федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Учёный Яков Медведков: "Наука – она как жизнь"

Учёный Яков Медведков: "Наука – она как жизнь"

Самарский университет

Интервью со старшим научным сотрудником лаборатории "Физика и химия горения" Самарского университета

бортжурнал Наука Полет (газета) Интервью
29.03.2019 1970-01-01
Яков Медведков к своим 28 годам стал кандидатом химических наук, победителем Science Slam Самара, выступил в телепередаче "Научный стендап" на телеканале "Россия — Культура", является выпускником школы лекторов фонда "Эволюция", старшим научным сотрудником лаборатории "Физика и химия горения" Самарского университета — и это далеко не весь список его достижений. В интервью Яков признаётся химии в любви и продолжает продвигать науку в массы.
 
О выборе
— Что вас привлекает в химии?
— Когда приближался к защите диплома, понял, что привлекает не химия как таковая, а научная деятельность. В современной науке зачастую трудно сказать, что этот человек — химик, а этот — физик. Это пересекающиеся области. Научная деятельность — это комплекс: сегодня ты оформляешь документы, завтра ты должен разбираться в экономических и юридических тонкостях, послезавтра ты преподаёшь, потом ты должен нарисовать графический абстракт к статье, у тебя есть компьютерное моделирование, есть реальный эксперимент. Привлекает, что нет отдельной чёткой функции. Это всегда весело.
— Почему из всех наук вы выбрали именно химию?
— Одноклассники шли на экономистов и на юристов, а я фанател от химии и биологии. Вот и решил: буду заниматься тем, что интересно. Да и семейные традиции существовали: мой дядя работал в продаже химического оборудования, дедушка был замдиректора по социальным вопросам на химическом заводе "КуйбышевАзот".
Химия казалась шире, чем биология, казалось, что в биологии уже всё нашли, всех животных описали, всё, что можно было, сделали. Да и казалось, что биология далека от реальной жизни, наука ради науки. А с химией было понятно: можно заниматься наукой, продавать лабораторное оборудование, работать на заводе, преподавать.
В научной деятельности студенты редко выбирают сначала область исследований: они ещё ничего не пробовали. Выбирают людей — научного руководителя, коллектив. Были такие люди, к которым я захотел пойти. Если бы они занимались тогда физической химией, я бы пошёл в физическую химию.
— Как получилось, что вы стали учёным?
— Здесь было больше осознанности. На третьем курсе я устроился на месяц лаборантом на центральную заводскую лабораторию на "КуйбышевАзот". Бетонное ограждение с колючей проволокой морально давило. Казалось, я заперт. На центральной заводской лаборатории иногда два часа ничего не надо делать. Ты даже выйти никуда не можешь, потому что обязан находиться на заводе. С одной стороны, в этом ничего плохого — сидишь, книжку читаешь, что-то придумываешь. В работе на заводе есть свои плюсы, как в спокойных офисных работах, где есть уверенность в завтрашнем дне. А с другой стороны, когда тебе 20 лет, тебе хочется свободы, выйти в "Миндаль" через дорогу и не оформлять для этого справку. Это кажется таким жутким ограничением, что ты в этом жить не сможешь.
А после 4-го курса я работал в фирме, которая занималась продажами лабораторного оборудования, и тоже понял: не моё. Вы работаете с цифрами. И даже если вы какой-то прибор продаёте, не факт, что вы его вообще увидите, как-то мимо вас пройдёт через склады. Так получилось, что вся моя работа была в компьютере. Я приходил домой, мне хотелось варенье сварить или табуретку сделать, чтобы появилось что-то осязаемое.
И тут я попробовал себя в научной деятельности, начал работать над курсовыми, дипломом. Научная деятельность объединяет всё: там можно и руками поработать, и умственной деятельностью позаниматься. В общем, она — как жизнь.
 
