Студенты нескольких российских вузов, в том числе Самарского университета им. Королёва, совместно разработали сервис для дистанционной оплаты со смартфона проезда в общественном транспорте. Данный сервис, получивший название "Плати в пути", избавит пассажиров от необходимости подходить в час пик к валидатору, чтобы приложить карту или смартфон для оплаты. Установленное на смартфоне приложение само автоматически заплатит за проезд с банковской карты, прикрепленной к сервису, пользователю нужно будет только зайти в автобус или маршрутку и немного проехать.
"Приложение на смартфоне через блютуз свяжется со специальными блютуз-датчиками, установленными в транспортном средстве. Сервис получит данные, что пользователь едет в таком-то автобусе по такому-то маршруту, и в приложении на смартфоне будет создан временный чек для оплаты, который можно будет показать контролерам в случае внезапной проверки. Сама оплата проезда произойдет лишь спустя некоторое время, деньги будут списаны через СБП, и в приложении тогда появится уже постоянный чек, официально подтверждающий произведенную оплату", - рассказал студент Института экономики и управления Самарского университета им. Королёва Кирилл Андреев, специализирующийся по направлению подготовки "Бизнес-информатика".
По словам Кирилла Андреева, эта особенность - задержка оплаты - позволит избежать ложных срабатываний системы, например, когда пользователь с включенным в автоматическом режиме приложением на смартфоне стоит на остановке и оказывается в зоне действия блютуз-датчиков подъехавшего автобуса. Система может ошибочно решить, что пользователь зашел в автобус, но как только автобус отъедет, блютуз-связь прервется и никакой оплаты не произойдет.
Можно даже вообще не включать автоматический режим, но тогда, войдя в салон, нужно будет доставать смартфон и вручную нажимать на кнопку в приложении, подтверждая оплату. В любом случае, будет удобнее и проще пользоваться этим приложением - оно позволит не думать о процессе оплаты проезда, к тому же исчезнет необходимость подходить к валидатору или передавать по цепочке пассажиров свою банковскую карту или смартфон, переживая при этом, не уронят ли недешевый гаджет и не потеряют ли карту.
Для работы сервиса в автобусах и маршрутках необходимо будет установить ESP-контролеры (это такие платы с микросхемами и блютуз-датчиками), они недорогие, примерно по 250 рублей. Для связи смартфонов и блютуз-датчиков разработчики выбрали особый протокол блютуза - BLE (Bluetooth Low Energy). Благодаря применению этого протокола, нагрузка на аккумулятор смартфона будет значительно меньше, чем если бы использовался обычный Bluetooth Classic, по которому, например, подключаются беспроводные наушники. Кроме того, с протоколом BLE пользователю сервиса не нужно будет заботиться о видимости своего устройства (что необходимо в Bluetooth Classic), здесь достаточно будет лишь заранее включить Bluetooth на смартфоне, подключение произойдет автоматически.
"Данный сервис несомненно добавит удобства при оплате проезда. Стоит отметить, что эта система подойдет для любого наземного общественного транспорта и не только транспорта - в перспективе с помощью подобного сервиса можно будет организовать самостоятельную оплату посещения музеев, выставок, других общественных мест, где нужно платить за вход, да даже, например, на автозаправках можно будет автоматически оплачивать залитый бензин, не выходя из машины", - предположил Кирилл Андреев.
Команда проекта по созданию сервиса сформировалась в апреле 2023 года, в нее вошли девять человек, в том числе представители Санкт-Петербургского государственного университета, Самарского университета им. Королёва, Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина. Мобильное приложение сервиса написано для Android-смартфонов, но будет версия и для айфонов.
"Продукт готов к запуску, сейчас решаются организационные вопросы. В наших планах масштабирование сервиса по всем регионам, в том числе и в Самарской области, но сначала мы планируем "обкатать" сервис в этом году в транспорте Санкт-Петербурга", - отметил Кирилл Андреев.