Кажется, что окружающий нас мир изучен полностью, но как же часто мы убеждаемся в обратном. Ученые то и дело открывают новые виды позвоночных и беспозвоночных животных, растений, грибов. Исследование чешуекрылых, или как их еще называют Lepidоptera, очень интересное и трудоемкое занятие, которое заинтересует немногих.
В Самарском университете есть специалист, который посвятил свою жизнь исследованию бабочек, — профессор кафедры экологии, ботаники и охраны природы, доктор биологических наук Сергей Сачков. С детства он увлекался поимкой и изучением этих красивых созданий и собрал коллекцию, которая насчитывает теперь около 3500 видов бабочек и более 75 тысяч экземпляров в целом. Сегодня труд его жизни принадлежит Самарскому университету.
Как уже сказано, началось все с раннего детства: "Это случилось, когда мне было года три, а может, и четыре. Первых бабочек ловил руками. Позже появился инвентарь, и мы, загорелые, сверкая голыми пятками, как дети из советских мультиков, охотились с сачками за букашками". Коллекция Сережи росла, а интерес к энтомологии становился все более осмысленным. Позднее он поступил в Куйбышевский государственный университет уже с прицелом на эту работу, а затем стал здесь же преподавать. "Как видите, до сих пор занимаюсь этим делом", — говорит Сергей Анатольевич.
Коллекция бабочек Сергея Сачкова пополнялась в течение жизни. Он участвовал в экспедициях не только по России. В коллекции представлены виды из более чем полутора сотен стран Африки, Северной и Южной Америки, Южной Азии, Европы. В экспедициях, охотясь за неизведанными, редкими и важными для науки насекомыми, он и его коллеги пополняли коллекцию университета. И не всегда эта охота бывала безопасной. "Вот эту "зверушку" ловил на Дальнем Востоке, называется она Sephisa princes, или Сефиза двухцветная (вид дневных бабочек из семейства нимфалид). И во время охоты довольно близко столкнулся с тигром. Не могу сказать, что это знакомство доставило мне удовольствие", — вспоминает профессор.
Когда нет возможности выезжать в отдаленные регионы, с пополнением новыми экземплярами помогают коллеги, это обычная практика. "Есть виды, которые обитают только в Монголии, я их описывал, хотя лично там никогда не бывал. Довольно неплохой материал передал один австрийский коллега. Такая вот взаимовыручка. И если я куда-то еду, то тоже не только думаю о своей коллекции, но и собираю многое из того, что представляет интерес для других специалистов. И когда передаю "заказ", вижу радость в глазах".
Около 75 тысяч экземпляров смог собрать Сергей Анатольевич — довольно внушительное количество; у меня возник вопрос, а не наносят ли такие масштабы сборов вред насекомым?
"Коллекционирование энтомологами и любителями — не варварство. Нельзя подходить к насекомым с тех же позиций, с каких мы подходим к тиграм, леопардам и другим животным. Тех приходится охранять буквально поштучно. И если одну особь загубить, то это может сказаться на всей популяции. А плодовитость насекомых несопоставима с таковой позвоночных животных. Они, едва покинув куколочную оболочку, немедленно приступают к размножению. Одна самка откладывает десятки, а иногда и сотни яиц. И это только одна особь. Говоря о коллекционировании в этом смысле, наивно полагать, что оно может нанести серьезный ущерб природе".
Сегодня коллекция Сергея Анатольевича зарегистрирована и занесена в реестр Росприроднадзора. Много лет назад она была перевезена в Самарский университет вместе с научной библиотекой из дома Сергея Анатольевича. При биологическом факультете была создана межкафедральная лаборатория. Теперь коллекция служит не только в качестве научного фонда для исследований по биоразнообразию, но и в качестве демонстрационного материала во время учебных занятий. Студентам она помогает при выполнении курсовых, дипломных работ. Отечественные и иностранные специалисты приезжают для изучения "своих" видов бабочек, которые нужны для их собственных научных исследований.
В течение почти пятидесяти лет профессор занимается изучением фауны чешуекрылых и конечно бывают ответственные моменты, когда попадаются новые для науки виды бабочек. Самый первый вид Сергей Анатольевич назвал в честь жены Юлии "Infurcitinea juliae": "Мы, энтомологи, часто испытываем чувство первооткрывателя: в мире бабочек новый для науки вид попадается не раз и не два за жизнь исследователя. Но есть и обратная сторона медали. Консервация и описание — это столько кропотливых процедур, что радость открытия чуть размывается. А еще и статью не в каждом журнале возьмут! В общем, в нашем деле надо обладать безграничным терпением, быть достаточно убедительным и не унывать!"
В 2006 году итальянские энтомологи из Турина, коллеги Сергея Анатольевича, открыли новый вид и назвали в его честь. Бабочка Сцитрис Сачкова относится к семейству Мрачные (темные) моли и обитает в Монголии. А недавно ее обнаружили в Казахстане. Для самого профессора эта новость стала сюрпризом: ведь никто не предупредил его о том, что в его честь кого-то назвали. В кругах энтомологов не принято говорить об этом человеку, именем которого называешь насекомое. "Мне как-то прислали оттиск статьи в журнале с описанием новых видов сцитридид, написанной туринскими энтомологами, где один из видов был назван: "Scythris sachkovi", а в строке "Этимология" было указано посвящение названия лепидоптерологу из Самарского университета. Это было неожиданно", — признает Сачков.
В 2017 году в Мюнхене вышла книга "Итоги инвентаризации фауны чешуекрылых Волго-Уральского региона", в которой Сергей Анатольевич является одним из соавторов. На подготовку этого труда ушло несколько десятков лет полевых и лабораторных исследований. Два года ушло на написание собственно текста и около 40, чтобы собрать собственно материал. Фактически это ревизия другого труда — в 1844 году профессор Казанского университета Эдуард Эверсманн представил общественности монографическую сводку в 633 страницы с указанием 1279 видов фауны чешуекрылых Волго-Уральского региона. В 2017 году в своей книге Сергей Сачков с коллегами уточнил число. Оказывается, бабочек в этом регионе сейчас известно 4082 вида! Такую серьезную коррекцию Сергей Анатольевич объясняет рядом причин: вопервых, крайне малым числом специалистов, малым временным интервалом с момента самых первых исследований, во-вторых, в XIX веке добраться до нужной местности было намного сложнее, что препятствовало очень немногим сборщикам материала посетить все интересные с научных позиций локалитеты.
Комментарий
Андрей Гаврилов, проректор по учебной работе
— Несколько лет назад, на этапе объединения университетов, я очень удивился, узнав, что есть люди, которые открывают новых живых существ — бабочек. Помню, на меня произвела огромное впечатление эта фантастическая коллекция, само понимание, что можно задокументировать тысячи живых видов, сохранить, изучить. Такой труд и поддержание коллекции вызывают искреннее восхищение и уважение. Хочется показать эту красоту всем. К сожалению, есть один нюанс — бабочек нельзя демонстрировать на дневном свету долгое время: пыльца на крыльях выцветает. Поэтому сейчас сотрудники лаборатории ищут варианты, как эту красоту показать людям.
Анастасия Михайлова
Фото: Наталия Орлова
Фото: Наталия Орлова