федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

"Мы создаем инновационный механизм для учёных Самарского университета"

"Мы создаем инновационный механизм для учёных Самарского университета"

Самарский университет

Интервью Дмитрия Оводенко газете "Полет"

управление инновационных программ Оводенко Дмитрий Стартап-центр Авиатехнокон (научно-технологический парк) Полет (газета) студенту сотруднику
07.06.2019 2019-06-07
Инновационный блок Самарского университета серьезно меняется. Управление инновационных программ (УИП) Самарского университета возглавил общественный представитель Агентства стратегических инициатив Дмитрий Оводенко. В зону ответственности управления вошли стартап-центр и технопарк НТП "Авиатехнокон". Какие задачи стоят перед обновленными структурными подразделениями, "Полету" рассказал Дмитрий Оводенко.
"В инновационный пояс может зайти любой"
— Что нужно сделать, чтобы университет от формата 2.0 плавно перешел к формату 3.0 и занялся коммерциализацией научных разработок? Если посмотреть на ситуацию с малыми инновационными предприятиями (МИП), из которых должен формироваться инновационный пояс вокруг университета, то можно увидеть, что их 16. Это много или мало? В Тольяттинском госунивере обозначено 26 таких предприятий. Надо ли гнаться за цифрами?
— Сначала необходимо посмотреть, что сегодня происходит на рынке образования. Министерство науки и высшего образования РФ предъявляет все более жесткие требования к процессу обучения, количество вузов сокращается, прямое бюджетное финансирование уменьшается, параллельно появляется программное финансирование под выполнение конкретных задач и kpi. Одновременно с этим перед вузами и академическими институтами с их научным потенциалом поставлена задача по коммерциализации своих продуктов в направлении создания прорывных технологий.
В такой ситуации МИПы призваны помочь вузу быстро коммерциализировать результаты своей научной деятельности на соответствующем рынке. Что такое малое инновационное предприятий? Это научная бизнес-единица, которая своей головой и руками, ногами и за свой счет создает инновацию и при помощи вуза выходит на рынок. А что такое инновация? (Делюсь своим видением, не настаивая на правоте). Инновация — это обязательно новое качество продукта (услуги) или новый продукт и он востребован рынком, то есть его покупают. Если говорят: мы сделали новый продукт и положили его на полку — это еще не инновация. Это идея. Идею в инновацию превращает покупатель, а не представители Роспатента РФ.
В оперативное управление нашему "управлению инновационных программ" в марте были переданы стартап-центр Самарского университета и технопарк НТП "Авиатехнокон". Это звенья одной цепи и наша задача выступить в качестве единого механизма, который обеспечит работу "конвейера инноваций" всех ученых нашего вуза.
— Поясните, как вы видите работу этой цепочки?
— Смысл в том, что далеко не все солидные ученые и разработчики нашего университета готовы были выставлять свои идеи и продукты на одной площадке со студентами, начинающими молодыми специалистами, молодыми учеными и предпринимателями. Они были уверены, что это не для них. Поэтому очень большой потенциал, причем академического уровня, не проходил и даже не доходил до тестирования на площадке стартап-центра. Но времена меняются и именно сегодняшнее время нам показывает, что "бриллианты" новых возможностей лежат в междисциплинарных зонах и именно эти зоны сегодня обеспечивают рождение мировых проектов, которые наиболее востребованы рынком. У каждого участника процесса есть своя специализация: преподаватель учит, ученый исследует и изобретает, предприниматель продвигает продукт на рынок и внедряет в производство, инвесторы и фонды вкладывают деньги. Все названные участники почти всегда физически находятся в разных местах и мало пересекаются для обмена идеями. Их объединение и есть задача нашего нового механизма, который мы в шутку и всерьез называем "конвейер" или "космодром". Фактически мы задумались и о создании в вузе, выражаясь бизнес-языком, "отдела продаж" и "магазина продуктов". Смотрите, какая получается забавная ситуация: мы с вами сейчас сможем перечислить почти все вузы Самарской области, но не сможем обозначить их сильные научные стороны для использования в наших интересах как потребителей; например: мы с вами захотели быстро купить услугу "умная квартира или дом", пул вузов мы определим быстро, а вот до фактического исполнителя можем и не дойти по простой причине: внутри вуза, даже если такие разработки есть, о них не знают, да и единой университетской "справочной" нет, все по принципу "язык до Киева доведет". Вузы сегодня работают в основном с крупными федеральными предприятиями, в нашу орбиту мы планируем вовлечь средние и малые предприятия.
Что касается нашего "инновационного конвейера", то на него имеет право зайти любой, будь то школьник, студент, молодой или зрелый ученый, изобретатель, предприниматель, инвестор, представитель предприятия. В рамках университета на сегодня мы рассматриваем составляющими такого конвейера стартап-центр и технопарк НТП "Авиатехнокон". Это реальное подспорье для продвижения через создание МИПов разработок, которые, уверен, в большом количестве уже имеются на любой кафедре и в лаборатории.