О работе
— Какие аспекты химии вы исследуете?
— Раньше я занимался кристаллохимией. Потом перешёл в другую лабораторию и работаю сейчас в Самарском университете и в Самарском филиале Физического института РАН. Мы занимаемся химией и физикой горения углеводородных топлив. Цель лаборатории — создание и улучшение моделей горения. Есть теоретическая группа. Там занимаются квантово-химическим моделированием реакций. Есть экспериментальная группа, мы ищем новые константы скоростей реакций, изучаем скорости реакций и механизмы реакций горения. Знание — это сила. Если вы знаете, как что горит, вы можете этим управлять.
— Где можно применить на практике результаты ваших исследований?
— Мы изучаем модели горения, что может позволить людям улучшить сжигание углеводородных топлив: сделать его более энергоэффективным, безопасным и т. д. В основном мы сконцентрированы на изучении процессов, приводящих к образованию полиароматических углеводородов (ПАУ), большинство из которых являются канцерогенами и очень любят образовываться в процессах горения углеводородов. К примеру, бенз(а)пирен, который известен всем, кто хоть как-то интересовался проблемами загрязнения воздуха. Для изучения мы используем новейшие квантовомеханические методы для расчётов механизмов реакций и предсказания их скоростей, а также различные экспериментальные методы для подтверждения полученных с помощью расчётов результатов и измерения того, что посчитать не удалось или пока невозможно. Знание механизмов реакций позволит ими управлять, снижать выбросы канцерогенных ПАУ.
А ещё ПАУ, согласно одной теории происхождения жизни, сыграли важную роль в появлении первых РНК на планете и способствовали появлению жизни на Земле. Есть такая гипотеза мира полиароматических углеводородов, у неё есть даже отдельная статья на Википедии. Расчёты, выполненные в нашей группе, также помогли объяснить образование ПАУ в межзвёздном пространстве, откуда они и попали на Землю и сыграли свою важную роль в зарождении жизни. В английской версии статьи на Вики есть ссылка на нашу работу.
Непосредственно сейчас мы строим уникальную экспериментальную установку в Самарском университете, где будем изучать важные стадии реакций, которые влияют на образование ПАУ. Год мы установку проектировали, создавали её чертежи и эскизы. Весной закончили проект. Сейчас мы закупили основную часть составляющих, будем её строить, она разместится в нашем университете. Это уникальная установка мирового уровня, которая позволит изучать "много чего", но на первом этапе мы сконцентрируемся на горении. Сейчас она будет создана для одного молекулярного пучка, но потом с её помощью можно будет изучать скрещённые молекулярные пучки, а таких установок в мире сейчас всего 10 или 11.
— Как результаты ваших исследований изменили ваш взгляд на мир?
— Такого не было. Для этого я должен был быть человеком с большим самомнением.
Чужие исследования, наверное, меняли мой взгляд на мир. Они меняли взгляд на мир поколений. Например, когда Ньютон создал механическую картину мира, или когда появилась квантовая механика. Сейчас существует устоявшаяся картина мира. Её трудно ощутить физически, но, например, принцип неопределённости Гейзенберга в своё время очень сильно на меня повлиял. Это история про то, что в квантовом мире ты не можешь измерить одновременно скорость и траекторию электрона не потому, что ты сейчас не в состоянии собрать точную установку, а потому, что это запрещено природой. Чем точнее ты будешь знать скорость электрона, тем менее точно ты будешь знать его координаты. На меня это большое впечатление произвело. Мне всегда казалось, что можно измерить всё. В квантовой химии говорят, что вы принципиально не можете это сделать, как бы ни старались.
— Чего вы хотели бы достичь как химик?
— Наука мне в первую очередь нравится, как образ существования, образ деятельности. Мне бы очень хотелось, чтобы то, как мне интересна наука сейчас, то, как много нового я каждый день узнаю, и то, как это всё происходит, не перестало бы быть интересным для меня и через 5 лет, и через 50.
 
