федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
В Самарском университете обсудили современный театральный процесс

В Самарском университете обсудили современный театральный процесс

Самарский университет

Состоялся Всероссийский научно-практический семинар "Новейшая драма рубежа XX-XXI веков"

кафедра русской и зарубежной литературы и связей с общественностью факультет филологии и журналистики социально-гуманитарный институт бортжурнал студенту сотруднику
26.04.2018 1970-01-01
20–21 апреля в Самарском университете прошел Одиннадцатый всероссийский научно-практический семинар "Новейшая драма рубежа XX–XXI веков". 
Сегодня Самарский университет — общепризнанный центр изучения современного театрально-драматургического процесса. В семинаре "Новейшая драма рубежа XX–XXI веков принимают участие ученые из ведущих вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Перми, Тюмени, Екатеринбурга, Челябинска. С 2008 года было опубликовано шесть сборников научных статей и коллективная монография "Новейшая драма рубежа XX–XXI веков: предварительные итоги" (2017).
Ежегодно руководители семинара предлагают рассмотреть работы современных драматургов под определенным углом зрения, что позволяет определить особенности драматических конфликтов, проблемы авторского присутствия, рецептивные стратегии, жанровые модели. 
Семинар 2018 года был посвящен теме "Театр в кино, кино в театре". Результатом проведенного обсуждения проблем взаимодействия, взаимовлияния кино и театра стало утверждение о некоем новом этапе взаимоотношений театра и кино. Современные драматурги пишут и пьесы для театра, и сценарии для кино. Нередки случаи, когда драматург выступает не только в качестве постановщика собственной пьесы на сцене, но и в качестве кинорежиссера, перенося свою пьесу на экран (Иван Вырыпаев). В пьесах обнаруживаются прямые отсылки к кинофильмам как к "прецедентным текстам" (Юрий Клавдиев), а также отсылки к кино на уровне кинематографических приемов (Юрий Клавдиев, братья Пресняковы, другие). 
Таким образом, речь идет о том, что кинематографическая эстетика обнаруживает себя не только в театре, но и в драматургии, влияя на структуру пьесы, на ее сюжетно-композиционную организацию, на формы авторского присутствия.
Второй день работы семинара был посвящен знакомству с современным балканским кинематографом и просмотру и обсуждению кинофильма "Хаддресфилд", снятого сербским режиссером Иваном Живковичем по одноименной пьесе Углиша Штайтинаца. И сам фильм, и лекция профессора РГГУ Сергея Лавлинского вызвали большой интерес собравшихся.
Подводя итоги, участники выработали программу дальнейшей работы семинара.
Татьяна Журчева, доцент кафедры русской и зарубежной литературы и связей с общественностью