Свежие новости

События

Университет стал лидером по числу лауреатов конкурса "Молодой ученый"

Университет стал лидером по числу лауреатов конкурса "Молодой ученый"

Самарский университет

Победителями областного конкурса стали 96 студентов, аспирантов и кандидатов наук из 11 вузов региона

Наука Прокофьев Андрей кафедра лазерных и биотехнических систем Дмитриев Денис кафедра математики и бизнес-информатики Молодой учёный (конкурс) Шахматов Евгений Угланов Дмитрий Заика Сергей кафедра теплотехники и тепловых двигателей
02.11.2018 2018-11-02
В пятницу, 2 ноября, в зале заседаний ученого совета Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева чествовали победителей областного конкурса "Молодой ученый".

Число участников конкурса выросло на 40%
Этот конкурс проводится с 2008 года при поддержке правительства Самарской области. Свои научно-исследовательские работы представили студенты, аспиранты и кандидаты наук по трем категориям наук: "Гуманитарные и общественные", "Естественные" и "Технические". Среди критериев оценки работ есть такие показатели, как соответствие выполняемых научно-исследовательских работ приоритетам социально-экономического развития Самарской области, значимость научной школы для региона. Также учитывается традиционная наукометрия — количество публикаций в международных индексируемых базах, таких как Scopus, Web of Science, а также журналах ВАК.
С победителями конкурса встретились заместитель министра образования и науки Самарской области Светлана Бакулина, ректор Самарского университета Евгений Шахматов, руководители научных направлений университета.
"Этот конкурс важен для Самарской области, — отметила Светлана Бакулина. — Нас радует, что число его участников растет — в 2018 году в оргкомитет поступило на 40 процентов больше заявок, чем в 2017 году. Председатели экспертных комиссий конкурса отмечают рост качества работ. Они все больше приобретают прикладной характер. Для решения амбициозных задач, которые стоят перед страной, для развития прорывных технологий, очень важно, чтобы наука работала на производство. И нас радует, что молодые ученые создают научные коллективы, которые привязаны не только учебному заведению, а к промышленным предприятиям. Считаю, что у многих представленных работ очень серьезный потенциал и возможность выхода на решение конкретных задач для производств".
За лауреатами конкурса следят работодатели
"Интеллектуальная молодежь является драйвером развития страны, — обратился к собравшимся Евгений Шахматов. — Вы часто делаете то, что более старшие ваши товарищи считают невозможным. За результатами этого конкурса пристально следят работодатели, именно из вас формируется костяк научной, инженерной элиты Самарской области и других регионов страны".
Один из победителей — аспирант кафедры теплотехники и тепловых двигателей Самарского университета Сергей Заика представил на конкурс работу "Численное моделирование физических процессов в промышленных криогенных охладителях", которую выполнял под руководством доцента кафедры Дмитрия Угланова. "Тема использования низкопотенциального тепла только набирает обороты, — пояснил молодой ученый. — С учетом климатических особенностей Самарской области, я вижу для развития данного направления самые широкие перспективы".
Доцент кафедры математики и бизнес-информатики, заместитель начальника учебно-методического управления Денис Дмитриев представил цикл работ, в которых уделил внимание средствам электронного обучения в профессиональной деятельности преподавателей. Речь идет о цифровизации образовательного процесса, использовании сложных программно-технических комплексов, которые, в свою очередь, связаны с анализом больших данных, роботизацией, нейронными сетями, искусственным интеллектом.
"Открытое образование способствует развитию цифровой педагогики: каждый студент может реализовать персональную образовательную траекторию онлайн с учетом всех особенностей и пожеланий", — говорит Денис Дмитриев.
Работа магистрантки кафедры лазерных и биотехнических систем Самарского университета Полины Шалковской нацелена на то, чтобы вывести Самарскую область в лидеры по производству и поставке биоимплантатов различных назначений. "Думаю, что спектроскопия комбинационного рассеяния, технологию которой мы отрабатываем, будет способствовать увеличению объемов производства, а, главное, качества производимых тканей институтом экспериментальной медицины и биотехнологий (ИЭМБ) СамГМУ", — отмечает автор проекта.
