Академия Google, более известная в сети как Google Scholar, с 2016 года неожиданно оказалась центральным маркером присутствия вуза в сети Интернет (проявляется он в рейтинге Webometrics).
Процесс составления рейтинга Webometrics существенным образом отличается от рейтингов QS, THE и Шанхайского. С помощью этого рейтинга вузы сравниваются по степени наполнения их официальных интернет-сайтов. При этом составители — Cybermetrics Lab, базирующаяся в Испании, — интерпретируют рейтинг Webometrics как оценку результатов научно-исследовательской деятельности лучших вузов мира. Поэтому рейтинг мотивирует исследователей по всему миру публиковать в сети больше трудов лучшего содержания, делать их доступными для своих коллег независимо от места их нахождения.
Процесс составления рейтинга Webometrics существенным образом отличается от рейтингов QS, THE и Шанхайского. С помощью этого рейтинга вузы сравниваются по степени наполнения их официальных интернет-сайтов. При этом составители — Cybermetrics Lab, базирующаяся в Испании, — интерпретируют рейтинг Webometrics как оценку результатов научно-исследовательской деятельности лучших вузов мира. Поэтому рейтинг мотивирует исследователей по всему миру публиковать в сети больше трудов лучшего содержания, делать их доступными для своих коллег независимо от места их нахождения.
Вузы, особенно отечественные, к такому повороту оказались не готовы. Дело в том, что если ранее третий индикатор Openness отвечал за подсчет на сайте университетов PDF-файлов документов, определяемых поисковой машиной Google Scholar, то сейчас учитывается подсчет цитирований с помощью этого ресурса.
Подсчет индикатора Openness ведется по 10 лучшим по количеству цитирований личным профилям ученых университета. Профиль ученого, занимающего верхнюю строчку, не учитывается. А вот по сумме цитирований остальных определяется место вуза среди других университетов мира.
В системе Google Scholar профили вузов не создаются – работы сотрудников "привязываются" к университету через подтверждение адреса электронной почты в домене, закрепленном за университетом. После объединения Самарского государственного университета и Самарского государственного аэрокосмического университета подтвержденные адреса оказались в разных доменах. Но и таких профилей немного. И это "беда" не только самарская: у подавляющего числа российских преподавателей и ученых нет личных кабинетов в Google Scholar.
Инженер отдела разработки программно-информационного обеспечения Самарского университета Екатерина Коржаневская: "Составляющая Google Scholar Citation играет существенную роль при расчете рейтинга Webometrics. Так что профили в этой системе надо бы завести абсолютно всем научно-педагогическим сотрудникам университета. Особенно это актуально для тех, у кого уже есть профили в Scopus. Отфильтровать своих однофамильцев, отсеять "чужие" статьи. Чем больше будет личных профилей преподавателей вуза, тем лучше для университета и его позиций в рейтинге Webometrics".
Но зачем ученому заводить такой профиль? В первую очередь для повышения своего рейтинга цитируемости. Дело в том, что Google Scholar не только ищет научные ресурсы по открытым источникам, но и сканирует закрытые платные ресурсы. То есть в профиле ученого список публикаций сверяется со ссылками на источники. Инструменты Google Scholar помогают собирать и анализировать статистику цитируемости.
Второй большой плюс системы заключается в том, что авторов не будут путать с однофамильцами. Есть возможность уточнить опечатки и искажения в названии статей, имени, фамилии, которые возникают при транслитерации с русского на английский.
Нужно учитывать и такой важный момент, что при редактировании своего личного профиля (например, изъятии из профиля статей однофамильцев), с целью учета как англоязычных, так и русскоязычных публикаций, следует после англоязычного написания своей фамилии в скобках давать и русскоязычное ее написание. В этом случае к профилю привязываются и все русскоязычные статьи, индексированные Google Scholar.
Важнейшую роль в формировании личных и университетских профилей в Google Scholar с полнотекстовыми публикациями играют платформа ResearchGate и Cyberleninka, а также институциональные репозитории открытого доступа. Такой репозиторий в Самарском университете был создан в 2016 г. и сейчас насчитывает уже 6555 pdf-файлов.
"Важно разместить в коллекции репозитория статьи наших ученых, вышедшие в журналах, индексируемых в WoS и Scopus (при условии, что редакция разрешает самоархивирование работ авторами). Без такого разрешения мы можем публиковать только препринт статьи", – отметила директор библиотеки Самарского университета Оксана Петрова.
Для улучшения позиций университета в рейтинге надо в кратчайшие сроки решить ряд задач:
1. Всем активным авторам зарегистрировать корпоративные адреса электронной почты.
2. Согласовать единое название университета на русском и английском языках.
3. Тем авторам, у которых уже есть профиль в Google Scholar, проверить корректность названия университета и подтвердить адрес электронной почты в домене университета *ssau.ru.
4. В настройках Google Scholar прописать ссылки доступа не только к репозиторию, но и к другим полнотекстовым
4. В настройках Google Scholar прописать ссылки доступа не только к репозиторию, но и к другим полнотекстовым
хранилищам публикаций университета для корректного индексирования его наполнения.
5. Авторам, не имеющим авторского профиля в Google Scholar, необходимо его создать и загрузить в него описания своих публикаций, причем не только на русском, но и на других языках. На страницу автора на портале университета добавить ссылку на профиль в системе Google Scholar по аналогии с профилем РИНЦ и Scopus.
Елена Памурзина, Мария Мишанина