Сегодня завершает работу Международный научно-технический форум, посвящённый 100-летию ОАО «КУЗНЕЦОВ» и 70-летию СГАУ
Самарский университет
Самарский университет
Он собрал на своих площадках известных и молодых учёных, специалистов от производства
07.09.2012 2012-09-072012-09-11
Форум проходит на базе СГАУ. В его рамках работают секции Международной научно-технической конференции «Динамика и виброакустика машин» и Всероссийской молодёжной научно-технической конференции «Космос-2012». В программе форума проведены целый ряд «круглых столов» по проблемам создания аэрокосмической техники, семинар по коммерциализации инновационных проектов, мастер-классы по повышению квалификации молодых учёных. Свои научно-технические разработки молодые учёные и специалисты Самарской области представили на выставке. Гости форума побывали на экскурсиях в музеях и лабораториях СГАУ, а также в цехах ОАО «КУЗНЕЦОВ».
Организатором форума выступили Министерство образования и науки Российской Федерации, правительство Самарской области, ОАО «Кузнецов», СГАУ имени академика С.П. Королёва, Самарский научный центр РАН, Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И.Баранова; Международная ассоциация «Союз авиационного двигателестроения»; ОАО ОПК «Оборонпром»; ОАО «УК ОДК».
Открыл форум ректор СГАУ Е.В. Шахматов. Затем приветствовал собравшихся В.Ф. Сазонов, председатель Самарской губернской думы: «Мы не случайно отмечаем 100-летие ОАО «Кузнецов» и 70-летие СГАУ совместно — это свидетельство неразрывного единства и партнёрства вуза и производства. Образование и наука – важнейшие ресурсы государства – именно с ними связан переход экономики на инновационный путь развития, именно здесь концентрируется интеллектуальный потенциал нашей страны».
Д.И. Азаров, мэр Самары отметил: «Вуз – флагман самарского образования, центр подготовки специалистов для стратегических отраслей отечественной промышленности – является базовым для уникального аэрокосмического кластера, который многие десятилетия развивается на территории Самарской области. Наличие в Самаре такого мощного вуза и такого легендарного предприятия, как ОАО «Кузнецов», - предмет большой гордости, и я уверен, что другие города нам по-хорошему завидуют». Пожелал плодотворной работы участникам форума и С.А. Безруков, министр промышленности Самарской области.
А академик В.П. Шорин, председатель правления Самарского научного центра РАН отметил несколько точек соприкосновения двух юбиляров: «2-й факультет был создан на базе завода. Велась не только подготовка специалистов, студенты не только проходили на заводе практику, но было создано студенческое конструкторское бюро автоматизации, в котором студенты работали по заказам отдела механизации и автоматизации завода. Н.Д. Кузнецов долгое время заведовал кафедрой КиПДЛА. Каждую субботу бывал на кафедре. На эти планёрки стремились попасть инженеры других заводов, приезжали из соседних городов».
Почётный гость форума - дважды Герой Социалистического труда, генеральный конструктор фирмы Илюшина, академик РАН, почётный доктор СГАУ Г. В. Новожилов. Генрих Васильевич рассказал об этапах сотрудничества КБ Илюшина и КБ Кузнецова. Целый ряд самолётов Ил снова и снова оснащались двигателями марки НК. Завершил своё выступление академик заявлением о том, что в начале 90-х прошлого века в России уже был разработан аналог современного Аэробуса А-380 – Ил-196. Этот самолёт мог бы переносить до 800 пассажиров (в одной из модификаций) на расстояние до 12000 км. И осуществилось бы подобное за счёт установки двигателей НК-93 – тех самых, что до сих пор считаются непревзойдёнными в мировом двигателестроении, и тех, кому до сих пор современные авиаконструкторы отказываются увидеть применение.
С.И. Ткаченко, д.т.н. профессор, заместитель генерального конструктора «ЦСКБ-Прогресс» представил инновационные проекты своего предприятия. Вновь присутствующие услышали о проекте принципиально новой ракеты «Русь-М». Несмотря на удачную защиту эскизного проекта, программа была заморожена. Среди других проектов - легкий РН «Союз-2 1в», который предназначен для быстрорастущего рынка вывода на орбиту малогабаритных космических аппаратов. На этой ракете используется модификация знаменитого лунного двигателя НК-33 - НК-33а.
Особо заострил внимание Сергей Иванович на взаимодействии предприятия со СГАУ. 4 сентября завершились тепловые испытания лётного образца МКА «АИСТ». Экспериментальная отработка МКА заключалась в испытании системы отделения, электротехнических, термовакуумных, вибропрочностных. Всего изготовлено два аппарата: опытный и лётный. Опытный должен лететь на РН «Союз-2 1в», лётный – в составе космической лаборатории «Бион-М». Оба пуска планируются в первом квартале 2013 года.
О сотрудничестве самарского завода с другой известной авиастроительной компанией СССР и России – КБ Туполева рассказал В.С. Бакланов, учёный секретарь НТС ОАО «Туполев», член Научного совета по акустике РАН.
Другой исторический очерк – о 100-летней деятельности ОАО «Кузнецов» прозвучал в докладе исполнительного директора предприятия Ю.С. Елисеева: «История нашего предприятия - это история двигателестроения России».
А О.Е. Аксютин, член правления, начальник департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа ОАО «Газпром», доктор технических наук, выпускник СГАУ говорил о «двигателях, которые приземлились»: 80% газоперекачивающих агрегатов в ОАО «Газпром» - с газотурбинным приводом.
Заместитель генерального директора ЦИАМ им. Баранова, д.т.н. профессор Ю.А. Ножницкий доложил о разработке критических технологий для авиационных двигателей нового поколения.
Завершил пленарное заседание директор компании ООО «ВНИКТИ» Станислав Вондрачек (Чехия). Он показал потенциал программного обеспечения в моделировании для аэрокосмического и двигателестроительных производств. Елена Памурзина, фото Никиты Андреева