Создать условия для научного прорыва
Среди лауреатов — 59 представителей Самарского университета. По словам первого проректора — проректора по науке и инновациям Андрея Прокофьева, такая активность связана в первую очередь с успешной реализацией "дорожной карты" развития вуза. "Одна из задач университета, участвующего в национальной программе повышения конкурентоспособности "5-100", — привлечение молодежи к работе в научно-исследовательских лабораториях, к научной работе в принципе. Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров ориентирован на то, чтобы вывести наш регион на лидерские позиции в стране. И большое внимание здесь уделяется поддержке высшего образования, созданию условий для молодых талантливых людей, которые уже завтра могут осуществить прорыв — в науке, экономике не только региона, но и страны, и мира. Самарский университет со своей стороны также всячески поддерживает интерес молодых исследователей к науке, в том числе направляет их в командировки на конференции самого высокого уровня, в том числе и за рубеж, что позволяет молодежи чувствовать себя частью мирового научного сообщества. Это стимулирует интерес к научным исследованиям, что закономерно находит отражение в высоких результатах в различных конкурсах".
Конкурс организован таким образом, чтобы среди экспертов по каждой номинации были как представители крупнейших вузов региона, так и предприятий и организаций. Совет этой секции организует проведение экспертизы. Причем, проверка проходит таким образом, что работы одного университета проверяют представители другого вуза. Исключена проверка работ одного вуза сотрудниками того же вуза, что повышает объективность оценки.
В 2018 году победителями конкурса стали 96 человек (в 2017 году — 86 человек, 2016 году — 77 человек).
Победители — 45 студентов — пополнили свои карты на 30 тысяч рублей, 38 аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук — на 75 тысяч рублей, а 13 кандидатов наук — на 100 тысяч рублей.
Победители конкурса о роли молодого ученого в современном мире:
"Мне с самого детства казалось, что ученый — это пример того, как один человек, может изменить мир. Быть ученым престижно. Всегда. В последние годы это еще и модно, и даже выгодно — многие магистранты, аспиранты, например, за счет своей исследовательской деятельности неплохо зарабатывают и при этом растут и как личность, и как ученый, и как конкурентноспособный специалист", — говорит Сергей Заика.
Его поддерживает и Денис Дмитриев: "Ученый сегодня — это действительно престижно, но не нужно забывать, что это тяжелый ежедневный труд, который в какой-то степени является творческим. Такой труд не будет посилен абсолютно каждому. Мы живем во время значительных открытий, когда инновационные результаты становятся ежедневной практикой в обычной жизни".
Денис особо подчеркнул, ученый сейчас имеет широкие свободы: от выбора объекта исследования до методологий проведения этих исследований. Благодаря грантам государства и корпораций, проводятся исследования, в том числе в коллаборации с ведущими представителями научных школ, молодые люди могут посещать научно-практические, научно-исследовательские конференции российского и международного уровней. А это способствует карьерному и профессиональному росту.
"Считаю, что наука должна и может приносить реальную прибыль, — уверена Полина Шалковская. — И с этой точки зрения, разработки ученых в прикладных науках можно в короткие сроки "раскрутить" в рамках малых инновационных предприятиях (МИП). Количество конкурсов по выявлению научного и инновационного потенциала студентов огромное множество, и в каждом конкурсе предусмотрены награды и денежные вознаграждения, поэтому научные исследования — это прибыльная деятельность. И тут нужно четко понимать: либо ты выпускаешься из университета и идешь на рынок труда искать вакансии, либо ты создал свой уникальный продукт, с крепким научным фундаментом, и уже сам предлагаешь вакансии другим".
Фото: Сергей Семик (фотоклуб "Иллюминатор")