федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Евгений Шахматов: "Мы должны определить самые эффективные работающие структуры и самых эффективно работающих людей"

Евгений Шахматов: "Мы должны определить самые эффективные работающие структуры и самых эффективно работающих людей"

Самарский университет

Ректор рассказал о том, как САЕ помогут развитию Самарского университета

САЕ Дорожная карта Шахматов Евгений Меркушкин Николай Самарский университет бортжурнал САЕ-1 (Аэрокосмическая техника) САЕ-2 (Газотурбинное двигателестроение) САЕ-3 (нанофотоника ДЗЗ)
26.05.2016 2016-09-03
Рекомендации международного Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров, прошедшего в Москве в марте 2016 г., вызвали ожидаемо бурную реакцию среди сотрудников университета. Эксперты рекомендовали Самарскому национальному исследовательскому университету сосредоточиться на трех из четырех представленных Совету стратегических академических единиц (САЕ). О том, как стратегические академические единицы помогут развитию Самарского университета, рассказал ректор Евгений Шахматов.
 
- Совет рекомендовал СГАУ, а ныне - Самарскому национальному исследовательскому университету сосредоточиться на развитии трех САЕ: аэрокосмическая техника и технологии; газотурбинное двигателестроение; нанофотоника, перспективные технологии дистанционного зондирования Земли и интеллектуальные геоинформационные системы. Четвертая САЕ - мультимодальные гибридные технологии, не была поддержана экспертами. Значит ли это, что и субсидия из федерального бюджета будет распространяться только на три САЕ?
 
- Сначала скажу о том, по какому принципу международным Советом в этом году были сформированы три группы вузов, участвующих в федеральной программе повышения конкурентоспособности "5-100".

В первую группу вошли вузы, у которых членами Совета были одобрены все представленные ими стратегические академические единицы - от трех до семи, в зависимости от конкретного вуза. Эти университеты получили на год субсидию в размере 900 млн рублей.
Во вторую группу попали вузы, у которых хотя бы одна стратегическая единица не была поддержана Советом. Они получат по 500 млн рублей. Это относится и к нашему университету.

Третья группа – вузы, у которых ни одна САЕ не была поддержана Советом. Они получат по 150 млн рублей. 
 
Таким образом, каждый вуз-участник программы "5-100" в этом году получит 150 млн руб. на общее развитие тех направлений научно-образовательной деятельности, которые продвигают университет по основным критериям повышения конкурентоспособности. Вместо семи их будет уже девять: место в рейтинге QS, количество статей в Web of Science и Scopus на 1 НПР, средний показатель цитируемости на 1 НПР, доля зарубежных профессоров в численности НПР, доля иностранных студентов, средний балл ЕГЭ, доля доходов из внебюджетных источников в структуре доходов вуза, доля НПР, имеющих ученую степень доктора наук или кандидата наук, объем НИОКР в расчете на 1 НПР. Остальные средства субсидии - для нас это 350 млн руб., предназначены для развития рекомендованных Советом стратегических академических единиц. 
 
- А средства областного бюджета могут быть использованы на финансирование проектов в рамках четвертой САЕ?
 
- Университет, конечно, вправе самостоятельно принимать решения о финансировании из внебюджетных источников того, что считает необходимым. Но это может быть расценено как нецелевое использование средств. 
 
Правительство Самарской области, губернатор Николай Меркушкин серьезно поддерживают университет, и мы просим на этот год сохранить объем софинасирования из областного бюджета. Но и в областное софинансирование после решения Совета по конкурентоспособности можно включить только три утвержденных САЕ. На другие направления тратить эти средства нельзя. 
 
- Как, в таком случае, будут дальше развиваться те направления, которые входили в САЕ "Мультимодальные гибридные технологии"?
 
- Безусловно, наши коллеги, предлагавшие свои проекты в четвертую САЕ, не должны опускать руки. Надеюсь, они найдут для себя нишу в трех утвержденных стратегических академических единицах. Например, направление биотехнических и биомедицинских технологий ученые предлагают органично вписать в САЕ "аэрокосмическая техника и технологии". И тогда, возможно, с другими формулировками оно имеет шанс попасть в "дорожную карту" повышения конкурентоспособности университета. То же самое с теоретическим материаловедением и другими направлениями, которые были записаны в четвертой САЕ.
 
Поэтому в ближайшие дни мы должны определиться: либо эти направления четко вписываются в три утвержденных нам стратегических направления, либо рассчитывать на их поддержку из средств субсидии нельзя. При этом если  направления, которые входили в четвертую САЕ, имеют свои гранты, хоздоговоры, какие-либо другие источники, то такие формы привлечения финансовых ресурсов, безусловно, надо развивать и дальше. Другие кафедры и подразделения объединённого университета, изначально не входившие в САЕ, безусловно, могут и должны участвовать в развитии университета в рамках тех 150 миллионов рублей, которые выделяются нам на общее развитие. Это и новый сайт, и иностранные студенты, и подготовка новых образовательных программ на английском, китайском, немецком языках.  
 
- Вы огорчены таким итогом?
 