"Стартапы, МИПы — не "игрушка" для молодежи"
— На кого, по-вашему мнению, ориентированы МИПы, стартапы?
— Стартапы, МИПы — это не модное слово и "игрушка" для молодежи, это способ для каждого свою идею превратить в бизнес, и для этого есть отработанные технологии. Согласно многочисленным исследованиям средний возраст основателей самых быстрорастущих компаний — 45 лет. Поэтому у нас сейчас в проработке программа, которую мы назвали "Стартап для ученых серебряного возраста". Так что в стартап-центр, а мы его еще называем "единой точкой сборки" или "единым инновационным окном", может обратиться любой. Студенту мы объясним, что думать можно и нужно не только о дипломе, но и о создании своего предприятия, которое будет заниматься и наукой, и бизнесом и, возможно, кормить его семью и внуков. На эту площадку может зайти и инвестор со свободными средствами. Также среди наших партнеров контрагенты — фонды, которые занимаются прямым или косвенным финансированием всевозможных проектов на ранних стадиях и на стадиях запуска в серию. Это РВК, Роснано, различные инновационные фонды, в том числе и частные.
— С одной стороны, фондов много...
— Да. Занимаясь бизнесом с 1992 года, я столкнулся с тем, что очень сложно ориентироваться в большом количестве инструментов финансовой поддержки: их много, разные инициаторы, короткий период, условия быстро меняются. Для того чтобы разобраться в многообразии инструментов поддержки, нужно потратить не один месяц. А уж соответствовать условиям и вовремя получить финансирование — еще более сложный квест: попробуй попади в график конкурса, который даже если и выиграешь, то надо еще дождаться реальных средств на своем счету из-за медленной поэтапности финансирования. Такая же история с научными фондами — информация по ним разрозненная. Ученым, которые хотят получить финансирование, надо оторваться от исследований, разобраться в инструментах поддержки, заполнить огромное количество бумаг, учесть требования и сроки, при этом регламент постоянно меняется. И даже соблюдая все нюансы, можно получить отказ по формальному признаку — если, к примеру, не там печать поставили. Всей этой работой должен заниматься специалист — финансовый менеджер инновационных проектов. Наше управление должно предусмотреть и таких специалистов для нашего инновационного механизма по продвижению научных разработок, которые освободят ученых от поисковой и секретарской работы.
Я за то, чтобы наш инновационный блок в своем штате имел и продавцов инновационных продуктов, и переговорщиков, и специалистов умеющих делать презентации, и инновационных маркетологов. Видите, как слова трудно подбираются, а потребность в новых профессиях уже есть, не исключаю, что в скором времени наш университет таких специалистов и будет готовить. На сегодня один из основных коммуникационных навыков — переговорный с элементами публичной презентации. Покупателю важно понимать и видеть перспективу продукта, в который он вкладывается. Вот именно таких специалистов, ориентирующихся в потоке информации, консультирующих ученых, в каких проектах им стоит участвовать, а в каких нет, мы будем воспитывать из сотрудников университета.
"Мы составили обращение ко всем нашим ученым"
— Есть ли реестр научных разработок, с которыми уже можно начать работать?
— Пока такого реестра или шорт-листа нет. Мы составили обращение к нашим ученым — ко всем, без исключения, для того чтобы собрать полный перечень проектов, даже тех, которые находятся на уровне идей.
— А как заставить работать патенты? Ведь, как правило, ученый знает, как сделать жизнь лучше и проще, но патент пылится на полке.
— Товарные знаки, патенты — это потенциальные источники финансирования. Это и способ повышения балансовой стоимости тех же МИПов. Есть простая схема, как можно коммерциализировать ноу-хау, интеллектуальную собственность. Регистрируешь ноу-хау, получаешь оценку независимого эксперта, который изобретение оценивает по рыночной (реальной и большей) стоимости, в результате у предприятия появляется актив и под него можно получить кредит. Изобретение можно трансформировать в инструменты быстрого финансирования.
"Хочу, чтобы в университете рождались миллионеры от науки"
— Расскажите подробнее про задачи стартап-центра?
— Стартап-центр — это главная точка входа в инновационную экосистему университета. Здесь рождаются идеи, затем они "прокачиваются" и проходят через фильтр экспертов — тех, кто уже с практическим опытом и задает неудобные вопросы, а на эти вопросы отвечает (или нет) сам инициатор проекта. В качестве экспертов мы приглашаем представителей бизнеса: практик смотрит на изобретения с другой стороны, "в роли покупателя". Краш-тест должен показать: востребована или нет идея (технология). Готовы за продукт платить граждане страны и мира? Я не оговорился, мы не ограничиваем себя даже Россией. Мы мыслим инновационно — в рамках планеты Земля. У нас есть пример международного успеха — Антон Зрящев создал инновационный продукт, который оказался интересен США. Хочется, чтобы "Антонов Зрящевых" у нас было много, чтобы их проекты "взлетали" каждый месяц. Предпосылки для этого есть. Мы будем приглашать Антона и других ученых-предпринимателей на наши встречи, чтобы они делились опытом работы и опытом поиска финансирования, продвижения на зарубежных площадках, рассказывали о неудачах и успехах.
