федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Техника есть благо

Техника есть благо

Самарский университет

Человек использует её в своих интересах, изменяя среду

Нестеров Александр Полет (газета) бортжурнал
29.03.2019 2019-03-29
Как и когда изменится рынок труда в условиях развития информационных технологий? Стоит ли опасаться конкуренции с искусственным интеллектом? Что ожидает человека в условиях новой технологически продвинутой цивилизации? В этих вопросах в качестве эксперта мы попросили выступить доктора философских наук, заведующего кафедрой философии Александра Нестерова. Научные интересы профессора касаются концепции трансгуманизма, которая поддерживает использование достижений науки для улучшения умственных и физических возможностей человека.
– Александр Юрьевич, сначала, видимо, надо объяснить, что такое искусственный интеллект?
– Правильный вопрос. Область исследования ИИ в математике, кибернетике и то, что понимает под ИИ обывательское сознание – совершенно разные вещи. Для математики и кибернетики ИИ – это конкретный класс вычислительных процедур, имеющих научное значение. Для обывательского сознания – это некая среда, которая берёт на себя те или иные человеческие функции: принятие решений, экспертную оценку, исполнение.
И в этом смысле ответ на вопрос "Как ИИ повлияет на рынок труда?" зависит от того, где мы видим применение этой технологии.
Если в области исполнения, то очевидно, что, например, профессии хирурга, автомеханика в ближайшие десять лет станут другими. То есть везде, где требуется исполнительское мастерство, сам характер этого мастерства будет меняться. Врачам, рабочим предстоит освоить новые высокотехнологичные приборы, которые заменят скальпель или кувалду.
Если говорить об ИИ как об экспертных системах, системах поддержки принятия решений, то вряд ли технологии в ближайшее время смогут заменить диспетчеров аварийных служб или консилиум врачей. Мне слабо верится, что принятие решений, которые затронут вопросы экономики или жизни человека, будет передано машинам. Но нет сомнений в том, что инструментарий экспертных систем будет расти. И в этом направлении появятся новые профессии, которые будут требовать навыков обслуживания экспертных систем: их наполнения, разработки алгоритмов. Для области сугубо человеческого рассудка я пока не вижу вариантов замещения человека машиной. Давно говорят, что профессия бухгалтера уйдёт, но пока мы этого не наблюдаем: система 1С работает, но тем не менее она нуждается в анализе, а также в людях, которые наполняют её содержанием, используют её алгоритмы. И в этом смысле профессия бухгалтера никуда не делась и вряд ли в ближайшее время исчезнет.
Мы с Дмитрием Викторовичем Горбуновым написали статью "Технологическое будущее России" на основании его идеи об ИИ. В ней описано несколько форматов существования этой технологии. Мы представляем ИИ в виде среды, которая обеспечивает взаимодействие идеи и конечного пользователя этой идеи, то есть среду, способную связать идею, родившуюся у одного человека, и потребителя – другого человека. Когда мы дойдём до такого понимания технологического развития, тогда реальность будет изменена. Как именно? Я боюсь прогнозировать.
– Когда это произойдёт?
– Смотрите, существовал проект "Россия 2045", он предполагал, что с 2015 года появятся аватар-­технологии. Этого не произошло. Надо понимать, что когда мы слышим точный научно-технический прогноз по годам, то на самом деле речь идёт об объявлении планов корпорации. Таковы прогнозы корпорации Google, которые вытекают из алгоритмов развития этой корпорации.
Если же говорить о повсеместном внедрении, то здесь действует накопительный эффект. Когда технологии ДЗЗ существенно трансформируют рынок принятия решений, скажем, в сельскохозяйственной области, когда все автопредприятия города будут пользоваться программами типа "Прибывалки", тогда на место диспетчерам придут программные средства, которые потребуют другого типа занятости в обслуживании этих программ.
Очевидно, что сначала картина мира сильно изменится в Европе и Америке. Как именно – это вопрос не к философу. Мы можем очертить основные магистральные линии. И здесь линия очень проста: сначала трансформация происходит в сфере чувственного восприятия – робототехнические системы (чувствительность робота-хирурга на несколько порядков выше, чем чувствительность человеческих пальцев) приходят в сферу артефактов. То есть сначала искусственный объект появляется там, где уже есть приложение человеческих рук. В философии эти процессы описывает теория органопроекции: человек создаёт инструменты, чтобы продолжать или улучшать деятельность наших рук, ног, туловища, мышц и так далее.
