федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Межкафедральное конструкторское бюро малой авиации

Межкафедральное конструкторское бюро малой авиации

Самарский университет

Самолеты, разработанные в СКБ-1, с 1995 года принимают участие в международном авиасалоне в Жуковском (МАКС), гидроавиасалоне в Геленджике

МКБ-74
23.07.2021 2021-07-23

В 1955 году на факультете самолётостроения Куйбышевского авиационного института (КуАИ - ныне Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва) группа энтузиастов под руководством студента Юрия Журихина создала студенческое конструкторское бюро по проектированию и изготовлению летательных аппаратов (СКБ-1, с 1999 г. - СКБ летательных аппаратов, с 2006 г. - Межкафедральное конструкторское бюро малой авиации).

В первые годы становления СКБ-1 разработки велись по направлениям: сельскохозяйственный самолет, самолет для морской разведки в интересах рыболовного флота, спортивный планер "АИСТ".

В 1970 году в состав СКБ-1 влилось вертолетное студенческое конструкторское бюро, созданное в 1960 году при кафедре теплотехники и тепловых двигателей. Были налажены связи с КБ Н.И.Камова и при их помощи спроектирован первый автожир. Летом 1967 г. этот автожир был построен и в 1968 г. испытан на испытательном аэродроме в Люберцах летчиком-испытателем В.Винницким. Всего было построено несколько различных модификаций. Успешные полеты на собственной тяге произведены в 1971 г. летчиком-спортсменом В.Парфеновым.

В 1971 г. в объединенном самолетостроительном и вертолетном студенческом конструкторском бюро были созданы полноразмерный макет самолета "ИМПУЛЬС" и автожир "СВЕРЧОК-1".

В 1974 г. успешно завершена работа по созданию одноместного мотопланера А-13. Он предназначался для тренировочных полетов с выполнением элементов высшего пилотажа. Мотопланер "ЭКСПЕРИМЕНТ-КуАИ" в 1974 г. успешно демонстрировался на выставке научно-технического творчества молодежи на ВДНХ СССР.

В 1974-1977 гг. в СКБ-1 были спроектированы и построены одноместный самолет "ШМЕЛЬ" и самолет "СТРЕКОЗА". Оба самолета были подняты в воздух выпускником КуАИ абсолютным чемпионом мира 1970 г. и многократным чемпионом мира по высшему пилотажу, заслуженным мастером спорта летчиком-испытателем И.Н. Егоровым.

В течение нескольких лет самолеты "ШМЕЛЬ" и "СТРЕКОЗА" использовались для экспериментальных и учебных полетов.

В 1978 г. была выполнена большая исследовательская работа и начато проектирование спортивного самолета "ВИРАЖ".

В 1984 году в СКБ-1 под руководством В.Мирошника был спроектирован и построен планер А-10Б "БЕРКУТ", предназначенный для планеристов, имеющих первоначальную летную подготовку. Планер стал призером Всесоюзных соревнований сверхлегких летательных аппаратов (СЛА) в 1984-1985 гг.

В 1984-1985 гг. под руководством студента Ю.Яковлева был разработан и изготовлен экспериментальный самолет-тандем А-8. Будучи участником СЛА-84 в Крыму, самолет А-8 в воздух не поднимался и первый его полет состоялся в Куйбышеве в марте 1985 г. В Киеве на СЛА-85 несколько измененный А-8 в воздух поднял летчик-испытатель В.Макагонов. Жюри единодушно присудило самолету А-8 первое место в классе экспериментальных машин, а Ю.Яковлев был награжден призом ЦАГИ за аэродинамическое совершенство самолета, призами ЦК ВЛКСМ и журнала "Техника молодежи".

В дельтапланерной секции СКБ-1 было спроектировано 3 базовых и изготовлено большое количество новых дельтапланов спортивного класса, разработана и создана подвесная система типа "Дельфин", отработана технология обработки лавсановой ткани для улучшения ее характеристик.

Начиная с 1992 года в СКБ-1 разработаны, изготовлены и доведены до лётных испытаний семь опытных лёгких и сверхлёгких самолетов различных конструктивно-компоновочных схем: спортивные самолёты "Фаворит" и "Кречет" разрабатывались под руководством В.Куршева и В.Пятницы, многоцелевой самолёт "Скиф" разрабатывался студентом А.Стволовым, инженерами Д. Кропивенцевым, С.Ефимовым под руководством В.Пятницы, гидросамолёты С-202 и "Капитан" - под руководством Д.Суслакова, Че-15 и Че-25 - по исходным данным Б.Чернова.

В 2003 году на авиасалоне в Москве (МАКС) был впервые представлен многоцелевой легкий самолет "Ястреб".

Под руководством заместителя начальника СКБ-1 А.Четверикова разработаны технологии изготовления крупногабаритных деталей из композиционных материалов, изготовлена технологическая оснастка для производства агрегатов самолётов и моторных дельтапланов, в том числе используемых при авиахимработах.

Самолеты, разработанные в СКБ-1, с 1995 года принимают участие в международном авиасалоне в Жуковском (МАКС), гидроавиасалоне в Геленджике.

Публикации в новостях