федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Анна Безрукова: "Важны личные качества руководителя"

Анна Безрукова: "Важны личные качества руководителя"

Самарский университет

Корреспонденты МИА "Самарский университет" расспросили представительниц руководства вуза о Международном женском дне и не только

Захарченко Наталья Готлиб Анна Меркулова Людмила кафедра иностранных языков и русского как иностранного факультет филологии и журналистики социально-гуманитарный институт Безрукова Анна Кавеленова Людмила кафедра экологии ботаники и охраны природы бортжурнал женщины в науке
07.03.2018 2021-02-11
Анна Безрукова, декан факультета филологии и журналистики, рассказала корреспондентам МИА "Самарский университет", насколько комфортно ей на руководящей должности, как удается совмещать преподавание, научные исследования и руководство факультетом, а также о том, как она отмечает этот праздник.
Анна Андреевна, расскажите, как вы стали деканом?
– Надо сказать, что пришла я на эту должность совершенно неожиданным для себя образом. В сентябре 1996 года мне предложили стать заместителем декана. Прошло чуть больше месяца, я только начала входить в курс дела, как тяжело заболел декан В.П. Баракин. Я попала в самую гущу событий, поскольку именно в декабре 1996 года университет проходил аттестацию. Именно тогда я в полной мере поняла, в каком высокопрофессиональном коллективе работаю, насколько богатую историю имеет филологический факультет, и какие замечательные студенты на этом факультете учатся. Конечно, это добавляло ответственности. Вспоминаю это время с трепетом и огромной благодарностью заведующим кафедрами – А.А. Харьковской, А.И. Волокитиной, Н.А. Илюхиной, С.А. Голубкову, пришедшей мне на помощь в качестве заместителя Н.А. Плехановой, а также коллегам-деканам других факультетов, особенно В.П. Гарькину, который в то время возглавлял химический факультет. После аттестации, которую с честью прошел университет, ректор Г.П. Яровой назначил меня сначала исполняющим обязанности декана, а в 1997 году ученый совет факультета избрал на должность декана.
Ежедневно руководителю приходится принимать важные и сложные решения. Не тяжело ли нести такой груз ответственности?
– Декану приходится одномоментно решать очень разные задачи: во-первых, пытаться заглянуть за горизонт – совместно с коллегами определить, в каком направлении факультет должен развиваться; во-вторых, скрупулезно спланировать необходимые для этого шаги; а в-третьих, в амплуа антикризисного менеджера в режиме #безперерыванаобедиправанаотпуск справляться с текущими проблемами – проверять правильность расписания сессии, подписывать заявления, встречаться с отстающими студентами, жаловаться проректору на протекающую крышу и т. д. Работа в деканате очень интересна, поскольку предполагает взаимодействие с огромным количеством людей: со студентами, их родителями, с абитуриентами, с работодателями и конечно же с коллегами. Рождаются новые проекты, новые идеи. Вне всяких сомнений, эта работа очень ответственная – приходится отвечать за судьбы студентов и преподавателей, за судьбу факультета. Сил прибавляют успехи – выигранные студентами олимпиады, победы в конкурсах, достижения коллег
Анна Андреевна, что в вашей работе ценнее всего: научная составляющая, преподавательская деятельность или управленческая?
– Сложно установить какую-то иерархию раз и навсегда. Например, сейчас мы готовимся к аккредитации, и большую часть времени занимает работа с документами. Надеюсь, когда это испытание останется позади, появится больше возможностей заниматься чем-то еще. Я всегда с огромным удовольствием вхожу в студенческую аудиторию. Еще в школе я твердо знала, что буду учителем. Думаю, что во многом на этот выбор повлиял пример моей мамы, которая проработала в школе более 40 лет. Сфера моих научных интересов – новое в лексике и словообразовании русского языка последних десятилетий.
Как вы считаете, существуют ли отличия в мужском и женском стиле руководства? Или же это все-таки стереотипы?
– Я знаю немало женщин с твердым характером, помните: «Мне бы шашку да коня да на линию огня!». Наверное, различия в стиле руководства определяются не полом, а чем-то еще – масштабом задач, составом коллектива, временем и конечно же особенностями личности.
А выстраивание отношений? Исходя из своего опыта, можете ли вы сказать, что женщине-руководителю проще найти общий язык с сотрудниками и коллегами?
– Мне кажется, что гендерные различия не могут прямо повлиять на качество коммуникации. Важнее личные качества руководителя.
Анна Андреевна, по вашему мнению, лидерство – это врожденное или приобретенное качество? Как стать уверенным в себе?
– Я думаю лидеров можно и нужно воспитывать. И начинать с раннего детства, позволяя детям совершать самостоятельные поступки, брать на себя ответственность (пусть самую маленькую!), набивать шишки, извлекать уроки.
Скажите, по вашему мнению, какой мужчина должен быть рядом с сильной женщиной?
– Вспомнились слова из детской песенки: «Умный, честный, сильный, добрый, только и всего...» Рядом с женщиной должен быть любимый и любящий мужчина.
Как обычно проходит ваше 8 Марта?
– Праздник для меня обычно начинается, когда выбираю, чем порадовать близких. Конечно, в этот день встречаю гостей, получаю звонки, письма с поздравлениями и сама поздравляю друзей и коллег.
 
