федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
"Цель образовательной модели ПИАШ - подготовка команд, умеющих реализовывать крупномасштабные проекты"

"Цель образовательной модели ПИАШ - подготовка команд, умеющих реализовывать крупномасштабные проекты"

Самарский университет

Университет принимает участие в работе Х Международного форума технологического развития "Технопром-2023"

сотруднику Технопром-2023 (форум) Роскосмос Авиакор ОДК-Кузнецов Передовые инженерные школы (ПИАШ) Шмотин Юрий Новикова Юлия Вдовин Роман Савич Екатерина Болгова Виктория Зубарев Никита Богатырев Владимир Форум
22.08.2023 2023-08-22

Во вторник, 22 августа, в Новосибирске начал работу Х Международный форум технологического развития "Технопром-2023". Участие в нем принимают представители из 80 регионов России и зарубежных стран. Ключевая тема юбилейного форума - "Наука, технология, индустрия в основе развития регионов".

Активно участвует в работе форума и делегация Самарского университета им. Королёва во главе с ректором Владимиром Богатыревым. Также в составе делегации университета - проректор Виктория Болгова, заместитель проректора, начальник управления сопровождения инновационных проектов и программ Никита Зубарев, руководитель интерактивного комплекса опережающей подготовки инженерных кадров "Цифровые аддитивные технологии" Роман Вдовин, сотрудник Передовой инженерной аэрокосмической школы Екатерина Савич, председатель совета молодых ученых и специалистов Юлия Новикова, сотрудник отдела маркетинга и продвижения научно-технических разработок Юлия Комисар.

Одним из ключевых мероприятий форума стала дискуссия, посвященная формированию облика инженера нового типа, а именно "Компетенционный портрет выпускника Передовой инженерной школы, отвечающий запросам реального сектора экономики". Участие в ней приняли заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев, заместитель генерального директора - генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин, ректор "МИФИ" Владимир Шевченко и другие.

В ходе дискуссии Владимир Богатырев представил участникам форума основные принципы образовательной модели Передовой инженерной аэрокосмической школы (ПИАШ), работающей в Самарском университете с 2022 года. Напомним, ПИАШ университета создана рамках федерального проекта Минобрнауки России "Передовые инженерные школы" для подготовки инженеров новой формации, владеющих наукоемкими и мультидисциплинарными технологиями.

Деятельность ПИАШ Самарского университета им. Королёва охватывает такие направления, как космическое машиностроение, авиационное двигателестроение и информационные технологии. Фронтирная инженерная задача, которая ставится перед школой, – разработка комплексных решений по ускорению процессов создания и модернизации изделий аэрокосмической техники, а также подготовка инженерных кадров.

Выступая перед участниками форума, Владимир Богатырев отметил, что образовательная модель Передовой инженерной аэрокосмической школы составлена в соответствии с компетенциями, которые необходимы ведущим индустриальным партнерам школы - Роскосмосу, ОДК и "Авиакору — авиационному заводу".

Образовательная программа ПИАШ реализуется преподавателями, которые были отобраны по результатам конкурса. А в учебном процессе задействованы сразу и методист, и лектор, и наставник с предприятия, и научный сотрудник, - все они помогают обеспечивать качество и разнородность подготовки студентов.

При этом ректор особо отметил, что все студенты ПИАШ вовлечены в проектно-исследовательскую деятельность по научным тематикам школы. "Цель нашей образовательной модели - подготовка разнопрофильных специалистов, которые могут работать в команде для создания комплексных технологических решений в аэрокосмической отрасли. В образовательные программы ПИАШ включены треки, формирующие компетенции исследователя, практика или организатора. На основе таких треков формируются роли студента в проекте - инженер-исследователь, инженер-практик, инженер-менеджер. По итогам реализации такой модели выпускники школы будут лучше понимать деятельность отрасли в целом и будут готовы к реализации и координации крупномасштабных проектов", - пояснил Владимир Богатырев.

Ожидается, что у выпускника ПИАШ Самарского университета им. Королёва будет сформирован пул компетенций, включающий: цифровые, предметно-профессиональные, проектно-исследовательские и личностные компетенции в рамках концепции "Цифрового завода". Для формирования же метакомпетенций у студентов в процессе обучения задействованы созданные в ПИАШ интерактивные комплексы опережающей подготовки инженерных кадров. Предметно-профессиональные и проектно-исследовательские компетенции будут формироваться на создаваемых в ПИАШ киберфизических и цифровых фабриках.

Кроме того, в целях трудоустройства студентов и отслеживания карьерной траектории выпускников ПИАШ создана цифровая электронно-информационная система. Она накапливает информацию о деятельности студента и формирует его портфолио и резюме, по которым его легко может найти работодатель.

Впереди у участников форума 3 дня насыщенной деловой программы, включающей мероприятия с участием руководства страны, панельные дискуссии с руководителями ключевых министерств и институтов развития, представителями госкорпораций и технологичного бизнеса, экспертные сессии, круглые столы и лекции ведущих мировых ученых и руководителей ключевых вузов России и зарубежных государств по вопросам межрегионального и международного кооперационного взаимодействия.

Справочно:

Международный форум технологического развития "Технопром-2023" - это площадка для выстраивания межрегиональных и международных кооперационных цепочек в целях импортозамещения (импортоопережения) и достижения технологического суверенитета страны на примере конкретных проектов, кейсов, технологических разработок.