производственного процесса, включая получение заготовок, разработку управляющих программ и контроль.
Кафедру ждало техническое перевооружение, разрабатывались новые курсы, новые специальности для подготовки инженеров-организаторов и инженеров-экономистов, что позволило реализовать концепцию «умного» производства. Развивалось и международное сотрудничество, инженеры предприятий проходили курсы переподготовки без отрыва от производства. Был создан институт производственных инновационных технологий, включающий центр САМ-технологий и центр аддитивных технологий, оснащённых самым современным производственным оборудованием с ЧПУ и оборудованием быстрого прототипирования.
Кафедра превратилась в хорошо оснащённое подразделение, укомплектованное молодыми, перспективными преподавателями, научными сотрудниками и техническими специалистами, способное решать современные задачи подготовки и переподготовки кадров не только для базового предприятия, а для всех промышленных предприятий Самарского региона. На кафедре подготовили 21 доктора наук и 73 кандидата наук.
В настоящее время в науке и учебном процессе кафедры «Технологий производства двигателей» (переименована в 2015 г.) приоритетными являются следующие направления: «Аддитивные технологии», «Моделирование процессов в технических и организационных системах», «Цифровые методы и инструменты обеспечения точности изделий», «Автоматизация и разработка технологий многоосевой обработки на оборудовании с ЧПУ, обеспечение характеристик поверхностного слоя».