Моя золотая мечта — чтобы появилась у нас традиция, когда перед главным корпусом университета взлетают петарды как символ того, что у нас родился новый МИП-миллионер от науки. Хочу, чтобы богатые люди от науки стали привычным явлением для университета. И тогда в наш университет, закрывающий практически все направления: от математики и физики, социологии и филологии, будут приходить самые умные дети со всей страны и зарубежья.
— Почему "не зашел" предыдущий формат работы стартап-центра?
— Я с вами не соглашусь. В Самарской области создан эффективный инновационный пояс: акселератор Yellow Rockets, АНО "Региональный центр инноваций", ГАУ "ЦИК", АНО "КИЦ", StartupSamara — это инновационные инструменты министерства экономического развития Самарской области. Наша областная инновационная инфраструктура признана одной из лучших в России, она работает и показывает результаты. Но она заточена под всю Самарскую область, а не под конкретно наш Самарский университет. Новая и текущая задача УИП: сфокусировать лучшие областные практики на нашем вузе через стартап-центр и технопарк НТП "Авиатехнокон". Сейчас мы выстраиваем систему таким образом, чтобы информационные потоки доходили до каждой лаборатории и ученого, до каждого сотрудника, до каждого студента нашего вуза.
"У вуза должен быть свой финансовый фонд помощи пилотам"
— Расскажите, в чем заключается задача технопарка?
— Технопарк, в классическом понимании модели — это территориальная, научная, технологическая и техническая база для реализации инновационных проектов. В имущественном комплексе объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные площадки, жилые зоны, подъездные пути, охрана. Это такой "перекресток" внутренних и внешних институтов, производственных запросов и научного потенциала. Это уровень взаимодействия сторон инновационного процесса: "не идея" (как в стартап-центре), а "продукт, могу сделать", где могут работать не только с задачами, но проблемами. По факту мы таковым и являемся, только сюда нужно добавить еще наш большой и красивый Ботанический сад. Кроме этого, у нас есть отдельное двухэтажное здание на 1300 метров под размещение МИПов, но "де юре" оно не наше, поскольку было построено на областные деньги, и сейчас мы вступили в переговорный процесс с областным минэкономразвития о передаче этого здания на баланс нашему университету. Технопарком управляет НТП "Авиатехнокон" — это следующий этап конвейера. Стартап-центр — точка входа в инновационную экосреду независимо от уровня готовности проекта. Но инноватор долго в стартап-центре не задержится. Он собирает команду, прорабатывает идею и создает МИП, выражаясь бизнес-языком — научную "ОООшку". И следующей остановкой в этой технологической цепочке и будет технопарк, именно на этих площадях МИПы и должны располагаться. Здесь находятся не только МИПы (им для регистрации элементарно нужен юридический адрес, офис, место для размещения лаборатории), но и лаборатории коллективного пользования.
— Зачастую формат государственного учреждения замедляет процесс перехода на коммерческие рельсы. Как продвигать инновации в этих условиях?
— Вопрос не в государственной принадлежности, а в физическом размере организации. Чем она больше, тем дольше проходят и обрабатываются "внутренние сигналы" — принимаются и оформляются решения. А скорость системы оценивается по скорости самого медленного элемента. Это закон замкнутых систем. Как ускорить процесс? На первом этапе нужно создать понятный прозрачный механизм, который поможет обеспечить взращивание новых технологий из идей.
Нужно привлекать к этой работе и клуб выпускников вуза.
Конечно же надо работать и с предприятиями. На днях, с подачи первого проректора Романа Олеговича Самсонова, была организована и проведена однодневная встреча с инженерным корпусом "Газпром трансгаз Самара". В университет приехали 15 руководителей подразделений, возглавлял делегацию главный инженер первый заместитель генерального директора Владимир Грабовец. Специально акцентирую внимание: начали в 9.00 и закончили в 18.00! Обсудили презентации ученых университета, далее прошлись с руководством компании по лабораториям, производственники пообщались с разработчиками, говорили друг с другом на одном языке, озвучили интересные и перспективные темы, внесли их в протокол для дальнейшего взаимодействия и проработки. И это лишь один из примеров необходимого нового формата взаимодействия с предприятиями-заказчиками. 
— А есть ли инструменты, которые помогут создать прототип, оформить уже существующую технологию?
— В вузе должен быть создан собственный финансовый фонд для быстрой помощи тем проектам, которые находятся в стадии создания пилота или образца. Для того чтобы этот демо-вариант показывать инвесторам и потенциальным заказчикам. Средства для этого, как правило, нужны небольшие, но очень быстро — ждать, пока пройдет очередной конкурс зачастую нельзя: то, что мы не успеваем сделать сегодня, завтра будет сделано другим университетом.
Пользуясь случаем, приглашаю наших коллег к сотрудничеству. Любые идеи, любые вопросы — "инновационный телефон" +7(960)832-77-71.
Вопросы задавала Елена Памурзина