Об увлечениях
— Чем вы увлекаетесь, кроме химии?
— Люблю свою девушку. Люблю кино, старый кинематограф, чёрно-белый, цветной, немой. Собак люблю. Люблю то, что кажется банальным, но на самом деле это замечательно и важно: проводить время со своими родными и любимыми.
— Вы выступали на Фестивале актуального научного кино. У вас есть любимый фильм о науке?
— Есть книга, которая для этого написана, — "Понедельник начинается в субботу". У неё в предисловии стоит: "Сказка для научных работников младшего возраста". По ней сняты "Чародеи", взят тот же самый мир, но другие персонажи. На самом деле это про людей, у которых на работе "понедельник начинается в субботу". Настолько они любят своё дело, настолько они им увлечены. Так что считаю, что никто не может конкурировать с этой книгой.
"Понедельник начинается в субботу" (1945) — повесть-сказка братьев Стругацких. Книга рассказывает о рабочих буднях сотрудников научно-исследовательского института, который занимается проблемами чародейства и волшебства. Ключевой момент произведения: персонажи так любят свою работу, что не выносят воскресений и праздников; для них понедельник начинается уже в субботу, ведь вся их жизнь, её счастье и смысл состоят в непрерывном познании мира, полного чудес.
— Наука заполняет большую часть вашего дня. Если бы перед вами был выбор: отказаться от науки или от личной жизни — чтобы вы предпочли оставить?
— Я не хочу ни от чего из этого отказываться. Не считаю, что днями и ночами пропадаю на работе. Стараюсь уделять максимально много времени себе, близким людям, любимой девушке. В научной деятельности легче подстраивать под это график. Иногда ты вынужден работать ночью или усиленно неделю, зато потом ты можешь дать себе больше выходных и провести времени с тем, кто тебе дорог.
 
О науке
— Выступая на Science Slam Самара в декабре 2013 года, вы сказали, что химия почти не отличается от кулинарии.
— Да, и немного математики. Это была шутка, конечно, но в каждой шутке есть доля правды. Кулинар знает, что если особым образом в особом порядке смешать молоко, муку, яйца и яблоки, то получится шарлотка. Химик же знает, что если смешать кислоту и щёлочь, то получится соль и вода. Если рецепт приготовления торта сравнить с методикой проведения лабораторной работы, будет почти один в один. На вопрос: "Почему химическая реакция идёт именно так?" — строго говоря, единственным неоспоримым ответом будет: "Потому что на эксперименте так". Почему вы выбрали этот рецепт торта? Потому что он работает.
— Почему, по-вашему, популяризация науки — это важно?
— Я считаю, пропал положительный образ учёного. Быть учёным в какой-то момент перестало быть круто. Некоторые думают, что пойти в науку — просто скукотища, серая неинтересная фигня. На самом деле это не так. В науке каждый сможет для себя что-то найти. Это абсолютно конкурентоспособный образ жизни.
— Почему быть учёным круто?
— Учёные создают что-то, какие-то результаты, которые зачастую, особенно экспериментальные, останутся навсегда в этом мире. Наука — это большой, главный вклад в развитие мира, в понимание чего-то, и наше движение вперёд. У некоторых людей, мне кажется, могут возникнуть вопросы: "Чем я занимаюсь в жизни?", "Что после меня останется?". Пошёл в науку — у тебя таких вопросов не будет. (смеётся) Что-то да останется. Это первое.
Во-вторых, наука интересна в своём разнообразии. Если тебе тяжело заниматься какими-то рутинными делами, то в науке всё будет, как ты хочешь. Хочешь рутинную работу — построй график так, хочешь всё время его менять под ежедневные нужды — можешь это сделать. Нет такого, что ты точно знаешь, что ты будешь делать через год или послезавтра.
— Назовите три главных качества, которыми должен обладать хороший популяризатор науки.
— Во-первых, искренность, Во-вторых, мотивация — ему самому должно быть интересно то, что он изучает. В-третьих, цель, с которой он выходит к публике. Цель выстраивается в зависимости от аудитории. Это не всегда донесение той информации, которую ты говоришь (рассказать, что гомеопатия не работает). Иногда цель — рассказать, как сейчас движется наука, что в ней нового. Иногда цель — выйти и показать на конкретном примере, что наука — это интересно. Наукой занимаются такие же, как и мы все, люди: они тоже молодые, они живут с вами в одном мире, находятся в одном с вами культурном контексте.
— Вы говорили, что "химия — это клёво, интересно и просто, как дважды два". Если химия — это просто, что тогда, по-вашему, сложно?
— Я не верю, что есть что-то по-настоящему сложное. Если у тебя есть время и желание, ты можешь разобраться в любой теме. 
Разузнала "о химии и не только" Арина Лукирич, "Батарея", фото Арины Косицыной