Мнение
Как вы считаете, лидерство – это врожденное или приобретенное качество? Как стать уверенным в себе?
 
Анна ГотлибАнна Готлиб, заведующая кафедрой методологии социологических и маркетинговых исследований:
– Конечно, лидерство – это приобретенное. Лидерами становятся люди, которые обладают такими чертами, которые формируются в процессе жизни. Какие это черты? Это, прежде всего, умение брать на себя ответственность, склонность к рационализации, харизма, способность увлечь за собой – именно они, как мне кажется, усваиваются с опытом. Тем более, в наше время существует множество курсов, тренингов, где помогают обзавестись всеми этими качествами и стать увереннее.

 
Наталья ЗахарченкНаталья Захарченко, заведующая кафедрой теории и истории журналистики:  – «Рожденный ползать летать не может...» Вопрос об этом? Мне кажется, здесь нет универсального рецепта. Жизнь настолько многогранна и непредсказуема, что невозможно с рождения предугадать, кем человек станет. Да и так ли уж необходимо всем без исключения быть лидерами? А если человеку комфортно чувствовать себя другим? Понятия «приобрести» и «потерять» – тоже переменчивые величины. Порой нам кажется, что мы теряем что-то важное, нужное, а через время понимаем, что все ерунда, все неважно, вот если бы... И так до бесконечности. Как стать лидером? Лидировать! А как же иначе? Человек уверен в себе тогда, когда у него что-то начинает получаться. Поэтому вперед – veni, vidi, vici! Пришел, увидел, победил! Только, чур, все по-честному, не по головам.
 
Людмила МеркуловаЛюдмила Меркулова, заведующая кафедрой иностранных языков и русского как иностранного:
– Врожденные качества обычно называют задатками. Будут ли развиты те или иные задатки в характере человека зависит от его активной деятельности, воспитания и самовоспитания и ко всему этому прибавляется передающийся по наследству темперамент, который окрашивает ту или иную черту характера. Лидерство - скорее приобретенное качество и среди лидеров больше сангвиников и холериков. Уверенность в себе придают хорошие отношения в семье, с коллегами по работе. На мой взгляд, уверенность приобретается через преодоление трудностей.

Людмила Кавеленова
Людмила Кавеленова, заведующая кафедрой экологии, ботаники и охраны природы:  
–  Как биолог, я скажу, что у человека большая часть качеств подкрепляется наследственностью, но и развивается в ходе жизни. И однозначно, лидером родиться все-таки нельзя. Какие-то задатки, для того чтобы возглавлять свою группу, у человека есть, но это не те качества, которые в ходе жизни не изменяются. И, безусловно, лидерские качества воспитывать в себе можно и нужно.
 

 

В чем отличие мужского и женского стиля руководства? Существуют ли они вообще?

Анна Готлиб: Безусловно, разница в моделях руководства существует. Женщины и мужчины, конечно, различаются, но есть женщины с женским характером и есть с мужским. Многочисленные социологические исследования подтверждают, что у вторых стиль руководства приближается к мужскому. Чем же отличаются эти стили? Женщина всегда более мягкая, эмоциональная. Она уделяет внимание тонкостям человеческих отношений, на которые мужчины не обращают внимания. Женщина зачастую меньше разговаривает в приказном порядке, акцентирует внимание на мотивации, создании положительных эмоций, на атмосферу в коллективе. Возможно, эффективность модели управления зависит, от тех, кем руководят, но в любом случае эти модели управления кардинально разнятся.

Наталья Захарченко: Женский и мужской стиль руководства - снова эти модные нынче гендерные стереотипы... Осталось еще вспомнить статистику, что в России женщин-руководителей больше, чем мужчин. Это как в песне: «Потому что на десять девчонок по статистике девять ребят». Пусть человек будет на своем месте. Я за то, чтобы стиль руководства был не женским, не мужским, а общечеловеческим. Как ценности.
Людмила Меркулова: Это зависит от черт характера руководителя. Мы уже говорили о задатках. В процессе жизни они развиваются, перерастают в черты характера, и именно от них зависят отношения с начальством и коллегами. Должны быть развиты чувство справедливости, чувство меры, тактичность, уважение. А еще всегда должны присутствовать взаимопонимание и умение слушать других. Тогда отношения с руководством и сотрудниками будут деловыми и дружескими. Иногда все зависит от настроения человека, переживаемых им событий. И, конечно, на стиль руководства влияет деловая способность, которая присуща как женщинам, так и мужчинам.
Людмила Кавеленова: Я думаю, что, наверное, они существуют. Женщина-руководитель, осознавая себя лидером группы, привносит некий семейный элемент. Элемент заботы о людях, которые рядом, поскольку природой ей предназначено охранять, оберегать, хранить, взращивать. Именно эти качества женщина-лидер сохраняет по отношению к людям, которыми она руководит, насколько ей это удается.
 
Виола Калемалькина, Альфия Шарифуллина, Анастасия Соловьева, Анастасия Темникова (МИА «Самарский университет»)