федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

В Самарском университете открылась международная конференция по двигателестроению

В Самарском университете открылась международная конференция по двигателестроению

Самарский университет

Ученые и специалисты обсуждают перспективы и проблемы создания двигателей 5-го поколения

ОДК-Кузнецов Шахматов Евгений Матвеев Валерий Конференция
23.06.2016 2020-12-28
23 июня в Самарском национальном исследовательском университете имени академика С.П. Королёва  начала работу международная научно-техническая конференция "Проблемы и перспективы развития двигателестроения", посвящённая генеральному конструктору аэрокосмической техники академику Н.Д. Кузнецову. Пленарное заседание конференции состоялось в день рождения легендарного конструктора, которому в 2016 г. исполнилось бы 105 лет.
 
Организаторами конференции выступили Министерство образования и науки РФ, правительство Самарской области, ПАО "Кузнецов", Самарский университет, Самарский научный центр РАН, "ЦИАМ имени П.И. Баранова", АССАД, Федеральное агентство по промышленности, "Роскосмос", ОПК "Оборонпром" и "Объединённая двигателестроительная корпорация".
 
Конференция вызвала большой интерес со стороны мирового научного сообщества и практиков двигателестроения. Например, только из Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ) - головной научной организации российского авиадвигателестроения, в Самару прибыла делегация в количестве 20 человек, в составе которой восемь докторов наук.
 
В течение двух дней 564 специалиста и учёных из семи стран (России, Украины, Германии, Италии, США, Японии, Канады) будут делиться результатами исследований на деваяти секциях конференции. 324 доклада будут посвящены вопросам исследования, проектирования и производства газотурбинных, ракетных и поршневых двигателей, экологической безопасности их использования, управления и организации производства, подготовки кадров двигателестроителей. На повестке дня стоит задача по созданию двигателей 5-го поколения из материалов 5-го поколения, используя виртуальное проектирование.
 
"Николай Дмитриевич Кузнецов оставил такое наследие, которое до сих пор является базой для развития двигателестроения в любой отрасли – авиации, ракетной технике, наземной газо- и нефтеперекачки. Это наследие отражается и в учебном процессе: мы продолжаем развивать обучение специалистов через исследования в интересах конкретных проектов нашего производства", - отметил на пленарном заседании ректор Самарского университета Евгений Шахматов.
 
Ректора поддержал президент Ассоциации "Союз авиационного двигателестроения") Виктор Чуйко, знавший Николая Дмитриевича Кузнецова лично: "Надо быть таким конструктором, чтобы твои разработки были актуальными не один десяток лет".
 
Доклады пленарного заседания обозначили как проблемы, так и основные перспективы развития отрасли. Они заключаются в преодолении образовавшегося за последине 20 лет отставания от основных зарубежных конкурентов – компаний Pratt-Whitney и Rolls-Royce, а также в создании отечественного двигателя для гражданской авиации 5-го и 6-го поколения.

Так, заместитель генерального директора ЦИАМ Юрий Ножницкий отметил в своём докладе ряд критических технологий, которые необходимо освоить для создания перспективных двигателей. Среди них внедрение ресурсоэффективных технологий, технологий низкоэмиссионного горения, применение сложных термодинамических схем, применение композитных материалов. "В конкурентоспособном двигателе резко возрастёт доля композиционных материалов", - не раз за время своего выступления отмечал Юрий Ножницкий.
 
О композитных материалах шла речь и в докладе представителя Всероссийского института авиационного материаловедения (ВИАМ). Из доклада Михаила Бакрадзе, начальника лаборатории ВИАМ, стало понятно, что учёные главного института страны по авиационному материаловедению ведут исследования по целому ряду направлений. Разрабатываются естественные композиты (на основе тугоплавких материалов, керамические композиты), интерметаллиды, интеллектуальные материалы, полимеры нового поколения, порошки для аддитивных технологий… "Если говорить о технологиях, то мы осваиваем сейчас ротационную сварку трением, решаем проблему литья лопаток из тугоплавких композитов, в аддитивных технологиях выявили проблему неразрушающего контроля – пока с этим справляется только дорогая компьютерная томография", - наметил задачи, которые стоят перед ВИАМ Михаил Бакрадзе.
 
В своём выступлении Игорь Егоров, заместитель генерального конструктора ОКБ имени А. Люльки, продемонстрировал как благодаря современным технологиям 3D-проектирования создаются двигатели для боевой авиации.
 
"Двигатель АЛ-55и мы создали с нуля всего за три года! 3D-моделирование вывело проектирование на качественно иной уровень. Сейчас я понимаю, что раньше разработка новых двигателей была своего рода искусством, когда интуиция конструктора проверялась на практике. Теперь мы выходим на проектные показатели двигателя с первой попытки", - отметил Игорь Егоров.
 
В ходе пленарного заседания доклады представителей предприятий – ПАО "Кузнецов", ОАО "Металлист", ОКБ имени А. Люльки – представили тенденции по развитию отечественного производства. И если ОКБ имени А. Люльки уже сейчас может похвастаться созданием высокоинтеллектуальных автоматизированных рабочих мест, то самарские предприятия говорили о более скромных темпах технического переоснащения. ПАО "Кузнецов", например, намерен выйти на уровень самоокупаемости к 2020 году. Тем не менее у всех головных предприятий двигателестроительной отрасли растёт объём заказов, строятся новые цеха, закупается современное оборудование. И всем нужны кадры.

"Спасибо вам за подготовку специалистов. Мы на них опираемся и, встречая на конференциях, узнаём много нового", - поблагодарил в своем выступлении Самарский университет Игорь Егоров.
 
"Изначально главной темой этой традиционной конференции было повышение запаса прочности газотурбинных двигателей, которые разрабатывались под руководством Николая Дмитриевича Кузнецова. В дальнейшем тематика конференции стала более обширной. Здесь, например, начали обсуждаться решения газодинамических и технологических задач. Именно на них был сделан упор на сегодняшнем пленарном заседании. Расширяется и состав участников конференции. За эти годы она стала одной из самых значимых научно-практических событий для наших отечественных двигателистов, а в последнее время в ее работе начали участвовать и наши коллеги из-за рубежа. Таким образом, конференция стала международной, она развивается и имеет хорошее будущее", - подвёл итог начала конференции по двигателестроению проректор Самарского университета Валерий Матвеев.
 
Для справки
Первая конференция, посвящённая вопросам прочности в двигателестроении, состоялась в Куйбышевском авиационном институте в 1960 году. Ее инициатором выступил Николай Дмитриевич Кузнецов - генеральный конструктор НПО "Труд" - ОАО "СНТК имени Н.Д. Кузнецова", академик РАН, профессор. Под его руководством во второй половине XX века в Советском Союзе было создано 57 оригинальных и модифицированных газотурбинных двигателей для самолётов различного назначения, жидкостных реактивных двигателей для ракетно-космических комплексов, а также двигателей для привода нагнетателей газоперекачивающих агрегатов и электрогенераторов.
 
За выдающийся вклад в становление и развитие факультета двигателей летательных аппаратов, кафедры конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов и ОНИЛ-1 в 1994 г. Николаю Кузнецову было присвоено звание "Почётный доктор СГАУ".
 
Фото: Екатерина Винокурова