В советское время в каждом вузе страны существовала своя комсомольская организация, которая занималась воспитанием молодежи, была призвана готовить всесторонне развитых активных молодых людей, с энтузиазмом принимающих участие в жизни общества и страны.
Доктор философских наук, профессор кафедры философии Сергей Голенков, возглавлявший в свое время комитет комсомола Куйбышевского государственного университета (СамГУ, ныне Самарский университет), рассказал о работе и жизни комсомола университета в конце 1970-х годов.
— Какие задачи вы выполняли как руководитель комсомольской организации?
— После окончания химико-биологического факультета я работал с 1976 по 1982 год секретарем комитета комсомола. Моя главная задача заключалась в организации деятельности всей комсомольской организации и за все пробелы, которые случались, с меня спрашивали "старшие товарищи по партии". В то время, когда я стал секретарем, комсомольская организация насчитывала где-то 1200 человек. К концу 80-х у нас было уже за две с половиной тысячи: рос университет — росло количество комсомольцев.
В состав комитета комсомола входили не только студенты, но и преподаватели. Сейчас большая часть из них профессора, доктора наук, деканы факультетов. Так, в комитете комсомола наукой заведовал Евгений Константинович Башкиров, сейчас он профессор кафедры общей и теоретической физики, профессор кафедры отечественной истории и историографии Вячеслав Николаевич Парамонов и доцент той же кафедры Виктор Иванович Гольцов работали в идеологическом секторе.
— Чем занимались студенты-комсомольцы?
— Фактически вся жизнь, которую молодой человек проводил в университете, устраивалась двумя организациями: комсомольской и профсоюзной. Комсомольская занималась больше политическим, идеологическим, организационным воспитанием. Профсоюзная организация отвечала за общежитие, путевки, материальную помощь студентам.
Комитет комсомола состоял из разных секторов. Так, учебный сектор был представлен учебно-воспитательной комиссией, которая наблюдала за успеваемостью студентов. Например, такая ситуация: студент троечник, ребята из комиссии ему говорят: "Почему ты комсомолец, а троечник? Государство тратит деньги на твое обучение, а ты не учишься...".
Спортивный сектор организовывал вместе с кафедрой физического воспитания различные мероприятия.
За воспитание отвечал идеологический сектор. А лекционный сектор занимался политинформацией, выбирал ребят с хорошими ораторскими способностями. Студенты читали лекции, организовывали политические мероприятия. А таковых было много. Если взять календарь 1977 года, то такие праздники, как 23 февраля, 8 Марта, День космонавтики, 1 Мая, День печати, День Победы, 7 ноября, — все считались политическими. И таким датам посвящали собрания, конференции, лекции.
Был сектор трудового воспитания, руководивший студенческими строительными отрядами. Там бойцы стройотрядов проходили минимальную профессиональную подготовку и получали навыки строительных работ и техники безопасности. Ребята осваивали массовые строительные профессии, работали каменщиками, монтажниками, плотниками. Девочки работали на отделке штукатурами, малярами, проводницами на железной дороге, вожатыми в пионерских лагерях. В то время ребята получали реальную профессию. Еще была такая штука, как "картошка". Все студенты проходили через сбор овощей, особенно первокурсники. Поступил в вуз и вперед, копать картошку!
Культурно-массовый сектор отвечал за художественную самодеятельность. Как раз в 1977-1978 годах начал формироваться университетский хор. Набирали тогда девочек, а вот
с мальчиками было труднее. Тогда ректорат принял решение по разнарядке набирать певцов, то есть с каждого факультета, чтобы один или два юноши вступили в хор. Схема была такая: вот юристы — "мальчиковый" факультет, значит, два человека
в хор, тоже и с физиками.
— Чем увлекались студенты во внеучебное время?
— По-разному. Культурно-массовую и научную работы выбирали по интересам. Всегда были те, кто приходил в университет заниматься наукой и, значит, они уже определились в своей деятельности. Были те, кому до науки далеко, а вот попеть, потанцевать и потусоваться хотелось, тогда шли в культурно-массовый сектор. Ну и были студенты, которым было "все до лампочки". Мы их старались вовлечь в мероприятия, но не принуждали. Партийная организация прекрасно понимала, что из таких людей ничего путного не вырастет. У нас была интересная жизнь
в то время, университет обретал очень важные позиции в городе. К 80-м годам комсомольская организация была влиятельной, мы занимали призовые места на студенческих веснах, студотряды побеждали не только на уровне области, но и страны. Это и мотивировало.
— Но не все может идти гладко, у вас были, скажем так, "косяки"?
— В 1976 году или где-то в 1977-м заняли на смотре художественной самодеятельности последнее место. Это был разгром. Нас вызвали в партком и сказали "Что это такое? Университет, это же звучит так престижно, а вы тут устроили...". Сделали нам тогда серьезное внушение.
Был еще случай, когда мы вместе со студенческим профкомом создавали клуб "Гаудеамус" в столовой на Академика Павлова. Это был студенческий клуб по типу кафе, вход стоил рубль. Первый такой клуб был открыт в педагогическом институте. Открыть его нам надо было к 9 мая. До этого оставался месяц, а работы много. Нас вызвали к ректору Виктору Васильевичу Рябову. Он сказал, что если не сделаем вовремя, то все — положим партийные билеты. До этого бы дело не дошло, но тогда это была серьезная угроза, ведь могло закончиться твое политическое будущее. Но мы успели. И в этом успехе очень помог сам Виктор Васильевич, доставая для клуба дефицитный стройматериал.
— Чем была полезна для студента работа в комсомоле?
— Комсомол вуза помогал ректорату и парторганизации готовить кадры для работы в различных сферах. Тогда ведь не было таких направлений подготовки специалистов как "менеджмент", "управление персоналом". Комсомольская организация представляла сферу деятельности, где можно было получить опыт организаторской и руководящей работы. Вот ты комсорг группы, у тебя 20-25 человек комсомольцев, ты должен организовать их. Потом идет факультет, а это уже несколько групп, то есть полторы или даже две сотни человек, тут уже более серьезные умения должны быть. Если ты был членом комитета комсомола, это уже работа на полторы или две тысячи человек. То есть уровень повышается, развиваются навыки, ты получаешь опыт. Еще были плюсы: активных комсомольцев поощряли. Вместе с профсоюзной организацией мы ездили во Львов, Вильнюс, Таллин. А самые-самые энтузиасты, активисты-комсомольцы бывали и за границей. Кроме того активное участие в жизни комсомольской организации влияло на распределение выпускника по месту работы после окончания учебы в университете.
Анастасия Михайлова
На фото:
1-й ряд, слева направо:
Ольга Дубкова, Елена Резяпова, Федор Садчиков, Ольга Акинина, Ирина Петрова, Наталья Петрова, Наталья Журавлева, Наталья Воронина, Наталья Платчихина, Дмитрий Яковенко.
2-й ряд:
Александр Краснов, Виктор Гольцов, Сергей Голенков, Вячеслав Парамонов, Галина Применко, Владимир Алешин, Борис Токарев, Александр Нассуха, Алексей Ананченко, Владислав Блатов.