федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Секреты побед Светланы Капаниной

Секреты побед Светланы Капаниной

Самарский университет

Семикратная абсолютная чемпионка мира в женском зачете по самолетному спорту встретилась со студентами Самарского университета им. Королёва

Хабло Иван Зрелов Владимир Интервью студенту сотруднику Визиты военно-учетный стол Капанина Светлана
05.03.2024 2024-03-15
Светлана Капанина внесена в книгу рекордов Гиннеса как самый титулованный пилот в мировой истории спортивной авиации. Семикратная абсолютная чемпионка мира в женском зачете по самолетному спорту стала гостьей Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королёва. В программе ее короткой рабочей поездки – знакомство с Центром истории авиационных двигателей (ЦИАД), Военным учебным центром (ВУЦ) им. Героя Советского Союза генерала Г.П. Губанова и встреча со студентами.

В экспозиции ЦИАД около сотни советских, российских и зарубежных авиационных и ракетных двигателей, среди которых есть раритетные образцы. Профессор Владимир Зрелов, директор ЦИАД, ознакомил Светлану Капанину с уникальной коллекцией, центра, которая активно используется в учебном процессе.

Начальник Военного учебного центра полковник Иван Хабло и его заместитель полковник Виктор Одобеску рассказали гостье об истории ВУЦ, о его прославленных руководителях и выпускниках, показали музей, продемонстрировали авиационную технику, которую курсанты изучают по программам подготовки солдат, сержантов и офицеров запаса.

А затем в одной из аудиторий ВУЦ состоялась встреча Светланы Капаниной со студентами Самарского университета им. Королёва. Чемпионка кратко рассказала о своей спортивной карьере, которая началась еще в школе – с занятий спортивной гимнастикой.

"Я очень любила этот вид спорта, и у меня была шикарная тренер – Лариса Александровна Еремушкина-Руппель. Я до сих пор поддерживаю с ней отношения, мы списываемся почти каждый день. Она привила нам любовь к спорту, дружбу в команде, уважение к сопернику, умение достигать цели. Всё, что в жизни, в спорте, в ребенке, в человеке, должно быть хорошего от наставника – в первую очередь, я получила от нее", – поделилась Светлана Капанина.

В то время ее любимые книги – приключенческая классика, хотя времени на чтение оставалось очень мало. А из книг об авиации Светлана Владимировна выделяет "Право на штурвал" Игоря Егорова – абсолютного чемпиона мира по самолетному спорту 1970 года, обладателя самого престижного в авиаспорте кубка Арести, летчика-испытателя. И выпускника Куйбышевского авиационного института (сейчас – Самарский университет им. Королёва).

Капанина говорит, что всю летную жизнь старается следовать правилу из книги Егорова: "Красивый пилотаж – это пилотаж без единого лишнего движения". И результат впечатляет – семь абсолютных побед и сорок одна медаль в отдельных упражнениях на мировых первенствах. Но что именно стало мотивацией к тому чтобы проявить себя именно в пилотаже – летать и побеждать?

"Все, что связано с авиацией – это Леонид Аркадьевич Солодовников (летчик-инструктор-штурман Курганского авиаспортклуба, погиб в 1994 году – прим. ред). Это человек, который первый меня "прокатил" на пилотаж. Он сформировал мой летный почерк, дал мне любовь к летному делу и желание быть первой – именно в авиации", – рассказала чемпионка.

От прихода Светланы Капаниной в Курганский авиационно-спортивный клуб в 1988 году до включения ее в сборную России – всего 3 года. А уже в 1993-м она впервые выступала на чемпионате Европы в небольшом итальянском городке Гроссето. Кто в Италии мог тогда знать российскую спортсменку? Однако по всему городу висели баннеры: "Benvenuti a Capannina!"

"Я тогда подумала: "Добро пожаловать"? Ничего себе они меня встречают! Правда в фамилии лишнюю букву "н" написали. А оказалось, что "Capannina" – название местной дискотеки, которая только что открылась. Но потом весь город знал!" – улыбается Светлана Капанина.

