Итоги приемной кампании-2016 – важный индикатор, показывающий, насколько набор образовательных продуктов вуза эффективен с точки зрения экономики образовательного процесса. Понимая, что при совершенствовании дисциплинарной структуры Самарского университета экономические соображения играют весьма значимую (а в ряде случаев решающую) роль, мы обратились за комментарием к начальнику планово-финансового управления университета Сергею Матвееву.
– Сергей Геннадьевич, как рассчитывается рентабельность тех или иных направлений (специальностей) обучения?
– Согласно принятому сейчас принципу подушевого финансирования, за каждого поступившего на бюджетное место Министерство образования и науки РФ осуществляет в пользу университета выплаты, размер которых определяется перечнем и составом стоимостных групп специальностей и направлений подготовки.
К примеру, гуманитарные и экономические специальности относят к первой группе, физику, химию и информационную безопасность – ко второй, а авиастроение и ракетостроение – к третьей.
За обучающихся по второй группе специальностей выделяется средств больше, чем по первой, а по третьей – больше чем по второй. Однако и расходы на направления, связанные со значительными затратами (на используемое в процессе обучения оборудование либо на организацию учебной практики на высокотехнологичных предприятиях), значительно выше. Поэтому нельзя однозначно утверждать, что ракетчика вузу готовить выгоднее, чем, скажем, социолога.
– А магистранты в финансовом отношении прибыльнее, чем бакалавры?
– За магистрантов выделяют средств больше, чем за бакалавров, за аспирантов немного больше, чем за магистрантов. И в целом вузу действительно выгоднее иметь большое количество магистрантов, что совпадает со стратегией его развития. Но эта финансовая выгода возникает только тогда, когда группы магистрантов состоят не из 5-10 человек, а включают около 25 человек. В противном случае подготовка специалиста становится чуть ли не индивидуальной и потому слишком затратной.
Для обеспечения устойчивой рентабельности по тому или иному направлению подготовки надо иметь не менее 25 студентов в группе и не менее 50 по определенной специальности (поток). Разумеется, могут быть исключения, но незначительные.
– Сказанное вами относится к бюджетным местам. Какова ситуация с теми, кто обучается за свои деньги?
– Стоимость их обучения складывается, исходя из тех же нормативов бюджетных затрат. Университет не имеет права устанавливать их ниже, поскольку на подготовку студента, обучающегося за счет собственных средств, затрачиваются те же ресурсы, что и на студента, поступившего на бюджетное место. А вот для обеспечения прибыльности образовательных программ нужно, скажем, расширять набор иностранных студентов, которые оплачивали бы свое обучение по ценам, близким к европейским.
– Какое значение в планово-финансовой деятельности университета имеет средний балл абитуриентов по ЕГЭ?
– Министерские нормативы, о которых говорилось выше, предусматривают определенную дифференциацию стоимости подготовки специалистов. К примеру, статус Национального исследовательского университета предоставляет вузу право на получение 15-процентного дополнительного финансирования по некоторым составляющим затрат на обучение.
Аналогично средний балл ЕГЭ в диапазоне 65-75 баллов позволяет применить к некоторым видам вузовских затрат на подготовку специалиста повышающий коэффициент 1,1. Если средний балл укладывается в диапазон 75-85, этот коэффициент увеличивается до 1,25, а если в диапазон 85-100, то до значения 1,5.
Повышающий коэффициент 1,3 предусмотрен также для случая, когда доля студентов-первокурсников, являющихся победителями и призерами всероссийских олимпиад школьников, превышает 3%.
Юрий Сахаров