Десять бакалавров Университета Штутгарта приняли участие в англоязычной летней школе по двигателестроению и за три недели в Самаре прошли курс по конструкции и теории авиационных двигателей.
Российско-немецкую летнюю школу приняла кафедра конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов института двигателестроения и энергетических установок СГАУ.
Немецкие студенты совместно со студентами СГАУ работали над модификацией конструкции авиационных двигателей АЛ-31 и Д-36.
Занятия в летней школе с немецкими студентами, связанные с модификацией конструкции узлов двигателя, проводили доцент кафедры КиПДЛА А.С. Виноградов и аспиранты Р.Р. Бадыков и Д.С. Дилигенский. К ряду занятий была привлечена кафедра теории двигателей летательных аппаратов. Лекции читал также доцент кафедры ТДЛА И.Н. Крупенич. Обучение студентов из университета Штутгарта велось на английском языке.
Немецкие студенты совместно со студентами СГАУ работали над модификацией конструкции авиационных двигателей АЛ-31 и Д-36.
Занятия в летней школе с немецкими студентами, связанные с модификацией конструкции узлов двигателя, проводили доцент кафедры КиПДЛА А.С. Виноградов и аспиранты Р.Р. Бадыков и Д.С. Дилигенский. К ряду занятий была привлечена кафедра теории двигателей летательных аппаратов. Лекции читал также доцент кафедры ТДЛА И.Н. Крупенич. Обучение студентов из университета Штутгарта велось на английском языке.
Самарские студенты выполняли свои конструкторские задания под руководством профессора кафедры КиПДЛА Н.И. Старцева и доцента той же кафедры Д.С. Лежина.
По завершении летней школы проекты были защищены перед комиссией преподавателей факультета с участием представителя университета Штутгарта Николаса Нубергера. Все проекты студентов университета Штутгарта получили отличные оценки.
«Летняя школа является для нас экспериментальной сразу в нескольких аспектах, - рассказал доцент кафедры КиПДЛА Александр Виноградов. – Мы впервые работаем со смешанными группами и изучаем курс по конструкции в таком сжатом, концентрированном виде. И впервые преподаём его полностью на английском языке. Несмотря на наличие трудностей с методическим обеспечением и определенными вопросами, связанными с технической поддержкой, все задания удалось выполнить в заданный срок и защитить работы с положительными результатами. Для студентов обоих университетов это было непросто, так как приходилось работать по девять - десять часов в день».
Для немецкой стороны участие в школе также оказалось особенным.
«В основу курса положена замечательная идея, когда каждый студент изучал и модернизировал свою часть двигателя – компрессор, турбину, лопатку, опору, - рассказал руководитель немецкой делегации докторант университета Штутгарта Николас Нубергер. - Но при этом студентам необходимо было учитывать, как вносимые изменения коснутся других элементов двигателя. В результате студенты получили глубокие знания как по своему узлу, так и по конструкции всего двигателя».
«Узнав задание, я немного испугалась: не думала, что успею всё выполнить, - поделилась впечатлениями о работе в СГАУ участница школы Лаура Пестер. – Но сегодня, защитив работу и получив сертификат на четыре кредита, я чувствую, что не зря трудилась по 6-8 часов шесть дней в неделю».
В рамках работы над своими проектами студенты изучили программные пакеты ASTRA и SOLIDWORKS.
«У нас всегда была поддержка как со стороны преподавателей, так и со стороны российских студентов, - рассказал другой участник школы Андре Лазетски. – Отмечу свободный доступ к компьютерному классу, к методической литературе, к технике в центре истории авиационных двигателей. Последнее – одна из самых замечательных особенностей этой школы – можно изучить теорию, а потом тут же проверить её на реальном образце».
Староста группы 2305 Бауржан Кужахметов отметил, что для студентов СГАУ участие в летней школе было очень полезным и позитивным, но не обошлось без проблем.
«Сложности были связаны с расписанием: отменили не все пары и мы не всегда знали, куда нам надо идти», - рассказал студент.
Пребывание иностранцев в Самаре не ограничилось учебой и экспериментами в стенах СГАУ.
Самарские студенты и соорганизаторы школы – совет молодых учёных и специалистов университета - постарались поделиться с бакалаврами красотами и достопримечательностями Самары и региона в целом
«Я теперь хочу побывать здесь летом», - признался Николас Нубергер. Немецкие студенты впервые увидели русский балет, познакомились с историей России в Богатырской слободе и с военной техникой в техническом музее АвтоВАЗа, сразились в футбол и волейбол с самарскими студентами в манеже СГАУ.
«Я вегетарианец, - поделился Андре. – Вы себе представить не можете, как я был рад, когда к моим убеждениям в профилактории СГАУ отнеслись с пониманием».
По словам студента, привыкать к русской кухне им не пришлось.
«В основном, в еде используются те же ингредиенты, но блюда разные, - сказала Лаура. – А в столовых обоих вузов еда одинаковая. А вот русская национальная кухня нам очень понравилась. Особенно квас».
Обучение немецких бакалавров в Самаре - это не только учебный процесс, но и способ усилить взаимодействие со студентами из другой страны, развить тему международного сотрудничества Самарского государственного аэрокосмического университета.
Для справки
Участие в летней космической школе не только позволяет студентам приобрести новые уникальные знания и опыт, но и позволяет заработать дополнительные баллы по европейской системе оценки освоения образовательных программ - ECTS. Предлагаемый слушателям двухнедельный курс обучения оценивается в 3,5 кредитных единицы. Для сравнения, один семестр занятий в европейском вузе соответствует 30 ECTS-кредитам. Для получения степени бакалавра нужно набрать в общей сложности от 180 до 240, а для магистра – 300 ECTS-кредитов.