Из Гроссето она вернулась с "серебром" и получила звание мастера спорта, а тренировавший ее Леонид Солодовников – звание заслуженного тренера России.

Светлана Капанина рассказала, как через два года на чемпионате мира в ЮАР 44 пилота-мужчины, как один, будут на жеребьевках стоя скандировать ей, единственной девушке: "First! First! Первая! Первая!" Что это было – галантность или тонкий расчет? Кто знает… Впрочем, хорошо известно, что выступающему первым высоких оценок стараются не ставить. Судьи оставляют своеобразный запас – ведь неизвестно, как выступят другие. Тем более, что в 1995-м в Кейптауне основные команды были самого высокого уровня Unlimited.

В одном из упражнений Капаниной действительно выпало лететь первой – и она показала третий результат. Но "золото" и "серебро" в других упражнениях вывели ее на второе место в абсолютном зачете. Вторая среди 44 пилотов-мужчин – это было лишь начало. Дальше был чемпионат мира 1996 года в Оклахоме и первый триумф, первая абсолютная победа и все "золото" чемпионата.

"Мы всегда слышали: ну, Америка – они же всегда только за своих, им больше никого не надо. А тут мы приехали – скромные россияне, забрали все медали – и уехали домой, – вспоминает Светлана Капанина. – Но нас там встречали очень хорошо. Подарили нам ключ от города Оклахома, он у меня дома хранится".

В Самарском университете им. Королёва 60 лет трудился человек, которого хорошо знали и в нашей стране, и за рубежом. Профессор Юрий Тарасов – завкафедрой прочности летательных аппаратов, проректор по научной работе, а еще мастер спорта, судья международной категории по самолетному спорту, автор оригинальной методики оценки результатов судейства. Кстати, признанной и поддержанной зарубежными коллегами.

Помнит Юрия Леонидовича и Светлана Капанина. Неслучайный вопрос чемпионке: ее мнение о качестве судейства на сегодняшних первенствах? Ответ был резким.

"Не зря же говорят: "А судьи кто?" Страны, из которых приезжают один-два спортсмена выставляют на чемпионаты судей, которые сами не летали на пилотаж. Разве они могут дать объективную оценку? Бывали и у нас времена, когда наши судьи в своей же команде пытались одних засудить, чтобы вытянуть других, хотя это снижало общий результат команды. Так быть не должно. Должна быть гордость за страну. Сейчас на чемпионатах России проводят разные обучающие программы для судей, добиваясь более грамотного судейства", – говорит Светлана Капанина.

Невольно вспоминается, как в 1999 году в финале чемпионата России по самолетному спорту Юрий Тарасов выступил одним из инициаторов дружеского соревнования среди членов судейского корпуса на самую "красивую" петлю Нестерова. Судьи летают – спортсмены судят. И сам выполнил эту фигуру на очень строгом спортивном самолете Су-29.

Студенты-авиаторы не могли не спросить: какой из освоенных Светланой Капаниной спортивных самолетов – самый любимый?

"Я очень люблю Су-26. Начинала на Як-52, потом были Як-55, Як-50, но основной мой самолёт – это Су-26, – рассказала чемпионка. – Сейчас они уже не выпускаются, но я себе верна. Я работаю на фирме Сухого, летаю на Су-26 и живу на улице Авиаконструктора Сухого. Это судьба".

Кстати, Светлана Владимировна – действующий пилот и продолжает готовиться к соревнованиям, хотя и не так интенсивно, как ранее. Сейчас летает на немецкой "Экстре", но, по ее словам, для сборной России уже восстанавливают четыре Су-26.

Вопрос о самой любимой фигуре высшего пилотажа чемпионка подправила. Свои пилотажные предпочтения она раскрывать не стала, зато рассказала об элементе, выполнить который труднее всего.