- Ректорат сразу сомневался в том, что четвертую САЕ одобрит Совет по конкурентоспособности, и долго обсуждал ее. Я проявил, наверное, мягкость, поскольку наличие четвертой САЕ в "дорожной карте" объединенного университета было важно для наших коллег из госуниверситета… Но если бы мы изначально утвердили не четыре, а три САЕ, то получили бы из федерального бюджета не 500, а 900 млн рублей. Вот такова цена настырности… И это будет для всех, в том числе для меня, хорошим уроком. 
С другой стороны, мы получили, безусловно, хорошие результаты. У некоторых университетов, с самого начала участвующих в программе "5-100", не была утверждена ни одна стратегическая единица. А нам утвердили три! И, может быть, более плавное, а не скачкообразное продвижение нашего университета будет для нас более гармоничным, более правильным. 
 
- Какие задачи стоят перед университетом в связи с утверждением трех стратегических академических единиц?
 
- В течение ближайшего года научные проекты каждой университетской САЕ будут еще дважды рассмотрены Советом. И нам нужно сделать все возможное, чтобы оказаться в числе победителей. А через год, в марте 2017-го, на очередном заседании Совета по повышению конкурентоспособности показать рост по каждой стратегической академической единице. И в этой работе должны принять участие все кафедры обеих площадок университета. Мы должны поддержать в университете самые эффективные структуры, самых эффективно работающих людей и подключить их к выполнению этой задачи, чтобы через год члены Совета сказали, что все три САЕ у нас развиваются и что они нас целиком поддерживают. 
Сейчас ближайшая задача - начать формировать структуры для  выполнения этой программы и подготовить вариант "дорожной карты" университета, скорректированной с учетом решений международного Совета. Этот документ должен поступить в Минобрнауки России уже до конца мая, и только тогда  откроют финансирование. Чем быстрее эту работу выполним, тем быстрее будем получать средства из федерального бюджета на дальнейшее развитие. 
 
- Какие структурные изменения ожидают университет в ближайшее время?
 
- На базе трех САЕ будет создана Высшая аэрокосмическая школа. Но это  долгосрочная перспектива, к которой будем двигаться постепенно. Как самостоятельная крупная структура должен продвигаться и созданный недавно социально-гуманитарный институт. В ближайшее время на заседании ученого совета будет обсуждаться вопрос о создании еще двух институтов - института информатики и математики, института естественных наук. Нам нужно создавать крупные стратегические единицы, чтобы поддержка основных научных проектов и образовательных программ осуществлялась во взаимодействии всех сотрудников и подразделений университета. Поэтому я призываю все коллективы подавать любые предложения в ректорат по совершенствованию структуры университета.  
 
- Эксперты Совета по повышению конкурентоспособности положительно оценили присоединение к СГАУ госуниверситета. Правда, с оговоркой "в средне-долгосрочной перспективе". Какие сложности, с точки зрения показателей конкурентоспособности, может создать присоединение к Самарскому национальному исследовательскому университету Самарского государственного экономического университета - СГЭУ?
 
- Присоединение экономического университета - это тоже непростой шаг. Если исходить из увеличения количества основных показателей конкурентоспособности, по которым университет отчитывается перед Минобрнауки России и Советом, то присоединение СГЭУ – серьезное испытание.

Одним из отчетных показателей является объем НИОКР в расчете на 1 научно-педагогического работника (НПР). Когда к 1 млрд руб. НИОКР СГАУ мы добавили 90 млн руб. НИОКР госуниверситета, мы, конечно, сильно "просели" по этому показателю, поскольку количество НПР в обоих университетах было примерно равным. Но руководство объединенного университета отнеслось к этому лояльно, поскольку в прошлом году показатель "объём НИОКР в расчете на 1 НПР" был дополнительным. 
 
С 2016 г. этот показатель отчетности университета становится основным. Когда к 1 млрд руб. НИОКР Самарского национального исследовательского университета добавляем 40 млн руб. НИОКР СГЭУ, затем делим его на общее количество НПР (а с присоединением экономического университета оно увеличится почти на треть), мы "просаживаемся" очень сильно. И как выйти из этого положения - ответа пока нет. Давайте мы вместе обдумаем, как решить эту задачу. Может быть, создание Высшей экономической школы, как условно ее называем, позволит в нынешнем  году не учитывать это присоединение.
 
- Но Минобрнауки России неоднократно предлагало университетам - участникам программы "5-100" - свой рецепт от этой "головной боли"... 
 
- Да, есть кардинальные пути решения этой проблемы. И к ним Минобрнауки России нас, действительно, постоянно подталкивает. Например, вывести за штат всех преподавателей, кто непосредственно не участвует и не может участвовать в выполнении "дорожной карты" университета. 
 
За рубежом эта проблема решается просто: кто преподает, находится за штатом университета, с ним заключается контракт (договор подряда). А в штате вуза находятся, например, 100 человек, которые ведут научную деятельность, объем НИОКР которой сопоставим с нашей. Вот это-то число и находится в "знаменателе" показателя  "объём НИОКР в расчете на 1 НПР". Понятно, что при такой "системе счета" нам их догнать по этому показателю крайне сложно. 
 
Мы неоднократно говорили, что категорию преподавателей, которые одновременно не являются научными работниками, надо в отчетных показателях считать отдельно.  Но нам навстречу не идут. И если уважаемые юристы, социологи, психологи нашего университета подскажут ректорату, как грамотно выйти из этого положения, это будет значительным шагом нашего университета по пути повышения конкурентоспособности. Давайте вместе думать, как наиболее эффективно двигаться дальше.