Затем мы создаём технологии (или артефакты) в области нашего ума, рассудка. Это означает, что мы используем экспертные системы, вычислительные системы, чтобы лучше считать, говорить, переводить, то есть чтобы качественно изменить само мышление. Это заслуга кибернетики, и здесь прогресс налицо.
И третий шаг – то, что сейчас должно начать развиваться, – это технологии связи между артефактами чувственного уровня и артефактами рассудка. То есть между экспертной системой и роботом есть какая-то связь, но она устанавливается человеком. На нашем языке она называется процедурой рефлексии – процедурой обратной связи. Пока границы этой рефлексии устанавливаются человеком. Очевидно, что в ближайшие годы будут появляться системы, которые формируют в том числе и робототехническую рефлексию, и человеческую рефлексию, то есть отвечают за интерпретацию фактов или связывают робототехнические комплексы исполнительского характера и экспертные системы как элементы нашего собственного ума, элементы, расширяющие и дополняющие наш ум. Как эта связь будет выстроена технически, мне пока сложно сказать, но прогресс будет идти в этом направлении.
– Какие навыки позволят студенту чувствовать себя увереннее в этом мире?
– Конкурировать с машинами бессмысленно. Человек соединяет миры: мир технологий и мир реальный. В задачи человека входит использование машины для качественного улучшения своих возможностей. Если человек соединяет миры, то с помощью техники он преследует только одну цель – улучшать качество взаимодействия миров. Если качество взаимодействия улучшается – человек на верном пути. Как узнать? Если возникает большее количество проблем – значит улучшается. Если вам становится всё понятно, жизнь становится определённее и скучнее – значит ухудшается.
Не надо пугаться машин – это глупость. Один из ведущих представителей философии техники Фридрих Дессауэр говорил, что техника есть благо. Что её человек использует в своих интересах, изменяя среду вокруг себя. В этом смысле проблема соотношения человека и техники не в том, что техника угнетает человека. Дело в том, что человек не знает, что делать с самим собой, когда техника облегчает его быт и даёт ему свободное время. И в этом смысле задача человека – понять, как осмысленно существовать в условиях, когда не надо бороться за выживание.
– Можно ли использовать возможности ИИ, чтобы удержать свои позиции?
– У человека опять же другие задачи – ему надо развиваться. Это навык, который надо тренировать, – навык формирования навыков. Так что учитесь учиться! Процесс постижения нового бесконечен в рамках человеческой жизни. И до тех пор, пока человек открывает для себя что-то новое, он остаётся человеком. Но это искусство. То есть человек должен быть искусником, художником, уметь оставлять в своей душе место для нового.
Люди, которые всю жизнь провели за операционным столом со скальпелем, могут обнаружить, что роботы выполняют их функции лучше. Но это не коснётся гениальных хирургов. Да, это личностная трагедия человека. Но тут надо подумать, что потому, что ты всю жизнь выполнял эти несложные действия, у тебя не было времени изучать новое. Наверное, выпуская студентов в жизнь, мы должны объяснять, что всю жизнь осуществлять один и тот же набор действий – не есть содержание человеческой деятельности. Её содержание – это тот накопленный тобой опыт, который можно передать оператору хирургического робота. В этом смысле я не вижу глобальных проблем. Локальных проблем будет много, ведь люди не любят что-­то менять в своей жизни. Важно, чтобы люди поняли, что их не хотят уничтожить, но они должны расти и меняться.
– Александр Юрьевич, вы в своё время создали в университете такую традицию, как Лемовские чтения, и теперь регулярно проводите конференцию, посвящённую писателю Станиславу Лему. Как писатели-фантасты видели эту ситуацию?
– Вариантов взаимодействия человека и роботов, искусственного интеллекта множество. Если мы за научной фантастикой признаем некую прогностическую функцию, то, конечно, речь идёт о симбиозе естественного и машинного интеллекта (Дэн Симмонс, Руди Рюкер), и в этом случае ИИ – полноправный участник человеческого социума. Есть несколько авторов, которые довольно хорошо прописали будущее, в котором можно менять тела (Роджер Желязны, Ричард Морган).
Роботы берут на себя либо управление человеческой историей ("Основание", Айзек Азимов), либо управление какими-то точечными объектами, требующими высокоскоростных вычислений – спутник, космопорт, аэродром – там, где ИИ лучше справится, так как считает быстрее (Энн Леки из новых авторов). И человек просто существует. Вариантов войны человека с роботами я не припомню.  
Ксения Ионихина, МИА "Самарский университет"