"Самая сложная фигура – "колокол". Здесь очень важно выдержать очень чистую вертикаль и в конце так же точно создать "страховку" – отклонение на 3 градуса в ту сторону, куда предстоит делать отмашку, – пояснила Светлана Капанина, показывая ладонью положение самолета в верхней точке фигуры, когда он замирает неподвижно. – Если пилот на вертикали допустил даже небольшое отклонение, то при отмашке самолет пойдет, куда придется, например, на крыло – а это значит, что у вас ноль баллов за фигуру с высоким коэффициентом сложности".

Во время тренировок и выступлений спортсмены выполняют фигуры с очень высокими перегрузками. На грани возможного – иначе не победить. И техника не всегда выдерживает экстремальные нагрузки. На вопрос о нештатных ситуациях, об отказах Светлана Капанина отвечала с улыбкой, но это сейчас, когда все позади.

"Были, конечно, отказы. Двигатель отказывал, один раз это произошло на МАКСе, Международном авиационно-космическом салоне в Жуковском. Там, к счастью, зрители ничего не заметили. Я села и даже смогла отрулить с взлетной полосы, освободила место следующему участнику программы", – вспоминает Светлана Владимировна.

За летную карьеру у нее дважды срывало фонарь кабины, как-то на пилотаже оторвалась лопасть винта, пробила плоскость, и тут же срезало выходной вал – остатки винта просто улетели. Не раз отказывали тормоза. Однажды из-за нелепой ошибки технического персонала пришлось садиться на короткую полосу "без тормозов", да еще под уклон и с попутным ветром… В авиации нет мелочей, и путь к победам в самолетном спорте – это всегда риск.

К слову, дети Светланы Капаниной пока не пошли по маминым стопам, хотя дочь не раз говорила, что будет летать. Но спорт, который они выбрали, не менее рискованный и тоже связан со скоростью – сноуборд.

Заключительный вопрос задал полковник Иван Хабло – специально для парней, присутствовавших на встрече: какое качество Светлана Капанина больше всего ценит в мужчинах?

"Для меня – это сила. Внутренняя сила, я её чувствую. Парни, будьте сильными, но в то же время нежными со своими девушками. Не обязательно идти на турник, чтобы показывать свою силу, но она всегда должна быть у вас внутри. Идите смело к своей цели – но с любовью к людям. И у вас всё получится!", – завершила диалог Светлана Капанина.

Справочно:

Светлана Владимировна Капанина (род. 28 декабря 1968 г.) — российский пилот, семикратная абсолютная чемпионка мира в женском зачете по самолетному спорту (1996, 1998, 2001, 2003, 2005, 2007, 2011 гг.). Сорок один раз становилась чемпионкой мира в отдельных видах программы среди женщин (1996, 1998, 2000, 2001, 2003, 2005, 2007, 2009, 2011, 2013 гг.).

Заслуженный тренер России (2002 г.), заслуженный мастер спорта России по высшему пилотажу (1995 г.), кандидат в мастера спорта по спортивной гимнастике, летчик-инструктор 1 класса лётно-испытательной и доводочной базы ПАО "Компания "Сухой" "ОКБ Сухого".

В 1995 году окончила Калужское авиационное лётно-техническое училище, а в 2016 году – Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации.

В авиационном спорте с 1988 года. Освоила самолёты Як-52, Як-50, Як-55, Су-26, Су-29, Су-31 и их модификации, Extra 300, Extra 330[de], а также планёр LET L-13 Бланик.

В 1991 году Светлану Капанину включили в состав сборной команды России по высшему пилотажу. В 1993 году она, впервые принимая участие в международных соревнованиях, стала серебряным призером чемпионата Европы.

В 1998 году в Великобритании Светлана Капанина открывала авиашоу в честь 80-летия королевских ВВС. В 2003 году она занесена в книгу рекордов Гиннесса как самый титулованный пилот в мировой спортивной авиации.

Объявлена лучшим пилотом столетия (по версии Международной авиационной федерации – FAI). В 2005 году награждена Золотой именной медалью FAI Sabiha Gökçen как единственная на тот момент 5-кратная абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу (2005 г.).

Фото: Дарья Шешунова