Январь для студентов – время экзаменов и каникул, а для иностранных слушателей подготовительного отделения – пора, когда количество уроков русского языка, наконец, переросло в качество владения «великим и могучим», и потому к занятиям о суффиксах, падежах и глаголах движения прибавляются экскурсии по городу, университету, а также уроки в форме викторин, развивающие все виды речевой деятельности на русском языке.
«Посещение музеев, кроме познавательной, имеет и коммуникативную цель, - говорит директор Центра довузовской подготовки доктор филологических наук Евгений Стефанский. – Мы хотим показать ребятам, что они уже могут общаться не только в учебной ситуации урока. Во время экскурсий они воспринимают значительную часть информации, активно задают вопросы. Возникает та самая профессиональная коммуникация, которая им будет так нужна во время обучения на основных образовательных программах».
Экскурсионную программу открыло посещение музея авиации и космонавтики Самарского университета. Бразильские студенты Даниэль Блассле и Каролине Фернандес с удивлением увидели в музее модель первого бразильского самолета Альберто Сантоса-Дюмона, Александер Торрес из Колумбии долго рассматривал модель МКС, мечтая оказаться среди ее космонавтов, а Ахмед Али из Ирака и Анисе Нийомизеро из Бурунди с интересом слушали рассказ экскурсовода о ракетных двигателях.
Целенаправленное знакомство с двигателями продолжилось в специализированном музее, где собраны все достижения российского двигателестроения. Студенты узнали не только о различных типах двигателей и увидели их работу, но и услышали рассказ сотрудников музея о том, как после войны с участием немецких инженеров создавалась моторостроительная промышленность в нашем городе.
Большинство выпускников подфака будут учиться в институте авиационной техники, поэтому особый интерес у иностранных студентов вызвала экскурсия в учебную лабораторию, в которой находится кабина Ту -154. В этой лаборатории студенты изучают систему управления самолетом. Серхио Касерес из Колумбии и Паскаль Ндех из Камеруна заинтересовались приборами, за которыми должен следить бортинженер «Тушки», а тем временем француз Фредерик Муро (в недавнем прошлом пилот «Air France») привычно занял место в кабине. А преподаватели привлекли внимание студентов к надписям на приборной доске, которые сплошь представляют собой отглагольные существительные, активно изучаемые на занятиях по русскому языку и научному стилю речи.
Но не только авиацией и космонавтикой стараются увлечь иностранных студентов преподаватели подфака. Ведь их подопечным предстоит прожить в России несколько лет. Уроки русского языка – это еще и уроки страноведения. На первых уроках преподавателям приходится порой рассказывать ребятам не только о грамматике и лексике, но и том, как организовать свои быт в общежитии или как приготовить еду из не очень дорогих продуктов. А сейчас, когда студентов надо научить монологу, проще всего это сделать на страноведческом материале – читая и пересказывая тексты о российских городах, ученых и деятелях культуры.
Экскурсия по городу после уроков развития речи о Самаре становится не совсем обычной. На различных городских объектах роль экскурсовода по очереди берут на себя сами ребята – ведь о Самаре они знают уже немало.
Ну, а завершает цикл занятий по страноведению викторина, посвященная трем российским городам, о которых студенты говорили на занятиях – Москве, Санкт-Петербургу и Самаре.
«Готовя сценарий викторины, - говорит преподаватель Центра довузовской подготовки Оксана Ярун, - мы старались активизировать все виды речевой деятельности – чтение, говорение, письмо, аудирование. И, кроме того, обязательным условием победы в соревновании было активное участие всех студентов учебной группы. Выиграть викторину за счет активности 1-2 «лидеров» группе бы не удалось».
Коллективизм проявлялся и в том, что группы готовили «визитные» карточки доставшегося им по жребию города (компьютерную презентацию, рассказ о городе, песню), и в том, что, выбирая картинки с достопримечательностями «своего» города, ребятам приходилось общаться с другими командами.
«Уже первый конкурс, во время которого ребята должны были написать названия известных им русских городов, - говорит преподаватель Центра кандидат филологических наук Светлана Левченко, - дал неожиданные результаты. Ребята назвали Омск, Томск, Нижневартовск и многие другие города, о которых мы даже не говорили на занятиях».
В другом конкурсе, проверявшем навыки восприятия русской речи, ребятам нужно было, услышав куплет незнакомой им песни, понять, какому городу она посвящена В одних случаях для этого было достаточно услышать название города, в других – его символы и достопримечательности.
Шутливый конкурс «Если бы мэром был я» должен был заставить ребят отработать грамматику условных конструкций. Но он неожиданно обнаружил, что всего за четыре месяца жизни в Самаре студенты успели заметить немало болевых точек нашего города. «Я построила бы новое общежитие для студентов, квартиры для преподавателей и врачей», - говорила студентка из Иордании Тала Абдуллах. «Я бы сделал так, чтобы бабушкам и дедушкам не нужно было просить деньги в подземных переходах», - говорил студент из Вьетнама Ла Хоанг Ань.
«В том, что уроки страноведения запоминаются и приносят практическую пользу, - говорит преподаватель Центра Марина Колесник, - мы убедились этим летом. Многие наши выпускники прошлого года во время Чемпионата мира по футболу побывали во многих городах, постарались увидеть и показать своим приехавшим их навестить родственникам те достопримечательности, о которых мы говорили на занятиях».