Одной из главных задач ВЛКСМ была выработка и укрепление у молодежи классового подхода ко всем явлениям общественной жизни и подготовка стойких, высокообразованных, любящих труд граждан. Поэтому в 1924 году появились первые строительные студенческие отряды.
Историей работы в стройотрядах с редакцией газеты "Полет" поделился профессор кафедры российской истории Эдуард Дубман. В 1969 году 19-летний Эдуард Дубман с отличием окончил металлургический техникум. В том же году начал работу Куйбышевский государственный университет (СамГУ, ныне Самарский университет), куда юноша поступил на историческую специальность. Тогда же, в 1970-м, в университете организовали первый стройотряд. За все студенческие годы студент Дубман работал в трех стройотрядах. Эдуард Лейбович Дубман рассказывает:
— На тот момент в университете училось всего 200 человек на 4 специальностях: история, филология, математика и физика. И вот из тех, кто мог по состоянию здоровья заниматься физическим трудом, организовали стройотряд. Набор в него проходил по своеобразной добровольно-принудительной системе. В то время нашим ректором работал Алексей Иванович Медведев. Он был человеком с характером, серьезным. Сказал "надо", и мы пошли
в стройотряд. Если же кто из студентов-историков не мог или не хотел работать в стройотряде, то уезжал на обязательную археологическую практику.
В стройотряде нашего университета было несколько бригад: из историков, физиков и математиков. Так как у филологов парней всегда было мало, их распределяли по остальным бригадам. Всем нам выдавали форму, а за работу платили по тем временам достаточно неплохие деньги. Был совет отряда, на котором четко, по трудовому вкладу распределялись заработанные нами деньги. В совет входили командир, комиссар и бригадиры отряда, которые решали, кто работал лучше, а кто хуже. Но стройотряд был для нас не только способом заработать, в нем собралась хорошая, дружная студенческая компания, и мы действительно хорошо проводили время.
Мы прокладывали телефонные кабели по улице Полевой в Куйбышеве. Для этого снимали асфальт, прорывали траншею и укладывали кабели. Это была настоящая мужская работа, проверка на выносливость и терпение. Всего мы работали в первое стройотрядовское лето полтора месяца.
После 2-го курса я был бригадиром отряда. В Томской области мы строили фундамент для насосно-перекачивающей станции. Это был первый выезд за пределы области, и руководство послало с нами Ленара Васильевича Храмкова, одного из первых преподавателей-историков нового университета. Позднее он стал ректором. Но он не столько следил за нами, сколько помогал в работе, создавал непринужденную атмосферу, был великолепным рассказчиком. Он органично влился в студенческий коллектив. Работал он, кстати, в моей бригаде. Я тогда все посмеивался над ним, что теперь не он мой начальник, а наоборот. Кстати, позже я писал под его руководством дипломную работу.
В Томской области все было ново и интересно. Далекий сибирский край, тайга, экзотика. Мы работали рядом с поселком для условно освобожденных, ходили обедать в их столовую, с некоторыми даже познакомились. Ситуация была очень колоритная!
После 4-го курса наш стройотряд отправили в Туву, чуть западнее Кызыла. Тогда для меня это была самая далекая поездка. На тот раз мы строили газопроводную систему и занимались бетонными работами.
Наш отряд разбил лагерь недалеко от истоков Енисея, где соединяются две реки — Улуг-Хем и Бий-Хем. Вода текла с гор и была ледяной. Нашим любимым занятием после работы в жару было подниматься сотней метров выше по течению реки, бросаться в воду, и стремительный обжигающий холодом поток нес нас вниз. Главное — успеть вовремя зацепиться за кусты и не проскочить место, где располагался лагерь.
После поездки в Туву наш отряд весь сентябрь ремонтировал учебный корпус (сейчас это филологический корпус на улице Потапова).
Считаю, что строительные студенческие отряды были не только хорошим способом заработать, но и сблизиться с товарищами. Одно дело в университете после занятий разбежались и все. А другое — в стройотряде, когда ты умеешь хорошо работать, общаться и дружить с людьми, можешь ориентироваться в сложных ситуациях.
А случаи были всякие. Нередко в стройотрядах приходилось сталкиваться с местными жителями, или как было в Томской области — с условно освобожденными. Позднее, когда мы работали в археологических экспедициях, приходилось разбираться и давать отпор молодежи из ближайших деревень, приезжавших на мотоциклах "разбираться". Все это создавало из нас определенную когорту людей, которые дружат до сих пор. Строительные отряды стали для нас отличной школой жизни!
Записала Ксения Ионихина